Президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко: "Абсурдно, когда православный храм стоит на площади Большевиков!".
Президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко: "Абсурдно, когда православный храм стоит на площади Большевиков!"
Имена, в том числе и кровавые, которые вписывались в пропаганду коммунистического режима, остаются с нами уже без малого сто лет. Они увековечены в названиях улиц, площадей, городов. Половина из них или вообще нам незнакомы, или давно забыты. Но если наши дети будут любознательнее, они спросят: почему мы ходим в школу по улице Ленина? О том, какое значение имеют названия улиц и городов для развития страны, и какими они должны быть, рассказал президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко.
- В фонд «Возвращение» входит много людей и самых разных организаций. Что их объединяет, какая идея?
Основная идея – разобраться в идеологическом винегрете, который нас окружает. Для этого нужно возвращать не только исторические имена улицам, но и историческую символику. Например, мы выступаем за возвращение двуглавых орлов на башни Кремля вместо звёзд: в первую очередь на Спасскую башню. Непонятно, почему мы вывешиваем бело-сине-красные флаги, под которыми воевала Белая армия, 23 февраля, в день якобы рождения Красной армии. На самом деле в этот день по старому стилю началась Февральская революция. Большевики решили праздновать день рождения Красной армии, чтобы выбить у либеральной интеллигенции их праздник. Советский пропагандистский аппарат был, конечно, сильнее, поэтому они смогли убедить в этом народ.
Первоочередное направление нашей работы – вернуть исторические названия улицам, на которых находятся действующие православные храмы. Ясно, что если церковь не новая, то у улицы было какое-то название – не строили же её на улице Дзержинского в своё время. Почему в Ярославле есть улица Емельяна Ярославского, известного гонителя Церкви? А сколько монастырей находится на улицах Ленина, который повторял за Марксом, что религия – опиум для народа! В Ростове Великом один монастырь на ул. Желябова, а другой на ул. Энгельса. В Саранске построили собор Федора Ушакова на площади Большевиков. Это полный абсурд. Нужно переименовать эти улицы, чтобы хотя бы не смущать прихожан.
Показательно, что правящие архиереи епархий в Кировской и Ульяновской областях, в Краснодарском крае носят титулы Вятский, Симбирский, Екатеринодарский. По инициативе нашего фонда были переименованы благочиния (например, в Ярославской епархии Тутаевское благочиние стало Романово-Борисоглебским) – для этого потребовались только решения правящих архиереев.
- Почему нельзя оставить всё, как есть, ведь многие люди уже привыкли, и не обращают внимания на эти символы?
- Рано или поздно ленинско-сталинская модель пропаганды, сохраняющаяся в России, приведёт к попытке коммунистического реванша. Не случайно поднялась волна прославления Сталина, который преподносится как апологет патриотизма.
Мы продолжим борьбу за то, чтобы Санкт-Петербург перестал быть столицей Ленинградской области, а Екатеринбург – Свердловской. В позапрошлом 2008 году я был в Екатеринбурге на Царских днях – 90-летии расстрела царской семьи. И представьте – перед началом официальных торжеств губернатор Эдуард Россель объявляет: «Мы приветствуем всех участников Царских дней на нашей святой Свердловской земле!» Вдумайтесь, какая каша у человека в голове! Вся эта воинствующая бесовщина возможна, пока не погребено тело самого главного гонителя Церкви – Ульянова-Ленина.
- Юрий Константинович, что лично вас толкнуло заниматься так активно переименованиями улиц, выносить эту проблему в массы?
- Россию жалко. Поиздевались над ней большевики-коммунисты немало. Чтобы издевательство прекратилось, необходимо максимально деидеологизировать карту страны. Образно говоря – разминировать нашу землю от ржавых мин прошлого. Иногда это удаётся – буквально на днях были переименованы железнодорожные станции Свердловск в Екатеринбург, а Горький в Нижний Новгород. За 20 лет, которые прошли с момента возвращения исконных названий городам Нижний Новгород и Екатеринбург, десятки миллионов пассажиров, прибывая по железным дорогам в эти города, не уставали удивляться тому, что имена городов не совпадают с названием станций. К счастью, положен конец этому надругательству над здравым смыслом.
Вдвойне нетерпимым было прославление в названии станции Свердловск имени одной из одиознейших фигур революции, в частности, организатора бессудного убийства семьи Николая II. Мы неоднократно подчёркивали, что прославление в топонимике столь кровавой фигуры не служит делу консолидации российского общества. Царская семья почитается православным миром как страстотерпцы. Поэтому решение правительства об изъятии имени цареубийцы с карты России можно смело расценивать как подарок всем христианам к Воскресению Христову.
- Вашу организацию поддерживают самые различные некоммунистические движения – это наводит на мысль, что некая идеология у вас всё же есть.
