История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

  Мобильная версия
Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Сапогова Ю. Е., Салимова Д. А. (Елабуга). Образовательный потенциал использования художественной ономастики в научно-исследовательской деятельности учащихся (Топонимические чтения 2017)

Сапогова Ю. Е., Салимова Д. А.

г. Елабуга, Россия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ использования художественной ономастики в научно-исследовательской деятельности учащихся

Аннотация. Целью данной статьи является анализ роли ономастики в расширении лингвистического кругозора учащихся средней школы путём организации исследовательской деятельности на уроках литературы. В статье также объясняется важность изучения региональной ономастики для формирования у учащихся любви к родному краю.

Ключевые слова:ономастика, научно-исследовательская деятельность, антропоним, прецедентное имя, региональная ономастика.

В данной статье мы попытаемся осветить один из аспектов учебно-воспитательной работы со школьниками, так называемое «обучение детей Словом», в нашем случае – текстом. Исследование имён собственных, онимов, имеет огромную важность вследствие специфики их сохранения и передачи огромной историко-культурной информации. Поскольку главная функция имени собственного – служить своего рода указателем на определённый предмет, оним способен сохранять свою основную значимость при полном затемнении этимологического значения. Отсюда – накопительная функция онимов, их способность сохраняться при коренных изменениях в языке, и даже при смене одного языка другим. В силу своей консервативности имена собственные позволяют в ходе ономастических исследований получить различную языковую и неязыковую информацию о языке-источнике того или иного имени.

Имена собственные различных видов, как известно, составляют значительную часть лексического фонда любого языка, они окружают нас во всех сферах общественной жизни, что делает изучение ономастики чрезвычайно важным для формирования лингвистической и культуроведческой компетенций школьников.

Ономастика как раздел лексикологии не значится в школьной программе. Однако широкое распространение собственных имён, онимов, в материалах многих предметов, таких, как литература, география, история и других естественных и гуманитарных наук, делает необходимым изучение ономастики наравне с другими дисциплинами. Имена собственные, часто употребляемые нами в повседневной речи, требуют осмысления, правильного написания, произношения и использования, что должно исследоваться в курсе ономастики.

Ономастика связана со многими другими научными дисциплинами: историей, археологией, этнографией, литературоведением, географией, астрономией и т. д. Ономастический материал обладает междисциплинарной направленностью, что позволяет использовать его на различных предметах, однако мы рассмотрим его изучение в аспекте мероприятий по литературе.

Подчеркнём, что научная деятельность в школе является наиболее эффективным методом получения компетенций учащимися. Она развивает в детях исследовательские способности, умение мыслить критически; вносит разнообразие в учебный процесс и развивает у учащихся интерес к приобретению знаний. Исследование какой-либо проблемы позволяет ученику почувствовать себя настоящим учёным, совершившим какое-то новое для него открытие. Особенно это значимо, если исследовательский материал непосредственно связан с местом, где живёт школьник, или с именами, о которых он знал с детства.

Широкий материал для исследований даёт ономастика. Она позволяет выяснить ряд вопросов по истории языка и народа, повысить языковую культуру учащихся, воспитать бережное отношение к языку.

Наиболее перспективным является изучение регионального, местного ономастического материала, поскольку это способствует развитию личности подростка, его культуры, уважения к людям других национальностей и приобщению к традиционным общечеловеческим ценностям (отечество, семья, знания и др.). Использование материалов региональной ономастики позволяет вызвать интерес подростка к родной земле, родному языку, осознать свое единство с «малой родиной».

Изучение ономастики на уроках русского языка и литературы с использованием местного языкового материала является важным не только с воспитательной, но и с образовательной стороны. У учащихся формируются следующие знания и умения:

·     умение анализировать и оценивать речевые факты окружающих людей, способствовать повышению речевой культуры;

·     умение связно выражать свои мысли на региональные темы в соответствии с нормами русского литературного языка;

·     умение анализировать художественные тексты;

·     знание речевого этикета.

