История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

К ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛЕКТИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

    Диалектология – раздел лингвистики, изучающий диалекты, диалектный язык. Термин диалект в переводе с греческого языка означает «разговор, говор», диалект – это территориальная разновидность языка.

   Учитель русского языка и литературы должен хорошо знать основы русской диалектологии, особенности говоров той местности, где ведется преподавание русского языка, поскольку школьники зачастую допускают ошибки, обусловленные функционированием местной речи. «Чем лучше знает учитель диалектологию, тем легче понимает он природу подобных ошибок и тем скорее находит нужные приемы, чтобы помочь детям усвоить нормы литературного языка» [Русская диалектология 2005, с. 11].

  В школьном курсе русского языка учащиеся в 6 классе знакомятся с диалектными словами при изучении темы «Диалектизмы» в разделе «Лексика. Культура речи», на это отводится всего один час. А между тем изучение диалектных слов требует бо́льшего внимания, поскольку «русский литературный язык возник на основе московского говора и в дальнейшем испытывал влияние диалектов....» [Там же, с. 6].

   Различия между литературной нормой и системой родных диалектизмов обучающихся порождают множество ошибок как в устной, так и в письменной речи школьников, поэтому в процессе изучения правил русского языка учитель, помимо свободного владения местной лексикой, должен уметь сопоставить диалектную и литературную нормы.

   Профессор Г.Ф. Ковалев выделил основные принципы лингвокраеведческой работы в школе, одним из них является изучение диалектной лексики в сопоставлении (не противопоставлении) с литературным языком [см.: Ковалев 2014, с.226–268].

   При изучении диалектной лексики учитель может обратить внимание школьников и на местные географические названия и фамилии с диалектной основой, здесь плодотворной работой может стать учебный исследовательский проект. Основы лингвокраеведческой исследовательской деятельности школьников на воронежском материале описаны Л.Н. Верховых [Верховых 2017, с. 112–113, с. 116–118].

   Являясь почвой национального языка, его корнями, диалекты представляют собой национальное достояние, и важно, чтобы учитель смог организовать плодотворный урок по теме «Диалектизмы» с приведением местных слов, чтобы смог заинтересовать учащихся историей языка, привить любовь к родному языку, своему краю.

   В помощь учителю нами предлагается система заданий для закрепления знаний школьников по теме «Диалектизмы» на воронежском диалектном материале.

  Предлагаемые задания и упражнения помогут обучающимся сформировать навыки поиска диалектизмов в речи, замены их эквивалентом современного русского литературного языка, навыки анализа и классификации диалектных слов.

   Задание 1. Запишите значения приведенных ниже диалектизмов. Для справок используйте «Словарь русских народных говоров», «Словарь воронежских говоров». Запишите диалектизмы в алфавитном порядке.

  Сбо́йник, неймётся, охолону́ться, но́нче, вечёрошник, акрамя́, враз, доёнка, загне́ток, за́стить, квасо́ль, ко́чет.

   Составьте предложения с тремя диалектизмами, объясняя их значение.

   Задание 2. Прочитайте предложения. Найдите диалектные слова, замените их литературными. Запишите получившиеся предложения, выделив основы.

  Второй день дед чинит одежду. За что покупать, денег нетути. Чтой-то с утра болезнь берё. Отец еще навильню сена корове положил.

   Задание 3. Проанализируйте лексическое значение диалектизмов, подберите к ним соответствующие литературные варианты.

  Не́тути, опроста́ть, отсе́да, пода́лся, поздра́ствовались, полюби́лись, поро́жний, потарани́ться, размали́ниться, рыпе́ть, серча́ть, сумле́ние, телешо́м, тяпо́к, хру́стко, цапло́к.

   Задание 4. Распределите диалектизмы по тематическим группам «Дом», «Труд», «Действия», «Человек», «Природа».

   Сбо́йник, су́дница, батылю́шки, ча́кан, недётка, неймётся, охолону́ться, бруха́ть, бу́сорь, вью́шка, гре́бовать, жигну́ть, загне́ток, захря́снуть, ма́занка, мама́ка.

