История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 г.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Популярность даже самых распространённых фамилий различна в разных областях России.

Выдающийся советский учёный-ономатолог В.А. Никонов в результате проведённой им огромной работы по изучению истории российских фамилий даже выделил на европейской территории России четыре основных региона, которым дал названия по самой распространённой здесь фамилии.

 

Добрые гномики или друзья сатаны: домовые в легендах разных народов

     Когда какая-то вещь внезапно пропадает, мы в шутку говорим: «Домовой утащил». Но нашим предкам было совсем не до смеха: к такому существу, как домовой, относились со всей серьезностью и почтением. Испокон веков на Руси старались угодить этим домашним духам, считая их заступниками и хранителями очага. Запечник, прибаутник, сверчковый заступник, избянной большак, кормилец, жировик – у домового было множество имен.

    Считалось, что хорошим хозяевам, которые живут в чистоте и порядке, домовой будет во всем помогать. А вот лентяям и неряхам несдобровать – им запечный дух покажет весь свой норов. Фактически любые несчастья списывали на проказы домовых. Пропадают вещи, посуда валится из рук, молоко скисает, печка не топится – значит, домовой недоволен.

    Поэтому так важно было постоянно задабривать своего хранителя. Для этого даже придумали особый праздник – День угощения домового (у славян – Кудесы, Велесичи), который традиционно отмечали 10 февраля. В этот день домового полагалось задабривать всевозможными лакомствами. После ужина за печкой обязательно оставляли горшочек каши, предварительно обложив его горячими углями – чтобы каша не остыла к тому моменту, когда все уснут, и домовой выйдет из своего укрытия. Кроме того, домовые считались большими сладкоежками, поэтому в ход также шли пироги, конфеты и пряники. И, конечно, негоже было оставлять «дедушку» без стакана парного молока, а то и чего покрепче – тогда его расположение точно гарантировано.

   Но далеко не во все времена домовые считались добрыми существами. Среди их прозвищ были и такие: лихой, жировой черт, сатана, злой дух, мертвец, смерть и прочие названия, характерные для нечистой силы.

    Кто же они такие – безобидные хранители очага или коварные демоны? Как русские домовые связаны со славянским богом Велесом? И чем английские «брауни» отличаются от норвежских «ниссе»? Подробнее об этих удивительных созданиях – в материале «МИР 24».

 Дети Велеса и косматые духи предков

    Как вы уже догадались, волшебные хранители домашнего очага существуют в мифологии практических всех стран мира. У славянских народов, включая русичей, с ними связано очень много поверий и обычаев. Секрет происхождения домового кроется в названии праздника, о котором мы говорим сегодня – Велесичи. В этот день на Руси чествовали языческого бога Велеса – одного из главных языческих богов древних славян, второго по значимости после Перуна. Вместе с Велесом почитали и его небесных воинов – велесичей. Они считались детьми Велеса, которые спустились с неба и поселились среди людей.

    Среди них были могучие древние богатыри, а также духи лесов, полей, вод и гор. В зависимости от места обитания они получили разные имена: те, что остались в лесах, стали лешими; обитателей болот, рек и озер прозвали водяными; жители полей превратились в полевых. А некоторые духи настолько привязались к людям, что решили жить прямо у них в домах – так и появились домовые.

     Как правило, местом домового в избе считалось пространство за печкой. Но он вполне мог обитать и в красном углу – так у восточных славян называлось самое почетное место в доме, где находился алтарь с иконами и обычно стоял стол. Часто домового называли «голбешник» – от слова голбец; так назывался специальная лестница, по которой залезали на печь и полати.

    Если вы родились в Советском Союзе, то наверняка помните мультфильм про Домовенка Кузю – маленького чумазого человечка, который обитал за печью, дружил с котом и Бабой Ягой. Примерно так мы и представляем себе этого персонажа: нечто среднее между гномом и лешим – лохматое, юркое и шкодливое. Но правда в том, что наши предки представляли себе домовых совсем по-другому.

    Помните, выше мы упоминали, что некоторые велесичи – это духи пращуров? Так вот, восточные славяне верили, что домовой – это никто иной, как основатель рода, либо последний умерший в семье. Также домовой мог являться в облике ныне живущего хозяина или самого старшего члена семейства. Впрочем, он не был целиком похож на человека и имел некоторые звериные черты, выдававшие в нем существо из другого мира. У домового могли быть длинные, как у зайца, уши, острые когти, клыки и тело, покрытое густой шерстью (ее оттенок часто совпадал с цветом волос человека, чьи черты перенимал дух).

