Алемасова Екатерина Юрьевна
Антропонимикон мультипликационных фильмов
Современные дети отводят значительное время просмотру мультипликационных фильмов, которые играют важную роль в формировании и становлении личности ребёнка. Данный жанр киноискусства производит глубокое впечатление на маленького зрителя, формирует его представление о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения. В анимационных фильмах практически отсутствуют нейтральные, немотивированные имена. Имя персонажа выражает образ, придаёт ему завершённость, сообщает информацию, заключённую в самом его звучании.
Целью нашего исследования является выяснение предпочтений детей в выборе мультипликационного фильма, источников образования имён персонажей. Материалом исследования послужили результаты анкетного опроса, проведённого в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №31» среди учащихся 2– 5 классов. Всего было опрошено 138 детей, среди них 67 (48%) девочек и 71 (52%) мальчик.
Диаграмма 1.
На вопрос анкеты «Какие ваши любимые мультфильмы?» учащиеся указали 33 названия: 82% зарубежного производства и только 18% отечественного.
Диаграмма 2
Анализ анкет по вопросу выявления любимого мультипликационного фильма у девочек показал следующие результаты:
Таблица 1
Название мультипликационного фильма |
8 лет %
|
9 лет %
|
10 лет %
|
11 лет %
|
12 лет %
|
Средний показатель % |
Клуб Винкс |
35 |
50 |
38 |
13 |
55 |
38 |
Маша и Медведь |
7 |
12 |
23 |
20 |
11 |
15 |
Ну, погоди! |
14 |
12 |
8 |
- |
- |
7 |
Смешарики |
21 |
- |
- |
7 |
- |
6 |
Спанч Боб, квадратные штаны |
- |
- |
- |
6 |
22 |
6 |
Том и Джерри |
- |
19 |
- |
7 |
- |
5 |
Скуби – ду |
7 |
- |
15 |
- |
- |
4,4 |
Лунтик и его друзья |
- |
12 |
- |
- |
- |
2,5 |
Каникулы в Простоквашино |
- |
- |
- |
- |
11 |
2,2 |
Джим Нейтрон |
- |
- |
8 |
- |
- |
2 |
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка |
- |
- |
8 |
- |
- |
2 |
Witch |
7 |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
Алиса в стране чудес |
- |
- |
- |
7 |
- |
1,4 |
Король Лев |
- |
- |
- |
7 |
- |
1,4 |
Диаграмма 3.
Анализ анкет по вопросу выявления любимого мультипликационного фильма у мальчиков показал следующие результаты:
Таблица 2
Название мультипликационного фильма |
8 лет %
|
9 лет %
|
10 лет %
|
11 лет %
|
12 лет %
|
Средний показатель % |
Наруто |
8 |
28 |
15 |
23 |
50 |
25 |
Трансформеры |
15 |
7 |
5 |
6 |
17 |
10 |
Ну, погоди! |
- |
14 |
19 |
12 |
- |
9 |
Том и Джерри |
8 |
7 |
14 |
12 |
- |
8 |
Скуби - ду |
15 |
7 |
5 |
12 |
- |
8 |
Бэтман |
- |
7 |
5 |
23 |
- |
7 |
Три богатыря и шамаханская царица |
- |
- |
- |
- |
33 |
6 |
Человек Паук |
15 |
- |
14 |
- |
- |
6 |
Черепашки ниндзя |
15 |
7 |
- |
- |
- |
4,4 |
Котопёс |
- |
14 |
- |
- |
- |
3 |
Алёша Попович и Тугарин Змей |
- |
- |
- |
12 |
- |
2,4 |
Халк |
- |
- |
10 |
- |
- |
2 |
Чёрный плащ |
8 |
- |
- |
- |
- |
1,6 |
Чип и Дейл спешат на помощь |
8 |
- |
- |
- |
- |
1,6 |
Карлик Нос |
8 |
- |
- |
- |
- |
1,6 |
Спанч Боб, квадратные штаны |
- |
7 |
- |
- |
- |
1,4 |
Шрек |
- |
- |
5 |
- |
- |
1 |
Каникулы в Простоквашино |
- |
- |
5 |
- |
- |
1 |
Диаграмма 4.
Как видно из таблиц, выбор любимого мультфильма в некоторой степени зависит от пола ребёнка. В таблице 1 присутствуют названия мультфильмов, которых нет в таблице 2 («Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Смешарики», «Лунтик и его друзья»), и наоборот, в таблице 2 названы фильмы, отсутствующие в таблице 1 («Наруто», «Трансформеры»). Большая часть девочек делает выбор в пользу тех фильмов, в которых главными героями являются феи, волшебницы, забавные дети, животные, тогда как мальчики предпочитают смотреть фильмы в формате «экшн», персонажи которых обладают недюжинной физической силой, приемами единоборства, ведут военные действия. У девочек и мальчиков совпадают мнения по поводу таких мультипликационных фильмов, как «Ну, погоди!» (7% девочки, 9% мальчики), «Скуби-ду» (4,4% девочки, 8% мальчики), «Том и Джерри » (5% девочки, 8% мальчики).
