История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Старинное русское слово ПОВЫТЧИК означает СТОЛОНАЧАЛЬНИК.

Однако, почти 70% принявших в опросе на сайте ФАМИЛИИ.РУ уверены, что это название восходит к  прозвищу помощника в традиционной в старину на Руси соколиной охоте или же к древнему названию сборщика податей (см. здесь). На самом же деле это название означало СТОЛОНАЧАЛЬНИК.

 

Добрые гномики или друзья сатаны: домовые в легендах разных народов

     Когда какая-то вещь внезапно пропадает, мы в шутку говорим: «Домовой утащил». Но нашим предкам было совсем не до смеха: к такому существу, как домовой, относились со всей серьезностью и почтением. Испокон веков на Руси старались угодить этим домашним духам, считая их заступниками и хранителями очага. Запечник, прибаутник, сверчковый заступник, избянной большак, кормилец, жировик – у домового было множество имен.

    Считалось, что хорошим хозяевам, которые живут в чистоте и порядке, домовой будет во всем помогать. А вот лентяям и неряхам несдобровать – им запечный дух покажет весь свой норов. Фактически любые несчастья списывали на проказы домовых. Пропадают вещи, посуда валится из рук, молоко скисает, печка не топится – значит, домовой недоволен.

    Поэтому так важно было постоянно задабривать своего хранителя. Для этого даже придумали особый праздник – День угощения домового (у славян – Кудесы, Велесичи), который традиционно отмечали 10 февраля. В этот день домового полагалось задабривать всевозможными лакомствами. После ужина за печкой обязательно оставляли горшочек каши, предварительно обложив его горячими углями – чтобы каша не остыла к тому моменту, когда все уснут, и домовой выйдет из своего укрытия. Кроме того, домовые считались большими сладкоежками, поэтому в ход также шли пироги, конфеты и пряники. И, конечно, негоже было оставлять «дедушку» без стакана парного молока, а то и чего покрепче – тогда его расположение точно гарантировано.

   Но далеко не во все времена домовые считались добрыми существами. Среди их прозвищ были и такие: лихой, жировой черт, сатана, злой дух, мертвец, смерть и прочие названия, характерные для нечистой силы.

    Кто же они такие – безобидные хранители очага или коварные демоны? Как русские домовые связаны со славянским богом Велесом? И чем английские «брауни» отличаются от норвежских «ниссе»? Подробнее об этих удивительных созданиях – в материале «МИР 24».

 Дети Велеса и косматые духи предков

    Как вы уже догадались, волшебные хранители домашнего очага существуют в мифологии практических всех стран мира. У славянских народов, включая русичей, с ними связано очень много поверий и обычаев. Секрет происхождения домового кроется в названии праздника, о котором мы говорим сегодня – Велесичи. В этот день на Руси чествовали языческого бога Велеса – одного из главных языческих богов древних славян, второго по значимости после Перуна. Вместе с Велесом почитали и его небесных воинов – велесичей. Они считались детьми Велеса, которые спустились с неба и поселились среди людей.

    Среди них были могучие древние богатыри, а также духи лесов, полей, вод и гор. В зависимости от места обитания они получили разные имена: те, что остались в лесах, стали лешими; обитателей болот, рек и озер прозвали водяными; жители полей превратились в полевых. А некоторые духи настолько привязались к людям, что решили жить прямо у них в домах – так и появились домовые.

     Как правило, местом домового в избе считалось пространство за печкой. Но он вполне мог обитать и в красном углу – так у восточных славян называлось самое почетное место в доме, где находился алтарь с иконами и обычно стоял стол. Часто домового называли «голбешник» – от слова голбец; так назывался специальная лестница, по которой залезали на печь и полати.

    Если вы родились в Советском Союзе, то наверняка помните мультфильм про Домовенка Кузю – маленького чумазого человечка, который обитал за печью, дружил с котом и Бабой Ягой. Примерно так мы и представляем себе этого персонажа: нечто среднее между гномом и лешим – лохматое, юркое и шкодливое. Но правда в том, что наши предки представляли себе домовых совсем по-другому.