    Однако при всем при этом он мог быть очень добрым и заботливым помощником и считался полноценным членом семьи. Поэтому если хозяева переезжали в другой дом, перед отъездом они обязательно звали домового с собой в новое жилище, говоря: «Хозяин мой, пойдем со мной». На новом месте тоже проводили ряд ритуалов: в подпол клали монетки, а от первого каравая, испеченного в новой печи, отрезали горбушку и клали ее под печь – для домового. Кстати, восточные славяне верили, что тот, кто первый переступит порог нового дома, после смерти станет домовым.

Приспешники сатаны и соблазнители вдов

    Домовой, каким бы добрым и безобидным он ни был (а это далеко не всегда так), несомненно, относится к нечистой силе. Однако и здесь есть ряд оговорок. К примеру, это единственный представитель потустороннего мира, который не боится икон, молитв и крестного знамения. Поэтому даже во времена христианской Руси считалось, что домовые спокойно могут жить в домах верующих.

     Вообще приход христианства сильно изменил отношение к домовым, фактически уравняв их со всеми прочими бесами. Возникла новая легенда, согласно которой домовые – это бывшие сподвижники Люцифера, то есть изгнанные с неба ангелы. Те, чьи грехи были самыми тяжкими, отправились прямиком в Преисподнюю. Но были и другие – те, что покаялись перед Богом, и Он позволил им искупить вину на Земле. Поэтому с тех пор домовые обязаны во всем помогать человеку – только так они могут заслужить прощение и попасть в Царствие Божие.

    Считалось, что, если домовому по душе хозяева, в доме всегда будет царить уют, скотина будет здоровая и плодовитая, и семью ждет достаток. Домовой помогал своим подопечным во всём, начиная от уборки сена и ухода за скотом и заканчивая заботой о малышах. Но если жена и муж начинали вздорить, плохо заботились о доме и детях, то тут – жди беды. Месть домового могла быть очень страшной.

    Любопытно, что, если мы посмотрим на то, как относились к домовому жители разных русских земель, то увидим некоторую связь с географией. В северорусских сказаниях домовые – это, скорее, добрые хранители дома, которых нужно слушаться и задабривать подарками. А вот на юге и юго-западе в них видели злобных, проказливых духов, которые могли серьезно навредить человеку. Разбитая посуда, украденные вещи и спутанные волосы – самые безобидные шалости, которые приписывали этим созданиям.

    Некоторые верили, что домовой может начать душить человека во сне, мучить и даже убивать скот, чтобы семья голодала. Женщинам (особенно одиноким вдовам) не полагалось спать без белья, так как считалось, что домовой может прийти и соблазнить ее, и даже зачать ребенка. Люди верили, что дети, рожденные от нечистой силы, не доживают до крещения – обычно матери их проклинали.

Злые «добби», гномы-пьяницы и невидимые дети

     Длиннобородые старички, мохнатые зверьки, огромные истуканы и даже маленькие дети – домовые в преданиях разных народов совсем не похожи друг на друга.

     Например, в Великобритании таких существ называют «брауни». В отличие от русского домового, который испокон веков жил на печи или рядом с ней, брауни лишь изредка наведывается, предпочитая жить на свежем воздухе – во дворе или на дереве. Именно поэтому британцы всегда так заботились о том, чтобы вокруг дома было много зелени.

     Как и большинство домовых, брауни – низкого росточка, но у него непропорционально длинные стопы и кисти рук. Как правило, они мужского пола (хотя отличить брауни-мужчин от брауни-женщин довольно сложно). В очень редких ситуациях эти существа показываются людям, но только если их хозяевам требуется срочная помощь. При этом брауни всегда прячут лицо под плащом.

     В дом британские домовые заходят только ночью, когда все спят. Их основные задачи – успокаивать маленьких детей, отгонять ржавчину от железных предметов – в общем, делать какие-то незаметные, на первый взгляд, вещи, которые на самом деле очень облегчают жизнь. Пакостить они, бесспорно, тоже умеют: у нерадивой и сварливой хозяйки брауни путают пряжу, портят еду, рассыпают соль и воруют разные мелочи.

