История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

 

Т.С.   Кондратьева

Космогонические представления в топонимии Южной Якутии

В течение многих веков формировались и развивались представления эвенков о Вселенной, о земле. «Эвенки-орочены полагали, что вселенная состоит из трёх миров: верхнего (угу буга), среднего (дулин буга), нижнего (хэргу буга). Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний — где заходит. Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные, которые и формировали у простых эвенков представления об этих мирах» [Мазин, 1984. С. 7].

Космогонические представления эвенков отражены в орониме Бугарыкта (расположена восточнее города Нерюнгри, вблизи р. Бугарыкта, Нерюнгринский улус). По мнению исследователей Б.И. Леханова и П.С. Максимова [2004], в основе названия лежит эвенкийский апеллятив буга ‘небо, небесный свод, вселенная’, суффикс -кта (-хта) имеет собирательное значение. Бугарыкта — остроконечная гора, стремящаяся ввысь, к небу.

Но есть у эвенков и река, связанная с верхним миром в представлении эвенков. Её назавание — Бугалы (левый приток р. Алгамы, Олёкминский улус). Река, по словам Б.И.Леханова, опытного охотника и исследователя-топонимиста, течёт с вершины сопки, тем самым якобы соприкасаясь с небом.

Определённое представление о вселенной передаёт ритуальный шаманский столбик-сэргэ, метровой длины, отёсанный из лиственницы с тремя выступами. Куполообразный верхний выступ изображает верхний мир, дисковидный средний — землю и округлый, с небольшим уплощением, — нижний мир [Мазин, 1984. С.7]. По шаманской космогонии, в Верхний мир шаман попадал во время камланий, вначале спускаясь по своей реке, затем поднимаясь по энгдекит (мифическая шаманская река, соединяющая верхний и нижний миры), и, наконец, влезал по лестнице-дереву (туру или сэргэ) [Василевич, 1969. С. 213].

Топонимы Южной Якутии, образованные от апеллятива сэргэ, встречаются в Алданском улусе:зимовье Сергелях в 154 км на северо-запад от п. Нижний Куранах, а также в Олёкминском улусерека Сергэлээх, правый приток р. Бору.

Происхождение гор и долин эвенки объясняли движениями мамонта и огромного змея. Выветривание высоких гор, засыхание некоторых деревьев с вершины также не прошли мимо внимания древних эвенков. Если горы с вершины могли разрушаться («уменьшаться»), то они могли и «расти». Встречая отдельные скалы и горы, очертаниями сходные с человеком или животным, эвенки стали складывать легенды о превращении в горы и скалы героев и отдельных животных.

Мамонт появился на бескрайних просторах якутской земли благодаря Энекан буга (хозяйка вселенной, животных и человеческого рода), которая его там и поселила, когда появилась земля. Как следствие, это не понравилось змее, и она начала его изгонять с земли. Их драка продолжалась до тех пор, пока они не провалились под землю, после чего настал долгожданный час примирения, и впоследствии змея и мамонт стали духами - охранителями в нижнем мире. Образовавшиеся во время драки земляные глыбы и стали представлять собой горы, а углубления — реки и озёра [Мазин, 1984. С. 20].

В том же источнике отмечается, что творцы земли, по мифам эвенков лягушка, мамонт и змея, являются духами - покровителями шамана, занимая наиболее почётное место в шаманской атрибутике. Но при этом связаны они лишь с шаманской космогонией, а изображения этих животных встречаются лишь среди шаманской атрибутики.

