Верховная Рада Украины одержала очередную «победу» над топонимикой этого многострадального государства. На сей раз принят закон о переименовании 74 населённых пунктов, в том числе и входящих в состав ДНР и ЛНР. Под «переименование» попал и легендарный Краснодон.
-----------------
На протяжении многих лет на страницах нашего сайта мы неоднократно выказывали разделяемую многими ономатологами точку зрения на то, что историческая топонимика не должна быть объектом реализации идеологических веяний. Она является неотъемлемой частью истории и культуры каждого народа, государства, населённого пункта. По этой причине следует придерживаться принципа сохранения исторически сложившихся топонимов.
В случаях же, когда в обществе возникает потребность увековечить память о каком-либо событии или личности (группе лиц) в виде мемориального названия, логичнее присваивать соответствующие названия новым объектам.
Особые случаи, при которых данное положение может быть обойдено, должны быть оговорены отдельно и прописаны в соответствующих законодательных актах. И самое разумное – не допускать таких случаев в будущей практике, что не означает обязательного возвращения первоначальных названий, например, всем населённым пунктам, названия которых были изменены в XXстолетии. Некоторые из таких названий, несомненно, были удачными. И даже стали важными символами.
Это, на наш взгляд относится к названию города Краснодона, до 1938 года носившего название Сорокино.
В своём стремлении истребить в гражданах Украины всякую память о реальном прошлом населяющих её народов, о героических страницах их предков депутаты Верховной Рады готовы преодолеть время и расстояние. При этом они в своём порыве часто «выскакивают» за пределы территории, вверенной им малой частью населения нынешней Украины.
Это случилось и сегодня. Краснодон «переименован».
Не стоило депутатам ВР в очередной раз выставлять себя на посмешище. В Луганской народной республике, пусть пока и непризнанной, этого всё равно не оценят.
Можно предположить, что жители расположенного в ДНР села Розы Люксембург и сами были бы не прочь дать селу новое название. Но когда такое решение навязывают «эти»!?…
Есть ли польза от данной «инициативы» для российского общества?
Есть. И очень большая. Как трагические события, последовавшие за очередным «майданом» отрезвили российское общество, помогли ему понять, что, следуя заморским «рекомендациям» мы приближаем страну к развалу (и это произошло не после возвращения Крыма, а после того, как мы увидели, ЧТО пришло к власти на Украине), так и подобные «законопроекты» дают нам повод для размышлений.
В любом обществе существуют группы, имеющие разные взгляды на историю своей страны, разное представление о её будущем и способах достижения этого. Поэтому крайне важно, чтобы часть законопроектов (быть может, и все), прежде чем они будут вынесены депутатами на голосование, проходили соответствующую экспертизу в научном сообществе. Сомневаюсь, что кто-то из ономатологов Украины, за исключением псевдонаучного «института национального беспамятства», порекомендовал бы сейчас трогать топонимию юго-востока Украины, тем более такие её символы, как Краснодон.
Российское научное сообщество неоднородно, но не растеряло опыта ведения научного диспута, диалога. И сообща может выработать рекомендации депутатам всех уровней для их последующей законодательной деятельности, в частности и в вопросах топонимики. А это, в свою очередь, послужит на пользу России, предотвратит радикализацию части граждан на почве принятия-непринятия изменений на топонимической карте Российской Федерации, действительно, перенасыщенной бессмысленными, с точки зрения нашей истории и культуры, «идеологическими» мемориальными топонимами.
Хорошо бы нашим депутатам об этом задуматься.
Директор ИИЦ «История фамилии» Владимир Максимов
P.S. Анекдот из моего детства о мифическом «глобусе Украины» постепенно обретает зримые черты. Возможно, в ближайшие месяцы на нём появятся новые названия у кружков, которые пока обозначены, например, как «Москва», «Санкт-Петербург», «Краснодар», а, быть может, и «Рим», «Пекин» и далее по списку. Разумеется, он будет в употреблении только на территории, контролируемой «племенем-без-истории».
Переписывание истории практически закончено. Пришло время географии. Вероятно, затем последуют астрономия, анатомия, другие науки. Такое под силу только действительно великому народу! Украинцы, русские, крымские татары с этим не справятся. Не справятся и другие народы. Но! Есть такой один. Ему ещё нет названия. Он дисперсно разбросан по селениям Украины, состоит из представителей разных племён и религий, объединённых агрессивностью, короткой памятью и неадекватным отношением к реалиям жизни. Но никакого отношения не имеет к собственно украинцам, с ужасом понимающим, что некто пытается присвоить себе их имя. Надеюсь, украинцам всё же удастся отстоять своё доброе имя.
Украинский народ далеко не однороден. Как и у представителей многих других национальностей, в нём, но, пожалуй, в ещё большей степени сохранились этнографические группы, имеющие свои особенности в языке, культуре, традициях. Сближение этих групп, стирание этнографических различий должно было бы происходить естественным порядком, без насилия и ярко выраженного идиотизма. В таком случае в перспективе могло бы произойти реальное формирование единого народа.
Новый же «политический этнос» выделяется лишь полным отсутствием исторической памяти и яростным желанием бороться за её отсутствие. Есть, впрочем, и другие качества, но они пугающе знакомы всем, кто читал «Книгу джунглей», которую непременно нужно перечитать и тем выходцам из России, Грузии и других государств, кто в последние два года пытается искать карьерного счастья на Украине:
«-- Маугли, -- сказал Балу, -- ты разговаривал с Бандар-логом, с Обезьяньим Народом?
…
-- ...обезьяны… сказали, что по крови я их брат, что я отличаюсь от обезьян только отсутствием хвоста и что со временем я сделаюсь их вожаком.
-- У них не бывает вожаков, -- сказала Багира. -- Они лгут и всегда лгали.
…
-- Послушай, детеныш человека, -- сказал медведь, и его голос прогремел, точно раскат грома в знойную ночь. -- …У них нет закона… У них нет собственного наречия; они пользуются украденными словами, которые подслушивают, когда подглядывают за нами, прячась в ветвях… У них нет памяти. Они хвастаются, болтают, уверяют, будто они великий народ, готовый совершать великие дела… и если у них есть какое-нибудь определенное желание, то именно стремление, чтобы в джунглях заметили их.
…
…Они все собираются избрать себе вожака, составить собственные законы, придумать собственные обычаи, но никогда не выполняют задуманного».
Р. Киплинг. «Книга джунглей». Выдержка из публикации в Интернете.