    «Одна из главных особенностей брауни – им ничего нельзя предлагать напрямую. Оставлять разные лакомства и подарки можно как бы невзначай, но не явно – иначе домовой уйдет. Бездомный и озлобленный брауни очень опасен для человека. Много веков бритты верили, что эти существа могут похищать детей, разрушать дома и всячески вредить людям. Тогда их называли уже не брауни, а боггарты (фанатам «Гарри Поттера» привет). Кстати, в Англии домовых еще часто называют добби – теперь понятно, что Джоан Роулинг тщательно изучала родной фольклор».

     Переместимся с островов на европейский континент и посмотрим, какие домовые обитают там. Французы и франкоязычные канадцы много лет назад верили в лютенов – они очень похожи на своих британских собратьев. При этом, в отличие от брауни, они не боятся распятья. И тоже, конечно же, любят пошалить: их любимое развлечение – путать людям волосы во сне. Если хозяин чем-то обидел лютена, он может заставить стекла в окнах трескаться, а ножи и косы – затупляться. Единственный способ усмирить этих проказников – рассыпать по полу соль.

     Самые крошечные домовые встречаются в испанских легендах. Местные домовые (их здесь называют трасчо) – величиной не больше ладони. Узнать их можно по красным колпачкам, а обитают они всегда там, где играет громкая музыка – трасчо обожают шумные вечеринки и танцы.

     Самые добрые и щедрые домовые – у скандинавов, они зовут их ниссе. Больше всего они похожи на гномиков – маленькие седовласые старички с бородой, которая достает до земли, в красных колпаках и ботиночках с загнутыми носами. Помните Оле Лукойе из сказок Ханса Кристиана Андерсена? Примерно так и выглядят ниссе.

     Во всех скандинавских странах эти персонажи ассоциируются с Рождеством. Эту традицию начали датчане: еще в первой половине XIX века они стали говорить детям, что подарки под елкой для них оставляют эти волшебные гномики. Так и повелось: по сей день ниссе – не менее значимый символ Рождества, чем Санта Клаус.

     В Ирландии домовые, клураканы – самые отъявленные кутежники. У них есть одна конкретная задача – следить за сохранностью вина и пива, поэтому и живут они исключительно в погребах. Если кто-то попытается украсть ваше спиртное, клураканы тут же прогонят воришку. При этом сами они не брезгуют горячительным и частенько балагурят, катаясь на овцах и сбрасывая с людей шляпы.

     А вот японские домовые представляют собой действительно жуткое и странное явление. Их здесь называют дзасики-вараси, и на гномиков они совсем не похожи. Это призраки маленьких детей, которым на вид около 5-6 лет. Считается, что увидеть этих духов могут только дети. Любимые проказы дзасики-вараси – рассыпать по полу пепел и шелестеть бумагой. Но и пользы от них тоже много: японцы верят, что домовые приносят в дом богатство и счастье. Поэтому, чтобы привлечь добрых духов, они, как и наши предки, подкладывали под фундамент будущего дома монеты.

Автор: Екатерина Соловьёва, "Мир 24"

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Помогите найти мое гениологическое дерево.

Заранее спасибо.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Популярность даже самых распространённых фамилий различна в разных областях России.

Выдающийся советский учёный-ономатолог В.А. Никонов в результате проведённой им огромной работы по изучению истории российских фамилий даже выделил на европейской территории России четыре основных региона, которым дал названия по самой распространённой здесь фамилии.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Помогите найти мое гениологическое дерево.

Заранее спасибо.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Новости словесности

Излечение будет долгим: как не надо выбирать имя ребёнку

"Уважаемые родители! Согласно законодательству Украины детям нельзя давать имена, которые содержат цифры и другие небуквенные символы. В том числе F-16!" 

Значит, попытки всё же были. Выбор имени ребёнку может служить индикатором психического здоровья.

Подробнее...

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 59-й Научной студенческой конференции по топонимике

Конференция состоялась 26 марта 2024 г. смешанном (очном и дистанционном) формате. Ознакомиться с тезисами можно, пройдя по ссылкам, указанным в этом материале, или в отдельных материалах, опубликованных на нашем сайте в разделе ОНОМАСТИКА: в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ.  

Подробнее...

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.