Большинство фамилий горских евреев были образованы согласно самому распространённому в Российской империи обычаю - при помощи патронимических суффиксов -ов/ев. Поэтому они не сильно выделяются из основной массы бытующих в России фамилий. Ну, разве только тем, что их основа часто бывает непонятна даже специалистам по антропонимике. Тем интереснее бывает узнать эту историю из первых уст.
Справка. Наиля Бирарова родилась в 1981 году в Баку. С 1996 года живет в Москве. Окончила Московский государственный строительный университет (2003), Евразийский открытый институт (2013), Высшую школу кино и телевидения «Останкино» (2020). С ноября 2018 года работает на телевидении психологом-экспертом.
– Вы из известного в Красной Слободе рода. Расскажите немного об этом, а также о происхождении вашей фамилии?
– В Губе у нас был большой многоэтажный дом из красного кирпича на главной улице, при въезде в город, он стоял вдоль реки и был единственным в своем роде. В нем жил родоначальник нашей фамилии, мой прапрадед Юшвах, которого все знали и очень уважали. Он прекрасно знал Тору, не будучи при этом раввином. К нему приходили за советом даже служители синагоги, с его мнением многие считались. И даже после ухода в мир иной до сих пор приходят за благословением на его могилу. В народе его прозвали Юшвах-бирор, что в переводе с джуури означает «брат». Он оказался долгожителем — прожил 102 года. Мои предки занимались выращиванием цветов, пыльцу от которых использовали для окраски ковров. Сам Юшвах имел ковровую мастерскую, ездил в Иран, выкупал антикварные, раритетные ковры, реставрировал их и по высокой цене продавал в Губе. Оттуда же, из Ирана, он привез себе невесту — иранскую еврейку Нэнэй Боджи, которая была на 7 лет моложе его и прожила 86 лет. Кстати, секрет этого окрашивания канул в Лету вместе с ними. Когда пришла советская власть и начали выдавать паспорта, мои родные записали себя Бираровыми. С тех пор эту фамилию знают многие — по однокоренному слову «бирор».
Полностью интервью с Наилей Бираровой читайте на портале STMEGI