Действующее ныне в Японии законодательство предписывает обоим супругам носить одну фамилию. Ибо сказано «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5,6). Возникает, конечно, вопрос: откуда они про это знают?
Между тем, новый японский министр по делам Олимпиады (!) и - она же - министр по вопросам гендерного равенства (!!) не намерена разрешить замужним женщинам сохранять их девичьи фамилии.
О нелёгкой судьбе замужних японских женщин в полной боли статье токийского журналиста британской газеты "Гардиан" (The Guardian) Джастина МакКарри
Японский министр по правам женщин не намерена разрешить «девичества»
Министр Японии по вопросам гендерного равенства, Тамаё Марукава принадлежит к группе консервативных парламентариев, настроенных отрицательно по отношению к законодательным изменениям, позволяющим женщинам сохранять свои добрачные фамилии (девичества), после замужества.
Япония - одна из немногих развитых стран, где супругам законодательно запрещено иметь разные фамилии. Гражданский кодекс страны, принятый в 1896 г., обязывает при заключении брака взять общую фамилию, и, хотя не оговаривается, чью именно, на практике в 96% случаев жена берет фамилию мужа. В последние годы все больше нарастало общественное давление по этому вопросу. В 2015 г. по позициям активистов за права женщин был нанесен удар, когда высший суд постановил: требование присвоения общей фамилии не противоречит конституции.
Тамаё Марукава, японский министр по делам Олимпиады и по вопросам гендерного равенства |
Марукава, недавно принявшая портфель министра по вопросам прав женщин у своего предшественника, Сейко Хасимото, назначенной главой Олимпийского комитета Токио-2020, заявила, что её нежелание разрешить супружеским парам использовать разные фамилии не скажется на ее борьбе за права женщин.
Марукава, занимающая также должность министра, ответственного за олимпийские проекты, была в числе 50 парламентариев высшей и нижней палаты от ЛДП, которые обратились к своим коллегам с призывом голосовать против принятия положительного письменного заключения по поводу изменения закона. Письменные заключения, принятые на местном уровне, обычно используются для подготовки дебатов на соответствующую тему, но уже на уровне парламента.
За четыре года до постановления высшего суда инициативная группа женщин организовала исследование, целью которого было выяснить, имеет ли принятие женой фамилии мужа отрицательные психологические последствия.
Действующий закон отражает традиционное представление о том, что браки - это союзы между семьями, а не отдельными людьми. В эпоху Мэйдзи (1868-1912), когда он был принят, для женщин было вполне приемлемо покидать свои семьи, чтобы стать частью семьи мужа.
Как и многие японки, Марукава, которая замужем за депутатом от ЛДП Таку Оцукой, продолжает использовать свою девичью фамилию на работе, а фамилию мужа - в официальных документах.
На этой неделе она заявила, что она присоединилась к петиции, а свой отрицательный настрой по отношению к законопроекту описала как "личное мнение", которое не должно повлиять на ее министерскую деятельность.
"Моя задача - помочь создать атмосферу, благоприятствующую публичной дискуссии по этому поводу ", ответила Марукава парламентарию от оппозиции.
Премьер-министр, Ёсихиде Суга, вселил надежду в сторонников законопроекта, заявив в конце прошлого года, что он склоняется в сторону системы, позволяющей использовать двойные фамилии. Однако он не упомянул об этом в своем первом важном заявлении после вступления в должность, и правительству не было поручено внести изменения в соответствующий закон, когда была одобрена политика продвижения гендерного равенства в прошлом декабре. Этот просчет случился после протеста со стороны консервативных парламентариев.
Либеральное издание "Асахи симбун" отреагировало таким образом: "Их действия отражают возмутительное непонимание прав человека и давно устаревший образ мышления".
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал пересмотреть законопроект, как дискриминирующий женщин, а опросы общественного мнения показывают, что мнение правительство расходится с общественной позицией по законопроекту.
В исследовании, проведенном в прошлом октябре, 70,6% респондентов высказались одобрительно по поводу законопроекта, против 14,4%, поддержавших существующую практику.
Источник: The Guardian