История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

 

Т.С.   Кондратьева

Космогонические представления в топонимии Южной Якутии

В течение многих веков формировались и развивались представления эвенков о Вселенной, о земле. «Эвенки-орочены полагали, что вселенная состоит из трёх миров: верхнего (угу буга), среднего (дулин буга), нижнего (хэргу буга). Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний — где заходит. Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные, которые и формировали у простых эвенков представления об этих мирах» [Мазин, 1984. С. 7].

Космогонические представления эвенков отражены в орониме Бугарыкта (расположена восточнее города Нерюнгри, вблизи р. Бугарыкта, Нерюнгринский улус). По мнению исследователей Б.И. Леханова и П.С. Максимова [2004], в основе названия лежит эвенкийский апеллятив буга ‘небо, небесный свод, вселенная’, суффикс -кта (-хта) имеет собирательное значение. Бугарыкта — остроконечная гора, стремящаяся ввысь, к небу.

Но есть у эвенков и река, связанная с верхним миром в представлении эвенков. Её назавание — Бугалы (левый приток р. Алгамы, Олёкминский улус). Река, по словам Б.И.Леханова, опытного охотника и исследователя-топонимиста, течёт с вершины сопки, тем самым якобы соприкасаясь с небом.

Определённое представление о вселенной передаёт ритуальный шаманский столбик-сэргэ, метровой длины, отёсанный из лиственницы с тремя выступами. Куполообразный верхний выступ изображает верхний мир, дисковидный средний — землю и округлый, с небольшим уплощением, — нижний мир [Мазин, 1984. С.7]. По шаманской космогонии, в Верхний мир шаман попадал во время камланий, вначале спускаясь по своей реке, затем поднимаясь по энгдекит (мифическая шаманская река, соединяющая верхний и нижний миры), и, наконец, влезал по лестнице-дереву (туру или сэргэ) [Василевич, 1969. С. 213].

Топонимы Южной Якутии, образованные от апеллятива сэргэ, встречаются в Алданском улусе:зимовье Сергелях в 154 км на северо-запад от п. Нижний Куранах, а также в Олёкминском улусерека Сергэлээх, правый приток р. Бору.

Происхождение гор и долин эвенки объясняли движениями мамонта и огромного змея. Выветривание высоких гор, засыхание некоторых деревьев с вершины также не прошли мимо внимания древних эвенков. Если горы с вершины могли разрушаться («уменьшаться»), то они могли и «расти». Встречая отдельные скалы и горы, очертаниями сходные с человеком или животным, эвенки стали складывать легенды о превращении в горы и скалы героев и отдельных животных.

Мамонт появился на бескрайних просторах якутской земли благодаря Энекан буга (хозяйка вселенной, животных и человеческого рода), которая его там и поселила, когда появилась земля. Как следствие, это не понравилось змее, и она начала его изгонять с земли. Их драка продолжалась до тех пор, пока они не провалились под землю, после чего настал долгожданный час примирения, и впоследствии змея и мамонт стали духами - охранителями в нижнем мире. Образовавшиеся во время драки земляные глыбы и стали представлять собой горы, а углубления — реки и озёра [Мазин, 1984. С. 20].

В том же источнике отмечается, что творцы земли, по мифам эвенков лягушка, мамонт и змея, являются духами - покровителями шамана, занимая наиболее почётное место в шаманской атрибутике. Но при этом связаны они лишь с шаманской космогонией, а изображения этих животных встречаются лишь среди шаманской атрибутики.

Мамонт в эвенкийской мифологии был одним из священных животных и духов. И это огромное животное вобрало в себя фантастические элементы, обязанные своим происхождением не практическим наблюдениям, а религиозным воззрениям, унаследованным из древности. То, что горы и реки произошли благодаря движению мамонта по земной поверхности, подтверждает один из мифов: «Говорят, земля в тайге сначала мягкой и ровной была. На ней везде вода стояла. Мамонт к нам тогда с севера пришел. Он тяжёлым и жирным был. Собирал травы в воде и листья с деревьев откусывал. А где проходил, вмятину в земле делал. Туда вода стекалась, речка делалась. Мамонт шёл и уставал, отдыхать ложился. А где лежал, там болото стало. Чем дальше шёл, силы у него выходили, жир тоже. Легче становился. Вмятину меньше делал, а когда совсем выдыхался, падал и околевал. Кости его превращались в камни, и на этом месте исток реки начинался. Сколько мамонтов проходило, столько речек и болот стало. И речки те все текли на север, в океан» [Архивные материалы… ]

В Алданском улусе существует ряд топонимов, названия которых восходят к эвенкийскому апеллятиву сэли ‘мамонт’: река Селигдар, правый приток р. Алдан; голец, расположенный в 10 км на юго-запад от г. Алдан; гора, расположенная на левом берегу реки Селигдар, в 80 км на северо-запад от п. Нижний Куранах; геологическая база Селигдарск Верхний в 12 км на юго-запад от п. Лебединый;озеро Селигдарское, находящееся на левом берегу р. Селигдар, чуть севернее гольца Селигдар.