- Нам сейчас жизненно необходимо завершить развязанную большевиками Гражданскую войну. Я убеждён в том, что топонимика не должна служить прославлению организаторов и «героев» Гражданской войны, иначе мы никогда, в отличие от Испании, не достигнем искомого мира. Россия должна освободиться от кровавых имён в своей топонимике.
С другой стороны, предложения заменить Чапаева на Колчака, а Котовского на Деникина – это тоже продолжение Гражданской войны. Когда я в некоторых интервью задавался вопросом, почему в Москве нет Колчаковского проспекта, я таким образом пытался обратить внимание на вопиющую односторонность нашего представления об истории и современной действительности.
Если 80% названий в стране идеологически обусловлено, это неправильно: необходимо убрать имена, которые делят нас. Оставив при этом космонавтов, учёных, героев войны, писателей.
- А вы предлагаете возвращать городам и улицам исторические названия или давать новые?
- Мы стремимся возвращать исторические названия там, где они были. Волгоград - Царицын, и при этом центральную улицу назвать Сталинградской – в память о битве с фашистами. Подмосковному Дзержинску вернуть имя Угреша (там находится Николо-Угрешский монастырь). Кингисепп – Ямбург, Киров – Вятка, Краснодар – Екатеринодар, Тольятти – Ставрополь-на-Волге, Тутаев – Романов-Борисоглебск, Ульяновск – Симбирск, Чаплыгин – Раненбург, Энгельс – Покровск, Маркс – Екатериненштадт, Иваново – Иваново-Вознесенск, Ломоносов – Ораниенбаум, Пушкинские горы – Святые горы.
Переименовали же улицы внутри Садового кольца – и теперь человек, читая литературу XIX - начала XX века, может элементарно понять, где жили и действовали герои и исторические персонажи, где была Воздвиженка, а где Остоженка. Этот опыт доказывает, что «новые» (возвращённые) названия безболезненно вошли в наш обиход.
- Почему большевики стали переименовывать улицы?
- Пока в честь себя построишь памятник или дворец – времени много пройдёт. Да и строить памятники накладно: первые советские монументы были из песчаника и бетона, они не сохранились. А вот имена поменять – это просто и денег никаких не надо. И даже люди, которые негативно относятся к тем, кто командует переименованием, вынуждены будут в коммуникациях употреблять новые названия: «Где встретимся?» - «На Ленинском проспекте, дом 6».
Большевики-ленинцы называли все вокруг именами себя любимых, а также своих учителей – революционеров-демократов (Белинского, Огарёва, Герцена, Чернышевского) и бомбистов (Перовской, Желябова). Сталин развил ленинские планы очень хитрым способом, добавив к именам идеологов большевизма и коммунизма имена уважаемых и любимых всеми писателей, которые сразу после большевистского переворота были выброшены «с корабля современности» на помойку. В 1937 году к столетию со дня смерти Пушкина по всей стране появились по команде улицы Пушкина, проспекты, переулки. (Потом к нему добавили немного Чехова, Лермонтова, но, конечно, не Достоевского). И получилось, что мы идём по улице Свердлова, дальше на Ленина, поворачиваем на Пушкина, переходим на Кирова или на Социалистическую. То есть Пушкин, не вызывающий никаких вопросов у населения, был де-факто включен в систему агитации и пропаганды. Со временем люди, помимо своей воли начинают воспринимать великих писателей и вереницу свердловых, кировых, лениных как людей равновеликих. Даже если мы чётко осознаем, что улица названа в честь недостойной личности, рано или поздно наш глаз «замыливается». Это тоже механизм пропаганды: сбивая с толку, отбить у человека желание думать и рассуждать о том, в чем смысл окружающих нас имён. Тогда он будет готов закрыть глаза и на другие недостойные вещи и, уж тем более, не станет не вникать в действия власти.
- Мы 20 лет назад простились с СССР. Вы считаете, большевистская пропаганда всё ещё имеет такую большую силу?
Да, эти названия, как вирусы, которыми насквозь заражена карта Москвы. Мало того, этот ленинско-сталинский топонимический монстр дает метастазы, заражает новые поколения. В Петербурге за станцией метро «Проспект Большевиков» следует станция «Ул. Дыбенко». Улица была названа в честь революционера П.Е. Дыбенко, который был, мягко говоря, недостойным персонажем, не сослужившим доброй службы русской истории. Недавно топонимическая комиссия предлагала присвоить этим станциям исторические названия этой местности: «Весёлый поселок» и «Оккервиль». Власти города отказали. И что мы видим? Недавно рядом со станцией метро открылся торговый центр и его назвали «Мега-Дыбенко».
А в Москве на проспекте Будённого открылся компьютерный центр, и его назвали «Будёновский», и в рекламе, соответственно, везде используются будёновки. Кстати, будёновки были изначально сделаны по эскизам Виктора Михайловича Васнецова как шлемы для парада победы русской армии в Берлине, когда будет разгромлена Германия в Первой мировой войне (которая называлась тогда Великой Отечественной по аналогии с Отечественной войной 1812 года). Это был бы парад древнерусских воинов, торжество Святой Руси! Склады с этими стилизованными шлемами захватили большевики и налепили свои пентаграммы – так получились будёновки. Большевики вообще мало что выдумали своего, зато много присвоили чужого. Тройкой Маркс-Энгельс-Ленин заменили христианскую божественную Троицу, тело Ленина выставили как псевдомощи...