   В рамках школьной программы значимость изучения диалектизмов четко прослеживается в связях данного разряда лексики с литературой, фольклором, краеведением, историей и географией.

   В заключение обратим особое внимание на то, что основополагающей целью изучения диалектизмов на уроках русского языка в школе является воспитание любви к родному языку на основе знакомства с народным языком, диалектами (в том числе и посредством литературных произведений), их функциональной и эстетической значимостью, современными диалектными словарями.

   Список литературы

  1. Верховых Л.Н. Лингвокраеведение в школе: учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. 255 с.
  2. Ковалев Г.Ф. Избранное. Этнонимика. Воронежское лингвокраеведение. Разное. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 440 с.
  3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: Просвещение, 1973. 138 с.
  4. Русская диалектология: Учебник для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  5. Русская диалектология / Под ред. проф. Н.А. Мещерского. М.: Высшая школа, 1972. 301 с.
  6. Словарь воронежских говоров. Вып. 1. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 304 с.; Вып. 2. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 307 с.;
  7. Успенский Л.В. Слово о словах. Ленинград: Детская литература, 1971 [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=28624 (дата обращения 20.03.2021 )

   Автор: Скоробогатова Ирина Валерьевна, студентка 3 курса технолого-педагогического факультета Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета

   Научный руководитель: к.ф.н., доцент Л.Н. Верховых

Новости словесности

Редкие имена России: летнее имятворчество в Чебоксарах

   Начало летнего сезона 2021 года чебоксарцы уже отметили целой «коллекцией» редких и необычных имён, которыми он нарекли своих детей: Корней, Султан, Бронислав, Гор, Соломон, Даниэль, Левий, Кирьян, Добрыня, Иустиния, Дэя, Мира, Версавия, Оливия, Тайя и Николина.

Подробнее...

Золотое кольцо России стало шире

   Так сложилось, что в "Золотое кольцо России" было принято включать восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль и Владимир. Хотя, на самом деле, в него давно включают и Александров, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский, Шую и другие города. И, конечно, Москву. А с июня этого года Золотое кольцо заметно расширилось, включив Тверь.

Подробнее...

Фамильная история России: а ведь в понедельник их мама родила...

   Если верить забавным поговоркам и всяким суевериям, человеку с фамилией Понедельник должно было бы хронически не везти. И в личной жизни, и в работе. А про игру в футбол ему следовало бы и вовсе запретить даже думать. Может быть, Виктор Понедельник об этом просто не знал? Но не доглядели и тренеры, и советские спортивные руководители. И это хорошо. Иначе бы прошедший 1960 г.1-й Чемпионат Европы по футболу мог бы не стать триумфом сборной СССР. 

Подробнее...

Пятый океан

   Итак, похоже, что скоро существование Южного океана ни у кого не будет вызывать сомнений. Да, в общем-то, с русской точки зрения это вполне логично. Всё-таки Москва - город пяти морей. Ну, а Россия - страна пяти океанов. Хотя ощущение того, что "океан-то ненастоящий!", всё же не покидает. Тем более, что авторы идеи до сих пор не определились: Южный он или Антарктический. 

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 56-й Научной студенческой конференции по топонимике

   Ознакомиться с тезисами докладов участников конференции можно в разделе ОНОМАСТИКА. Доклады распределены в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ (в зависимости от тематики, которой посвящена каждая из опубликованных работ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале.  

Подробнее...

56-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 30 марта 2021 г., 12.00 (на платформе Zoom)

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой доступен исследователям

     Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает Вас принять участие в работе круглого стола по теме «Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой в собрании Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова».

     Заседание состоится 31 марта 2021 г. в 15.00 по адресу ул. Моховая д. 9.

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

     Дорогие дамы! Коллектив Исследовательского центра "История фамилии" от всей души поздравляет вас с Международным женским днём! Желаем вам всегда быть обаятельными и энергичными, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма!

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

История фамилии © 1996-2021.