Причины популярности анимационных фильмов, набравших высокий процент просмотра, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Название мультипликационного фильма |
Причины выбора просмотра |
% |
Клуб Винкс |
Героини помогают слабым Смелость фей Обладание волшебной силой превращения Красота героини
|
28 15 34 23 |
Маша и медведь |
Смешные поступки девочки Интересно смотреть Как от Маши бегут звери из-за её поведения Как Маша издевается над медведем |
46 19 23 19 |
Наруто |
Драки (борьба) Оружие |
69 31 |
Трансформеры |
Убийство злодеев Герои побеждают зло Машины, которые трансформируются Сражения, драки |
19 21 27 33 |
Ну, погоди! |
Храбрость зайца Смешные истории Ситуации, в которые попадает волк |
29 38 33 |
Том и Джерри |
Храбрость мышонка Джерри Весёлые истории Как Джерри наказывает Тома Интересный |
32 23 26 19 |
Скуби - ду |
Захватывающие истории Находчивость Погони Смелость персонажей |
27 36 13 24 |
Смешарики |
Узнаём новое Интересные истории Помощь персонажей друг другу Забавный внешний вид |
20 34 26 19 |
Бэтман |
Борется со злом У Бэтмана отличная машина Умеет летать Помогает людям |
28 16 26 30 |
Человек Паук |
Хорошо дерётся Умеет лазить по стенам Смелость главного героя Защищает слабых |
28 17 24 21 |
Результаты опроса по отдельным мультфильмам:
Диаграмма 5
Анализ анкет позволяет судить об отрицательном отношении части учащихся к анимационным фильмам, которые не вызывают интереса.
Таблица 4
Название мультипликационного фильма |
Девочки |
Мальчики |
Трансформеры |
19 |
- |
Наруто |
7 |
- |
Клуб Винкс |
7 |
39 |
Смешарики |
15 |
11 |
Котопёс |
15 |
7 |
Том и Джерри |
4 |
3 |
Ну, погоди! |
7 |
4 |
Человек Паук |
7 |
1 |
Чёрный плащ |
3 |
- |
Том и Джерри |
4 |
3 |
Спанч Боб, квадратные штаны |
- |
7 |
Халк |
3 |
- |
Шрек |
4 |
- |
Маша и Медведь |
- |
3 |
Лунтик и его друзья |
- |
4 |
ЗЗ попугая |
- |
3 |
Приключения Незнайки |
- |
1 |
Ледниковый период |
- |
3 |
Микки Маус |
3 |
- |
Лесная братва |
3 |
- |
Джимми Нейтрон |
6 |
- |
Общие результаты проведённого исследования представлены в диаграмме 6.
Диаграмма 6.
Как видно из данных таблицы и диаграммы, исключение из просмотра того или иного фильма может зависеть от пола ребёнка. Наиболее отрицательное отношение у детей вызывают фильмы «Смешарики» (15%девочек и 11% мальчиков), «Котопёс» (15% девочек и 7% мальчиков). Основными причинами нежелания смотреть те или иные мультфильмы девочки называют: «скучный сюжет», «это фильм для маленьких» («Смешарики»), «некрасивые герои», по мнению мальчиков: «мало драк», «показывают только девочек». Девочкам, наоборот, не нравится наличие борьбы, насилия, войны.
Классификация имён персонажей по мотивации
Имена персонажей в анимационных фильмах практически все мотивированы. В основе мотивации имён персонажей выделяются несколько групп:
1. Названия животных используются в качестве имён собственных: Заяц, Волк («Ну, погоди»), Медведь («Маша и медведь»), Кот, Осёл («Шрек»), Лемур, Пингвин («Мадагаскар»), Пин (пингвин), Король Лев.
2. Животные, названные именами людей: кот Том и мышь Джерри («Том и Джерри»), Лео, Макеланжио, Рафаэль, Донатэло («Черепашки ниндзя»), бурундуки Чип, Дейл, мышь Рокки («Чип и Дейл спешат на помощь»), Нюша («Смешарики»), лев Алекс («Мадагаскар»), зебра Марти («Мадагаскар»), гиппопотам Глория («Мадагаскар»), жираф Мелман («Мадагаскар»), Микки Маус (личное имя Микки + анг. mouse «мышь»), крокодил Гена, Патрик (морская звезда из м/ф «Спанч Боб, квадратные штаны»), Сэнди (белка из м/ф «Спанч Боб, квадратные штаны»).