Дуалистический миф также нашёл своё отражение в сказках, в одной из которых повествуется о создании лиственницы. Были два брата Севеки (добрый дух) и Харги (злой дух). Севеки всегда создавал полезные вещи, и Харги решил тоже создать что-нибудь для людей. Так как он был злым и завистливым, у него получалось только вредное и бесполезное. И когда Севеки создал лиственницу, его брат Харги сотворил сосну. Недоброжелательное отношение эвенков к сосне связано с тем, что у этого дерева очень едкий дым, который вызывает гноение различных ран у человека, повышается чувствительность к внешним раздражителям.

В фитотопониме Дягдали (река, впадающая в р. Горбыллах, Нерюнгринский улус), что в переводе означает дягда ‘сосна’ (эвенк.); аффикс -ли образует имя прилагательное, отразилось название творения злого брата.

А вот в топониме Суон-Тит нашла отражение история создания добрым братом лиственницы. Наименование восходит к якутскому суон «толстый» (о круглых предметах, дородный, тучный) и тиит «лиственница», то есть местность с большим количеством добротных лиственниц.

Согласно верованиям древних якутов, в берёзе обитал дух госпожи Аан-Чэлбэй. Это самое популярное божество, оберегавшее якутов от злых напастей и духов. Люди представляли себе его  в виде седой старухи. С образом Аан-Чэлбэй, чей дух обитает в берёзе, связан гидроним Аччыгый-Хаттынах (левый приток р. Тимптон, Нерюнгринский улус). В основе наименования слова аччыгый ‘малый, небольшой’ (якут.) и хаты? ‘береза’ (якут.); аффикс -нах имеет значение ‘обладание предметом’.

Все топонимы, имеющие связь с космогоническими представлениями эвенков, отражают первоначальную картину мира, сформировавшуюся у народа.

В статье использованы архивные материалы кафедры русской филологии.

                                   Литература

Архивные материалы кафедры русской филологии Технического института СВФУ.

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII— начало ХХ в.). — Л.: Наука, 1969. — 305 с.

Леханов Б.И., Максимов Б.И. Топонимы эвенков юга Якутии // Вестн. Технического ин-та (фил.) Якутского гос. ун-та: Вып. 1. — Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. — С. 145–154.

Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец ХIХ – начало ХХв.). — Новосибирск: Наука, 1984. 200 с.

                                   Сведения об авторе

Татьяна Сергеевна Кондратьева — студентка 2-го курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета.Научный руководитель — старший преподаватель кафедры русской филологии Любовь Анатольевна Яковлева.

 

 

 

Новости словесности

Тобольск подводит итоги первого полугодия

В Тобольске популярные имена для новорожденных Анастасия и Артем. Редкие — Теона и Трофим.

Подробнее...

За словом в карман: словарь молодого политика

   К этой статье можно относиться по-разному. Кто-то сочтёт её издёвкой, а кто-то - полезными рекомендациями. Но вряд ли оставит незамеченной. Любой человек, хотя бы пару-тройку лет наблюдавший за общественно-политическими процессами в стране и мире, назовёт вам десятки людей и всевозможных объединений, единственной деятельностью которых является игра словами. Но сам по себе этот факт - не обвинение. Есть немало сфер деятельности, в которых правильно подобранное слово может решить исход дела. Даже если карьера политика вас абсолютно не интересует, эта статья может быть интересной. Т.к. рекомендации автора применимы и в разговорах о футболе и огороде.

Подробнее...

Жираф большой... Можно ли обуздать безумное имятворчество?

   Большинство россиян, читая подобные заметки, смеется: у нас нет такой проблемы. На самом деле, ещё как есть! Недаром законодателям пришлось всё-таки внести в Семейный кодекс Российской Федерации некоторые ограничения на творчество родителей при выборе имён своим детям. В других странах тоже пытаются защитить детей, изобретая свои способы.

Подробнее...

Фамильная история России: Неистовому Виссариону исполнилось 210 лет

   7 июня отмечался юбилей основоположника русской просветительской концепции воспитания, социального мыслителя, литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского. Его дед был священником села Белыни Чембарского уезда Пензенской губернии, а отец во время учёбы в Тамбовской духовной семинарии получил - по названию родного села - фамилию Белынский.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 56-й Научной студенческой конференции по топонимике

   Ознакомиться с тезисами докладов участников конференции можно в разделе ОНОМАСТИКА. Доклады распределены в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ (в зависимости от тематики, которой посвящена каждая из опубликованных работ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале.  

Подробнее...

56-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 30 марта 2021 г., 12.00 (на платформе Zoom)

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой доступен исследователям

     Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает Вас принять участие в работе круглого стола по теме «Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой в собрании Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова».

     Заседание состоится 31 марта 2021 г. в 15.00 по адресу ул. Моховая д. 9.

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

     Дорогие дамы! Коллектив Исследовательского центра "История фамилии" от всей души поздравляет вас с Международным женским днём! Желаем вам всегда быть обаятельными и энергичными, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма!

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

История фамилии © 1996-2021.