    Помните, выше мы упоминали, что некоторые велесичи – это духи пращуров? Так вот, восточные славяне верили, что домовой – это никто иной, как основатель рода, либо последний умерший в семье. Также домовой мог являться в облике ныне живущего хозяина или самого старшего члена семейства. Впрочем, он не был целиком похож на человека и имел некоторые звериные черты, выдававшие в нем существо из другого мира. У домового могли быть длинные, как у зайца, уши, острые когти, клыки и тело, покрытое густой шерстью (ее оттенок часто совпадал с цветом волос человека, чьи черты перенимал дух).

    Однако при всем при этом он мог быть очень добрым и заботливым помощником и считался полноценным членом семьи. Поэтому если хозяева переезжали в другой дом, перед отъездом они обязательно звали домового с собой в новое жилище, говоря: «Хозяин мой, пойдем со мной». На новом месте тоже проводили ряд ритуалов: в подпол клали монетки, а от первого каравая, испеченного в новой печи, отрезали горбушку и клали ее под печь – для домового. Кстати, восточные славяне верили, что тот, кто первый переступит порог нового дома, после смерти станет домовым.

Приспешники сатаны и соблазнители вдов

    Домовой, каким бы добрым и безобидным он ни был (а это далеко не всегда так), несомненно, относится к нечистой силе. Однако и здесь есть ряд оговорок. К примеру, это единственный представитель потустороннего мира, который не боится икон, молитв и крестного знамения. Поэтому даже во времена христианской Руси считалось, что домовые спокойно могут жить в домах верующих.

     Вообще приход христианства сильно изменил отношение к домовым, фактически уравняв их со всеми прочими бесами. Возникла новая легенда, согласно которой домовые – это бывшие сподвижники Люцифера, то есть изгнанные с неба ангелы. Те, чьи грехи были самыми тяжкими, отправились прямиком в Преисподнюю. Но были и другие – те, что покаялись перед Богом, и Он позволил им искупить вину на Земле. Поэтому с тех пор домовые обязаны во всем помогать человеку – только так они могут заслужить прощение и попасть в Царствие Божие.

    Считалось, что, если домовому по душе хозяева, в доме всегда будет царить уют, скотина будет здоровая и плодовитая, и семью ждет достаток. Домовой помогал своим подопечным во всём, начиная от уборки сена и ухода за скотом и заканчивая заботой о малышах. Но если жена и муж начинали вздорить, плохо заботились о доме и детях, то тут – жди беды. Месть домового могла быть очень страшной.

    Любопытно, что, если мы посмотрим на то, как относились к домовому жители разных русских земель, то увидим некоторую связь с географией. В северорусских сказаниях домовые – это, скорее, добрые хранители дома, которых нужно слушаться и задабривать подарками. А вот на юге и юго-западе в них видели злобных, проказливых духов, которые могли серьезно навредить человеку. Разбитая посуда, украденные вещи и спутанные волосы – самые безобидные шалости, которые приписывали этим созданиям.

    Некоторые верили, что домовой может начать душить человека во сне, мучить и даже убивать скот, чтобы семья голодала. Женщинам (особенно одиноким вдовам) не полагалось спать без белья, так как считалось, что домовой может прийти и соблазнить ее, и даже зачать ребенка. Люди верили, что дети, рожденные от нечистой силы, не доживают до крещения – обычно матери их проклинали.

Злые «добби», гномы-пьяницы и невидимые дети

     Длиннобородые старички, мохнатые зверьки, огромные истуканы и даже маленькие дети – домовые в преданиях разных народов совсем не похожи друг на друга.

     Например, в Великобритании таких существ называют «брауни». В отличие от русского домового, который испокон веков жил на печи или рядом с ней, брауни лишь изредка наведывается, предпочитая жить на свежем воздухе – во дворе или на дереве. Именно поэтому британцы всегда так заботились о том, чтобы вокруг дома было много зелени.

     Как и большинство домовых, брауни – низкого росточка, но у него непропорционально длинные стопы и кисти рук. Как правило, они мужского пола (хотя отличить брауни-мужчин от брауни-женщин довольно сложно). В очень редких ситуациях эти существа показываются людям, но только если их хозяевам требуется срочная помощь. При этом брауни всегда прячут лицо под плащом.

     В дом британские домовые заходят только ночью, когда все спят. Их основные задачи – успокаивать маленьких детей, отгонять ржавчину от железных предметов – в общем, делать какие-то незаметные, на первый взгляд, вещи, которые на самом деле очень облегчают жизнь. Пакостить они, бесспорно, тоже умеют: у нерадивой и сварливой хозяйки брауни путают пряжу, портят еду, рассыпают соль и воруют разные мелочи.