Поскольку мы находимся в городе Елабуга республики Татарстан, есть возможность в ходе изучения произведений национальных писателей заняться исследованием творчества выдающегося русского писателя, родившегося в Елабуге, Дмитрия Ивановича Стахеева.

Дмитрий Иванович Стахеев родился 2 (14) февраля 1840 года в семье богатого купца Ивана Ивановича Стахеева, известного своей благотворительной деятельностью и торговлей мануфактурными товарами. В 14 лет Д. И. Стахеев был отправлен отцом в Сибирь по торговым делам, откуда в 1863 году он уехал на Амур, где занимался хлебопашеством. Позднее писатель переезжает в Санкт-Петербург, где его литературный талант окончательно раскрылся. В Петербурге Стахеев становится профессиональным писателем. Им были написаны такие популярные произведения, как «На закате» (1881), «Избранник сердца» (1884), «Студенты» (1888) и др. В 1891 году выходят избранные его произведения, включающие повести «Обновлённый храм», «Нищета» и «Пустынножитель».

В качестве примера научно-исследовательской работы, которая может быть проведена учащимися средней школы, мы взяли анализ антропонимического корпуса повести Д. И. Стахеева «Пустынножитель». Данная повесть относится к периоду позднего творчества писателя, она была написана в 1890 г.

Это произведение, впервые опубликованное только в прошлом году Евгенией Третьяковой (из династии Стахеевых, г. Сочи), рассказывает о жизни петербургского книжника Николая Александровича Климентова. Прототипом главного героя стал известный философ, публицист и библиофил Николай Николаевич Страхов, близкий друг Д. И. Стахеева, с которым Дмитрий Иванович в течение восемнадцати лет проживал в одном доме в Санкт-Петербурге.

Методом сплошной выборки нами было выявлено около 35 антропонимов, которые мы по структуре разделили на несколько моделей: «Имя», «Имя + Отчество», «Имя + Фамилия», «Фамилия», «Имя + Фамилия + Отчество» и «Отчество». Выбор той или иной модели зависит от социального положения персонажа, отношения к именуемому автора или другого персонажа, коммуникативной ситуации.

Например, модель «Имя» используется для именования второстепенных персонажей. Здесь играет роль социальный критерий, т. к. «Имя» используется для наименования прислуги и, в подавляющем случае, в речи слуг.

Например, прачка в разговоре с сапожником Михайло:

-Смотрю я на тебя, Михайло, и дивлюсь. Как ты, я погляжу, плох, даже до ужасти.

Половой из трактира:

-Очень просили, убедительно, сбегай, говорят, Елистрат, и ответ получи.

Д. И. Стахеев в своём произведении с помощью лексико-семантических средств литературной ономастики чутко отразил социальный строй конца 19 века: имена явно «не городские», подчёркивается деревенское, крестьянское происхождение прислуги: Елистрат, Михайло, Прасковья.

1.    Модель «Имя + отчество» является в произведении наиболее популярной и составляют 1/3 от всей группы имён персонажей: Николай Александрович, Иона Матвеевич, Павел Кузьмич, Прасковья Трофимовна и т. д. Это связано со временем написания повести – 1890 г. В 19 веке использование модели «имя + отчество» было распространено не только в официальной обстановке, как в наше время, но и широко применялось в неофициальных ситуациях, в быту. Данной моделью автор именует как главного, так и некоторых второстепенных героев.

Интересной особенностью представляется использование данной модели главным героем: он называет по имени-отчеству не только равных себе по социальному статусу дворян, но и прислугу, людей гораздо более низкого положения.

Например, обращение Н. И. Климентова к своей домработнице:

-Прасковья Трофимовна! Что бы это такое могло быть?

Или, в общении с переплётчиком книг:

- Будет. У вас, Карл Иванович, всё будет хорошо,- отвечал на такие сомнения Николай Александрович,- вы великий мастер своего дела…

Такая специфика показывает глубокую интеллигентность, учтивость, доброту главного героя, его уважение к людям независимо от их положения.

