Почему Киров - "хилый", а Вятка - "радостная"?
"Человек не всегда осознаёт то, что стоит по другую сторону имени и его звучания", - так объясняет смысл исследования сотрудник Инновационного центра "Оптима-Проект" Андрей Телышев (Москва), - "а ведь подсознательные характеристики слова играют не менее важную роль в человеческом восприятии".
В ходе анализа,слова "Хлынов","Вятка","Киров" по очереди пропускали через специальный софт "Ваал" (за фоносемантический эталон в данной программе взяты библейские тексты). В результате, расчетная эмоциональная шкала получилась такая:
-слово "Хлынов" на 31% воспринимается, как что-то "грубое", и на 69 % как "плохое" и "отталкивающее", но вот словосочетания "Хлынов-град" или "Град Хлынов" почти на 100% ассоциируются как "мужественные".
-слово "Вятка" прочно ассоциируется с "легким", "ярким" и "радостным".
Откровенно не повезло слову "Киров".Оно стоит в одном ряду с определениями: "слабый", "тихий", "маленький","хилый"(от 40 до 60%).Такой результат, по мнению психолингвистов, понятен. По сути, "Киров" это спонтанно созданный псевдоним, у которого в русском языке даже нет родственного корня.
Уточним, что данная работа не претендует на абсолютную точность, но по мнению исследователей результаты её безусловно интересны, особенно в момент жарких дебатов о возвращении областному центру исторического имени.