    «Одна из главных особенностей брауни – им ничего нельзя предлагать напрямую. Оставлять разные лакомства и подарки можно как бы невзначай, но не явно – иначе домовой уйдет. Бездомный и озлобленный брауни очень опасен для человека. Много веков бритты верили, что эти существа могут похищать детей, разрушать дома и всячески вредить людям. Тогда их называли уже не брауни, а боггарты (фанатам «Гарри Поттера» привет). Кстати, в Англии домовых еще часто называют добби – теперь понятно, что Джоан Роулинг тщательно изучала родной фольклор».

     Переместимся с островов на европейский континент и посмотрим, какие домовые обитают там. Французы и франкоязычные канадцы много лет назад верили в лютенов – они очень похожи на своих британских собратьев. При этом, в отличие от брауни, они не боятся распятья. И тоже, конечно же, любят пошалить: их любимое развлечение – путать людям волосы во сне. Если хозяин чем-то обидел лютена, он может заставить стекла в окнах трескаться, а ножи и косы – затупляться. Единственный способ усмирить этих проказников – рассыпать по полу соль.

     Самые крошечные домовые встречаются в испанских легендах. Местные домовые (их здесь называют трасчо) – величиной не больше ладони. Узнать их можно по красным колпачкам, а обитают они всегда там, где играет громкая музыка – трасчо обожают шумные вечеринки и танцы.

     Самые добрые и щедрые домовые – у скандинавов, они зовут их ниссе. Больше всего они похожи на гномиков – маленькие седовласые старички с бородой, которая достает до земли, в красных колпаках и ботиночках с загнутыми носами. Помните Оле Лукойе из сказок Ханса Кристиана Андерсена? Примерно так и выглядят ниссе.

     Во всех скандинавских странах эти персонажи ассоциируются с Рождеством. Эту традицию начали датчане: еще в первой половине XIX века они стали говорить детям, что подарки под елкой для них оставляют эти волшебные гномики. Так и повелось: по сей день ниссе – не менее значимый символ Рождества, чем Санта Клаус.

     В Ирландии домовые, клураканы – самые отъявленные кутежники. У них есть одна конкретная задача – следить за сохранностью вина и пива, поэтому и живут они исключительно в погребах. Если кто-то попытается украсть ваше спиртное, клураканы тут же прогонят воришку. При этом сами они не брезгуют горячительным и частенько балагурят, катаясь на овцах и сбрасывая с людей шляпы.

     А вот японские домовые представляют собой действительно жуткое и странное явление. Их здесь называют дзасики-вараси, и на гномиков они совсем не похожи. Это призраки маленьких детей, которым на вид около 5-6 лет. Считается, что увидеть этих духов могут только дети. Любимые проказы дзасики-вараси – рассыпать по полу пепел и шелестеть бумагой. Но и пользы от них тоже много: японцы верят, что домовые приносят в дом богатство и счастье. Поэтому, чтобы привлечь добрых духов, они, как и наши предки, подкладывали под фундамент будущего дома монеты.

Автор: Екатерина Соловьёва, "Мир 24"

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Мне кажется, есть возьму тройную фамилию, то стану больше узнаваем.

Как лучше их написать: Никифоров-Бондаренко-Мещанский или Мещанский-Никифоров-Бондаренко?

{фамилии изменены}.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Старинное русское слово ПОВЫТЧИК означает СТОЛОНАЧАЛЬНИК.

Однако, почти 70% принявших в опросе на сайте ФАМИЛИИ.РУ уверены, что это название восходит к  прозвищу помощника в традиционной в старину на Руси соколиной охоте или же к древнему названию сборщика податей (см. здесь). На самом же деле это название означало СТОЛОНАЧАЛЬНИК.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Мне кажется, есть возьму тройную фамилию, то стану больше узнаваем.

Как лучше их написать: Никифоров-Бондаренко-Мещанский или Мещанский-Никифоров-Бондаренко?

{фамилии изменены}.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 59-й Научной студенческой конференции по топонимике

Конференция состоялась 26 марта 2024 г. смешанном (очном и дистанционном) формате. Ознакомиться с тезисами можно, пройдя по ссылкам, указанным в этом материале, или в отдельных материалах, опубликованных на нашем сайте в разделе ОНОМАСТИКА: в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ.  

Подробнее...

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.