Особенностью произведения является большое количество прецедентных имён — ссылок на исторических лиц, известных авторов и персонажей литературы (почти 50% от числа всех антропонимов). Это объясняется спецификой сюжета повести – описанием жизни библиофила, начитанного и культурного человека, погружённого в мир книг и часто ссылающегося на исторические и литературные источники.

Главный герой повести часто цитирует всевозможные философские, религиозные и литературные труды. В качестве примера можно привести следующую реплику Николая Александровича:

«Однако же не со вчерашнего дня мыслящий человек спрашивает вместе с Экклезиастом: ²Дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз в землю – кто знает?²»

Такое обилие интертекстуальных имён безусловно характеризует главного героя, как образованного, высококультурного человека. Но, кроме того, характеризует оно и личность самого Дмитрия Ивановича Стахеева. Оно показывает начитанность, филологическую подготовленность автора, его культуру.

Многочисленные отсылки к религиозным трудам также говорят об искренней вере Стахеева, а, следовательно, и главного героя Н. А. Климентова, в Бога. Это является закономерным, поскольку Дмитрий Иванович был воспитан своим отцом в религиозности, регулярно с раннего детства посещал церковь и даже обучался местным дьяконом.

Проведение подобного анализа позволяет рассмотреть способы наименования персонажей, характерологическую роль имени собственного в произведении, зависимость того или иного способа наименования от отношения самого автора либо другого персонажа к описываемому герою, стилистические особенности использования того или иного антропонима. Кроме того, учащиеся узнают больше о личности самого писателя, его судьбе, различные факты его биографии. Наконец, исследование художественного произведения писателя-земляка позволяет узнать об истории родного края, о быте и жизни людей в эпоху, описываемую писателем, выявить характерные особенности и отличия использования языковых средств в различные временные промежутки.

Таким образом, обращение к материалам ономастики при организации исследовательской работы учащихся средней школы на уроках литературы позволяет оживить учебный процесс, сделать его более ярким, запоминающимся, привить детям интерес к истории родного края, к русскому языку, способствовать развитию толерантного, уважительного отношения к культурам других народов и, наконец, воспитывать всесторонне развитую личность, осознающую себя частью народа и разделяющую его культуру и ценности.

Литература:

1.    Интернет-ресурс: Зинин С. И. Введение в поэтическую ономастику. URL: http://imja.name/poehtonimy/poehtonimy.shtml

2.    Интернет-ресурс: Романова Т. Н. Использование ономастического материала в школьной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 24. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95280.htm.

3.    Реформатский, A. A. Введение в языковедение / A. A. Реформатский. -М.: УРСС, 2001.-536 с.

4.    Салимова Д. А., Павлова В. Г. Поэтонимы как интертекстуальные элементы в текстовом поле Николая Алешкова/Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 1. http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/8.

5.    Салимова Д. А., Патенко Г. Р. Антропонимия романов Д. И. Стахеева./ Д. А. Салимова, Г.Р. Патенко.  – Елабуга: Изд-во Елабужского госпедуниверситета, 2008. – 112 с.

6.    Стахеев Д. И. Пустынножитель. Избранные произведения./ Д. И. Стахеев. – Краснодар: Экоинвест, 2015. – 284 с.

7.    Суперанская A. B. Общая теория имени собственного / A. B. Суперанская. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.— 368 с.

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Какая из этих фамилий имеет армянское происхождение?

По секрету...

  • 27 Март 2010

    История знатных титулов необычайно интересна.

    Хорошей иллюстрацией этому служит история русского слова ЦАРЬ. Этимологически оно восходит к латинскому языку, и  произносилось на Руси первоначально как ЦЕСАРЬ (отсюда сохранившееся в литературе название наследника престола – цесаревич). Подробнее...


Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100