В названиях городских объектов Москвы сохраняется немало "топонимического чертополоха" и откровенных политических "плакатов" той идеологической системы, которая ровно 20 лет назад была отвергнута нашим обществом. Научный руководитель ИИЦ "История Фамилии", председатель Гильдии лингвистов-экспертов по информационным и документационным спорам (ГЛЭДИС) профессор М.В. Горбаневский уверен, что московским властям следует не только исправить эту ситуацию, но и принять соответствующие законодательные акты, которые обезопасили бы столицу от подобных проблем в будущем.
Власти столицы рассматривают вопрос о переименовании в городе нескольких объектов. Среди них, в частности, Ленинградский вокзал и станция метро "Войковская". Власти обещают заниматься этим вопросом, учитывая общественное мнение. Ранее аналогичная комиссия отказалась переименовывать станцию "Войковская" несмотря на протесты ряда организаций, заявляющих, что в столице не должно быть объектов, названных в честь Петра Войкова, участника убийства царской семьи. Что касается Ленинградского вокзала, то с инициативой его переименования выступает РЖД, предлагая вернуть вокзалу историческое название - Николаевский. С комментариями для "Вестей ФМ" - председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский.
"Вести ФМ": Вокруг переименования ходило и ходит немало споров. Вы сами поддерживаете эту инициативу?
Горбаневский: Я сразу вам хочу сказать, коллеги и уважаемые радиослушатели, что все очень просто: ошибка в термине и у вас, уважаемая радиостанция, и у тех, кто комментирует и занимается этим.
"Вести ФМ": Расскажите, пожалуйста!
Горбаневский: А ошибочка заключается в следующем: здесь надо пользоваться термином не "переименование", а "восстановление исторического названия". И вот тогда все встает на свои места.
"Вести ФМ": Но, тем не менее, через процедуру переименования на данный момент. Горбаневский: Да, совершенно верно.
"Вести ФМ": Но вы сами эту инициативу поддерживаете или нет?
Горбаневский: Мне посчастливилось в свое время в течение трех лет поработать с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, который был как раз одним из главных инициаторов восстановления исторических названий на карте России, именно как памятников истории, как памятников культуры, как памятников исторических традиций, знаковых мест. Исторические названия - такие же памятники, как и памятники архитектуры, памятники фольклора, памятники изобразительного искусства. К ним относятся и название Николаевского вокзала. Оно возникло у нас в 1856 году, вокзал был построен в 1844-1951 годах. И с 1956 года назывался Николаевским. И тут есть логика, в этом смысле я согласен, я разделяю точку зрения своих коллег-историков (я лингвист, доктор филологических наук) из Института истории, например, профессора Лаврова, которые говорят, что нужно считать исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский. Потому что именно в феврале 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Сам вокзал строил архитектор Тон, но именно государь-император стоял у истоков создания железных дорог России. Так что если резюмировать мое отношение, то я за восстановление исторического названия не потому, что вокзал носит имя господина Ульянова-Ленина, у меня есть своя точка зрения на этот исторический персонаж. Я, кстати говоря, считаю, что слишком много у нас до сих пор "ленинских" и прочих "краснофлажных" названий, это бесплатные баннеры КПРФ, между прочим, и поэтому я отношусь к этому как к нормальному процессу восстановления исторического названия.
Полностью интервью профессора Горбаневского вы можете прослушать на сайте радиостанции Вести-FM
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