3. В именах отражены особенности внешности персонажа:
а) особенности цвета кожи: Халк (англ.) — человек, превращающийся в гиганта зелёного цвет (гр. медь, данный металл со временем зеленеет), Белый («Наруто»); кот Матроскин («Каникулы в Простоквашино») — из-за полосатого окраса;
б) особенности физического недостатка: Шрек (евр. shrek ‘монстр’ или нем. schreck ‘ужас'), Карлик Нос (карлик — человек неестественно маленького роста + имеет нос большого размера);
в) особенности строения тела: Котопёс (имеет две головы: кошачью и собачью), Спанч Боб (спанч от анг. sponge ‘губка’) представляет собой морское животное — губку;
г) особенности роста: Дюймовочка (дюйм — единица длины): девочка маленького роста;
д) особенности сходства: Бараш, Лосяш, Совунья, Ёжик из мультфильма «Смешарики» имеют сходства с соответствующими животными.
4. Сверхъестественные способности: Трансформер (лат. ‘преобразование, превращение'), Бэтмэн (анг. bat ‘летучая мышь’ + man ‘человек’) — супергерой, который умеет летать, «Человек Паук» (герой умеет плести паутину, лазать по вертикальным поверхностям, ловить добычу в сети), феи из мультфильма «Клуб Винке» (анг. wings ‘крылья’) имеют крылья, каждая из них управляет определённой силой: Блуум (анг. bloom ‘расцвет’) подвластна сила огня, Муза (в др-гр. мифологии одна из богинь — покровительниц наук и искусств) управляет музыкой, Флора (в др-гр. мифологии богиня цветов и растений) — растениями, Техна (гр. techna ‘ремесло’) умело пользовалась техникой, Стелла (лат. stella ‘звезда’) принцесса Солнца и Луны, владеет силой Солнца; Вольт (единица измерения электрического напряжения, вольт от имени ит. физика Volta) — собака, воображающая себя супергероем, умеющим пускать из глаз лазеры.
5. Склонности, привычки. Лизун («Охотники за привидениями»), Каркарыч, Копатыч, Чебурашка (от чебурахнуться, т.е. упасть с шумом), Черный Плащ — все эти имена мотивированы.
6. Умственные способности: Джимми Нейтрон (личное имя + «нейтрон» — входящая в состав ядра сложных атомов частица, лишённая электрического заряда) создаёт различные приборы, которые должны облегчить быт человека.
7. Профессиональная принадлежность: мышь Гайка — занимается ремонтом, усовершенствованием и изобретением машин («Чип и Дейл спешат на помощь»), Почтальон Печкин («Каникулы в Простоквашино»).
8. Территориальная принадлежность: Лунтик (лат lucina ‘светлая’) — житель Луны.
9. Семейная принадлежность: сестрица Алёнушка, братец Иванушка, дядя Фёдор, Алёша Попович.
Детское увлечение — просмотр мультфильмов — играет важную роль в формировании и становлении личности ребёнка. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют детям самые разные модели взаимодействия с окружающим миром. Проведённое исследование показало, что большинство детей выбирают для просмотра мультипликационные фильмы зарубежного производства, что свидетельствует о низкой популярности фильмов отечественных аниматоров. Чаще всего детей привлекает внешняя, поверхностная сторона фильмов. Девочки делают выбор в пользу тех фильмов, в которых главными героями являются феи, волшебницы, забавные дети, смешные животные, тогда как мальчики предпочитают смотреть фильмы, персонажи которых обладают физической силой, ведут военные и боевые действия.
Изучение мотивации имён персонажей мультипликационных фильмов позволяет заключить, что имена героев несут в себе лексико-семантическую нагрузку, раскрывают их образы, поведенческие особенности, дают описание внешнего вида, информацию о среде обитания.
Литература
1. Бардакова В.В. «Говорящие» имена в детской литературе // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 48-56.
2. Горбаневский М.В., Максимов В.О. Времён связующая нить. — М.: ООО ИПФ «Гарт», 2008.
3. Новый справочник школьника // Универсальное пособие, том 2. — Санкт-Петербург: ИД «ВЕСЬ», 2002.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008.
5. Фомин А.А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 57-67.
6. Шулунова Л.В. Прозвища в антропонимии бурят. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. — 96 с.
7. Школьный словарь иностранных слов — М.: Просвещение, 1983.
8. hllp://ru. Wikipedia. Ord/wiki/
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Алемасова Екатерина Юрьевна, ученица 10 класса, МАОУ СОШ №31, Улан-Удэ, Республика Бурятия
Научный руководитель: Назарова Е.Б.