Э. В. Черкасова
Имя собственное в тамбовском фольклоре
В сборнике «Тамбовский фольклор» за 1941 год под редакцией Ю.М. Соколова в сказке «Похвасталась старуха» обращает на себя внимание имя собственное.
«…Вот, солдатик, вы человек бывалый, не знаете ли в уезде Печинском, в селе Горшанском, Курхана Курхановича?»
«Да, знаю. Этот Курхан Курханович сегодня переехал из уезда Печинского, села Горшинского, в Суминский уезд, в Заплечное село, а на его место послали Пастухана Пастухановича».
«Здравствуй, ты мой Курхан Курханович!»
Заметим, что в тамбовской сказке отмечается особое региональное употребление имени и отчества: не Петухан Петуханович, а Курхан Курханович.
Интересно, что В.И.Супрун среди волгоградских фамилий отмечает преобладание образования от южного диалектизма кочет. Ср: Кочетов, Кочетков. В то же время среднерусское название птицы лежит в основе антропонимов Петухов, Петушков, Петушинский. Севернорусская лексема зафиксирована с отражением иканья на письме: Пиунов. Северо-западная лексема, предполагает В.И.Супрун, представлена в антропониме Петунин [Cупрун 2002: 99–100]. Возможно, отмечает он, что её основой стала деминутивная форма имени Пётр.
Обращает на себя внимание частотная употребительность тамбовских региональных фамилий Кoчетов, Кочетoв, Кочеткoв, в основе которых лежит диалектное слово Кoчет в значении ‘петух’. Прозвищная фамилия Кочетов могла образоваться из-за связи по смыслу с нецерковным личным именем Петух, которым могли назвать драчливого ребенка, забияку, крикуна. Однако большую часть тамбовских фамилий составляют такие, в основе которых лежат христианские календарные имена, заимствованные из древнееврейского, греческого и латинского языков. Заметим попутно, что в основе большинства тамбовских фамилий содержится формант -ов, -ев, реже -ин.
В Мичуринском районе Тамбовской области имеется станция Кочетoвка. В Токаревском районе области отмечается населённый пункт Кочетoвка, упомянутый в документах ревизской сказки 1834 года. Возможно, название образовано по фамилии владельца либо первопоселенца. Между тем, фамилия может указывать и на драчливый характер её носителей, первых жителей этих сёл.
В тамбовском диалектном материале до сих пор отмечаются, кроме слова курихан в значении ‘курица’ и петухан в значении ‘петух’ и другие диалектные лексемы. Например: слово кукарей ‘петух’, кочеток ‘петух’ (ласковое), курник — помещение для индюков, то же, что курятник.
Таким образом, изучение регионального фольклора показывает, что диалектные слова сохраняются и в именах собственных. Выделяются три аспекта выявления ономастических единиц с диалектной основой:
1. Ономастический материал, являющий собой индивидуальные именования, можно извлекать из отдельных исторических и лингвистических документов, связанных с изучением Тамбовского края (И.И. Дубасов, А.Н. Норцов, П.И. Пискарев, Н.В. Муравьев, А.А.Шахматов и др.).
2. Диалектный материал, отражающий ономастическое пространство региона на протяжении длительного исторического периода, соотносится с современными диалектными данными.
3. Ономастический материал сохраняется благодаря диалектным текстам, которые сохранили старожилы данного региона (тексты были собраны по Программе собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров).
Наши наблюдения над диалектной лексикой в ономастическом пространстве региона показывают, что живой язык находится в постоянном развитии, из современного лексического состава уходят многие областные слова, меняются и формы сознания диалектоносителей.
Однако деревенский быт с его говором и фольклором являет собой яркий образец и инструмент русской культуры, поскольку способен «законсервировать» систему ценностей традиционной русской картины мира, эксплицировать и объективировать концептуальную картину мира человека. Диалектная лексема и существует до тех пор потому, что некогда были созданы фольклорные тексты, хранившие и отразившие её содержание.
Литература
Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. 446 с.Морозова М.Н. Взаимодействие географической апеллятивной и топонимической лексики // Ономастика Поволжья. Вып. 1. Ульяновск, 1969. С. 109–113.
Муравьев Н.В. Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области. Воронеж, 1988. 157 с.
Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. 172 с.
Щербак А.С. Проблемы изучения региональной ономастики. Ономастикон Тамбовской области. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. С. 52–54.
Сведения об авторе
Элина Владимировна Черкасова — студентка 4-го курса Института филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Научный руководитель — д.филол.наук, проф. Антонина Семёновна Щербак.