Мамонт в эвенкийской мифологии был одним из священных животных и духов. И это огромное животное вобрало в себя фантастические элементы, обязанные своим происхождением не практическим наблюдениям, а религиозным воззрениям, унаследованным из древности. То, что горы и реки произошли благодаря движению мамонта по земной поверхности, подтверждает один из мифов: «Говорят, земля в тайге сначала мягкой и ровной была. На ней везде вода стояла. Мамонт к нам тогда с севера пришел. Он тяжёлым и жирным был. Собирал травы в воде и листья с деревьев откусывал. А где проходил, вмятину в земле делал. Туда вода стекалась, речка делалась. Мамонт шёл и уставал, отдыхать ложился. А где лежал, там болото стало. Чем дальше шёл, силы у него выходили, жир тоже. Легче становился. Вмятину меньше делал, а когда совсем выдыхался, падал и околевал. Кости его превращались в камни, и на этом месте исток реки начинался. Сколько мамонтов проходило, столько речек и болот стало. И речки те все текли на север, в океан» [Архивные материалы… ]

В Алданском улусе существует ряд топонимов, названия которых восходят к эвенкийскому апеллятиву сэли ‘мамонт’: река Селигдар, правый приток р. Алдан; голец, расположенный в 10 км на юго-запад от г. Алдан; гора, расположенная на левом берегу реки Селигдар, в 80 км на северо-запад от п. Нижний Куранах; геологическая база Селигдарск Верхний в 12 км на юго-запад от п. Лебединый;озеро Селигдарское, находящееся на левом берегу р. Селигдар, чуть севернее гольца Селигдар.

Дуалистический миф также нашёл своё отражение в сказках, в одной из которых повествуется о создании лиственницы. Были два брата Севеки (добрый дух) и Харги (злой дух). Севеки всегда создавал полезные вещи, и Харги решил тоже создать что-нибудь для людей. Так как он был злым и завистливым, у него получалось только вредное и бесполезное. И когда Севеки создал лиственницу, его брат Харги сотворил сосну. Недоброжелательное отношение эвенков к сосне связано с тем, что у этого дерева очень едкий дым, который вызывает гноение различных ран у человека, повышается чувствительность к внешним раздражителям.

В фитотопониме Дягдали (река, впадающая в р. Горбыллах, Нерюнгринский улус), что в переводе означает дягда ‘сосна’ (эвенк.); аффикс -ли образует имя прилагательное, отразилось название творения злого брата.

А вот в топониме Суон-Тит нашла отражение история создания добрым братом лиственницы. Наименование восходит к якутскому суон «толстый» (о круглых предметах, дородный, тучный) и тиит «лиственница», то есть местность с большим количеством добротных лиственниц.

Согласно верованиям древних якутов, в берёзе обитал дух госпожи Аан-Чэлбэй. Это самое популярное божество, оберегавшее якутов от злых напастей и духов. Люди представляли себе его  в виде седой старухи. С образом Аан-Чэлбэй, чей дух обитает в берёзе, связан гидроним Аччыгый-Хаттынах (левый приток р. Тимптон, Нерюнгринский улус). В основе наименования слова аччыгый ‘малый, небольшой’ (якут.) и хаты? ‘береза’ (якут.); аффикс -нах имеет значение ‘обладание предметом’.

Все топонимы, имеющие связь с космогоническими представлениями эвенков, отражают первоначальную картину мира, сформировавшуюся у народа.

В статье использованы архивные материалы кафедры русской филологии.

                                   Литература

Архивные материалы кафедры русской филологии Технического института СВФУ.

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII— начало ХХ в.). — Л.: Наука, 1969. — 305 с.

Леханов Б.И., Максимов Б.И. Топонимы эвенков юга Якутии // Вестн. Технического ин-та (фил.) Якутского гос. ун-та: Вып. 1. — Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. — С. 145–154.

Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец ХIХ – начало ХХв.). — Новосибирск: Наука, 1984. 200 с.

                                   Сведения об авторе

Татьяна Сергеевна Кондратьева — студентка 2-го курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета.Научный руководитель — старший преподаватель кафедры русской филологии Любовь Анатольевна Яковлева.

 

 

 

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

2023! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! От всей души поздравляем вас с Новым годом и Рождеством Христовым! Российским воинам желаем успешного завершения спецоперации; многострадальной Украине - избавления от безумного режима и прекращения новой Руины; мирным жителям - безопасности и скорейшего наступления мира; всем тем, кто разделяет эти пожелания, - добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в самой ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней! С праздником!

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.