2013 год в Чувашии случился интересным. Во всяком случае, в плане антропонимическом, поскольку пополнил российский именник ещё некоторым числом довольно интересных имён, которые журналисты уже поспешили назвать необычными.. Например, самыми необычными женскими именами, появившимися в 2012-2013 годах, ими были признаны имена Илемпи, Синерпи, Пинерпи, Пинеслу, Саламби.
Впрочем, называть их необычными не совсем правильно.
Старшее поколение ещё помнит эти имена и они не кажутся им странными. Другое дело, что причины, по которым эти имена были выбраны сегодня, действительно, не совсем обычны. Например, окончание -пи в чувашских женских именах восходит к общетюркскому слову ‘бике’ – «госпожа», который в чувашском языке обычно произносится как ‘пике’. Как полагают тюркологи, первоначально этот компонент употреблялся исключительно в качестве вежливой формы обращения к женщине, а позднее был включён и в состав личных имён. Причём, он мог быть добавлен к именам, имевшим различное происхождение. Например, имя Пинерпи было образовано от названия чувашской деревни Пинер или Пинеры, Синерпи от деревни Синерь или Синеры. Любопытно было бы узнать, в каких населённых пунктах были даны эти имена в последние два года: в старину-то они давались как реальные указания на место рождения.
Но компонент -пи мог добавляться и к именам другого происхождения. Например, имя Тунепи в прошлом давали девочкам, родившимся в день ‘тунти’, то есть в понедельник (в современном чувашском языке понедельник носит название ‘тунтикун’). Мальчику, родившемуся в этот день, давали имя Тунюк. Девочке, родившейся в пятницу (современное название ‘эрнекун’), давали имя Эрнепи, мальчику – Эрнук.
Далеко не всегда, как, впрочем, и сегодня, дети рождались в те дни и часы, когда на это рассчитывали сами родители. Так возникли мужское имя Туймарса и женские – Туйпи и Туйпике, которые давались, соответственно, мальчикам и девочкам, если они рождались в день, когда в селе справляли чью-то свадьбу (‘туй’ – «свадьба»).
Если дочь появлялась на свет в тот день, когда её мама участвовала в жатве, ей давали имя Хиртепи (чувашское слово ‘хир’ означает «поле»). И таких примеров имятворчества было огромное множество. В этом нет ничего удивительного. Традиция давать имена, косвенно указывающие на обстоятельства рождения ребёнка, в древние времена была широко распространена у всех народов мира.
С принятием чувашами православия этот обычай постепенно стал исчезать. Но, как и у большинства христианских народов, подобные имена сохранялись ещё на протяжении длительного периода в качестве дополнительных, вторых имён, которые принято называть нецерковными.
И сегодня мы наблюдаем в Чувашии, как и во всех регионах с преобладающим христианским населением (в Чувашии православные составляют более 90%) схожую картину. При абсолютном преобладании имён, восходящих к христианскому именнику, всё чаще появляются имена, имеющие корни в дохристианском именнике каждого народа. Процент их невелик, но вызывает вполне объяснимый интерес СМИ. Например, по данным за 2013 год, в Чувашии в первую десятку самых частотных имён новорождённых попали мужские имена Кирилл, Артём, Дмитрий, Александр, Максим, Егор, Даниил, Роман, Михаил и Иван. Из женских имён самой большой любовью ныне пользуются имена Анастасия, Мария, Дарья, Анна, Виктория, Валерия, Ксения, Софья, Полина и Арина.
Осталось отметить ещё один приятный факт. На протяжении последних семи лет рождаемость в Чувашии растёт. И, по прогнозам сотрудников республиканского ЗАГС, этот процесс будет продолжаться. Надеемся, это обещает нам и появление среди юных жителей республики новых, точнее старых и, казалось бы, давно забытых, но необычайно красивых «исторических» имён.
Директор ИИЦ «История фамилии» Владимир Олегович Максимов.