Много интересного о фамилиях узнали гимназисты из Богородского.
Педагоги гимназии отметили, что в настоящее время сложно встретить человека, которого не интересует происхождение его фамилии. Однако некоторые даже не задумываются о тайне фамилии, несмотря на то, что информации о происхождении фамилии открывает много интересных вещей.
Вот и гимназисты из Богородского при раскрытии тайн происхождения фамилий установили, что в ряде случаев фамилии связаны с названием того места, где когда-то жили наши предки, либо с профессиональной деятельностью предков или их прозвищами. А иногда фамилии пришли от названий животных, поскольку раньше люди верили, что человек возьмет от зверей, рыб, птиц самые лучшие их качества.
По окончании урока гимназисты поблагодарили учителей за познавательный урок и обещали поделиться новыми знаниями со своими родителями, бабушками и дедушками.
Источник: Богородские ведомости
Наш комментарий:
На страницах нашего сайта мы неоднократно писали о том, что идея массовой раздачи всем школярам подобных заданий чревата неприятными последствиями.
Как выполняются такие задания, в целом хорошо известно. Школьники в последний вечер перед уроком бросаются к компьютеру, рыщут в Интернете с запросами «как произошла моя фамилия» или «история фамилии Пупкин». И, разумеется, натыкаются на многочисленные сайты, авторы которых с удовольствием рассказывают, но не реальную историю фамилий, а то, как они себе эту историю представляют.
А представляют они её себе в большинстве случаев крайне слабо. В результате удивлённый школьник, например, якут с фамилией Николаев, узнаёт, что он… русский. Просто потому, что у него «русская фамилия». Белгородский школьник с фамилией Медведенко узнаёт, что он украинец (потому что «фамилия на –енко»). Коренной рязанец с фамилией Долгих выясняет, что он – сибиряк (потому что «фамилия на –их»). Подобных примеров множество.
Но эти примеры взяты с сайтов, авторы которых действительно верят, что несут в массы настоящие знания. Хотя сами этим знанием не обладают.
Забавнее другая категория сайтов. Они более многочисленны и забиты всевозможной чушью: от сведений о том, какой драгоценный камень подходит к той или иной фамилии до того, как эта фамилия влияет на интеллект.
Посетители нашего центра (далеко не дети!) уже неоднократно приходили с «предварительно собранной в результате собственного исследования информацией» о своих фамилиях. Примерно с таким содержанием:
"Фамилия Карпихин проистекает из Джанкой (Украина). В бумагах города Суздаль - боярин Боян Карпихин (1619). Латиницей - Karpikhin или прозвание Карпихин, а нация Долган в 48% случаях".
Легко представить, что в результате таких индивидуальных разысканий российские школы в недалёком будущем будут заполнены учениками благородных кровей, уверенных, что их родоначальники были сплошь и непременно боярами, проистекающими из города Джанкоя или других, более экзотических мест.
После такого посвящения в историю своей фамилии рассказы о реальной истории русских, татарских, якутских, чеченских, мордовских или, например, ненецких фамилий кажутся им скучными. Тем более, что ономатологии не могут даже сказать, как повлияет их фамилия на их же судьбу и какой талисман лучше всего подойдёт к той или иной фамилии.
Нельзя давать детям таких заданий без предварительно проведённого (хотя бы одного) урока, на котором учитель детально рассказал о традициях именования, принятых у разных народов в те времена, когда происходил процесс образования их фамилий! Без краткого рассказа о том, что в процессе исследования фамилии нужно быть внимательным и критически подходить ко многим текстам, найденным на просторах Интернета. Иначе ученики вполне удовлетворятся открытием, что их предком был берберский князь, живший в Xвеке, например, в Соединённых Штатах Америки и позднее основавший Москву. Что бывает в случае, когда подрастает поколение, имеющее извращённое представление о своей истории, мы уже видим на примерах Украины и Прибалтики. А история собственной семьи – важный элемент общего знания об истории своего народа, своей страны. И важно, чтобы эта история была реальной, а не фантастической.
Очень надеемся, что преподаватели Богородской гимназии № 1797 действительно взяли процесс изучения фамилий под свой контроль и объяснили ученикам «где копать», а где «не копать», какие «грибы» съедобны, а какие лучше не есть. И что под их руководством дети узнали реальное происхождение своих фамилий.
Владимир Олегович Максимов, директор ИИЦ "История фамилии".