- Вам можно возразить (и так делают противники переименования), что свердловы, кировы и ленины, в конце концов – это наша история.
- Называют не в честь же истории как таковой. Берия или маньяк Чикатило тоже наша история, но в их честь улицы не называют. Любой скажет, что если улица названа чьим-то именем, это человек со знаком «плюс», заслуживший уважение. Топонимика служит для того, чтобы помогать ориентироваться на местности, а не чтить кого бы то ни было, поэтому до 1917 года в России практически не было мемориальных названий. Недопустимо называть что бы то ни было именами политиков, потому что взгляд на историю меняется. В СССР большинство смотрело на Ленина как на отца родного, сейчас уже и половина населения так не смотрит. А отношение к Пушкину, Лермонтову не изменится и через триста лет. Тогда зачем делать знаковыми такие имена, которые вносят раскол в общество? Многие согласны с тем, что надо убрать из названий самых одиозных палачей – Белу Куна, Войкова. Но это только часть нашей работы.
- Другое возражение касается больших затрат на переименование. Сколько стоит поменять название улицы, станции и т.д.?
- Для этого нужны только таблички – это вопрос десятка тысяч рублей. Более того, в каждом случае находятся энтузиасты, готовые их изготовить. По крайне мере, у нашего фонда есть человек, который берется оплатить изготовление табличек во всей стране! Пожалуйста: если есть желающие и есть решение властей поменять название улицы, но нет денег, люди могут присылать счета, и мы их оплатим.
В последнее время все чаще нас запугивают большими расходами для государства и для граждан. Эти доводы ошибочны уже потому, что нормативные акты России не содержат требования менять паспорта и другие документы в случае переименования улицы. Это подтвердил недавний случай в Перми, где центральной улице было возвращено название Петропавловская (вместо «Коммунистическая»). Левые политические силы возбуждали обывателей, уверяли, что это повлечёт огромные изменения. Однако, как пояснили в управлении Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Регистрационной службы по Пермскому краю, граждане и юридические лица не обязаны вносить в документы изменения, связанные с переименованием улицы, даже при операциях с недвижимостью. В управлении пенсионного фонда пообещали, что пенсии и почта будут доставляться без изменений в обычном режиме.
- Вы говорили, в первую очередь необходимо вернуть топонимы, связанные с Церковью. Какие улицы Москвы сейчас ждут переименования?
- Покровский вал вместо Абельмановской улицы. Первая и вторая Церковные улицы и Церковный переулок вместо улиц Бебеля. (Эти улицы были названы по храму Рождества Богородицы в Бутырках, а переименования сделаны во время гражданской войны). Ввведенская площадь с 1929-го года стала площадью Журавлёва, а церковь, по которой она названа, была снесена. Нижне-Предтеченский переулок в честь храма Рождества Иоанна Предтечи, которые там до сих пор стоит, сейчас называется переулком Капранова. Первая и Вторая Богородицкие улицы – сейчас Первая и Вторая Квесисские (в честь латышского большевика Юлиуса Квесиса – участника боёв 1917 года в Москве). Симонова слобода, где находится Симонов монастырь, большая часть которого была снесена большевиками, ныне называется Ленинская слобода. Нет в Москве Всехсвятской улицы – а ведь это топоним, известный еще с XIV века. Ныне это улица Серафимовича. Вознесенская улица сейчас все еще улица Радио. Воздвиженские переулки (там расположена церковь, где венчался Чехов) это Тружениковы переулки. Ирининская улица – Фридриха Энгельса. Владимирское шоссе – Шоссе Энтузиастов, переименовано в 1919 году. Название необъяснимое. По этой дороге отправляли этапом каторжников, духовных предтечей большевиков – но называть энтузиастами бредущих по дороге каторжников просто нелепо.
=============
Справка: Фонд «Возвращение» официально зарегистрирован в марте 2010 года, но родился намного раньше. Юрий Бондаренко инициировал его создание в конце 2006 года. Откликнулись люди, которым было не все равно, по какой улице они ходят за хлебом или на свидание с любимыми. К движению присоединились неравнодушные люди в Саранске, Иваново-Вознесенске, Иркутске, Романов-Борисоглебске, Твери, Санкт-Петербурге. Свое благословение прислал митрополит Вятский Хрисанф.
Учредители движения: протоиерей Владимир Силовьев, протодиакон Андрей Кураев, депутаты Государственной думы Владимир Мединский, Константин Затулин, Сергей Марков, политолог Александр Цыпко, вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская, вице-президент российского фонда культуры Елена Чавчавадзе, замдиректора института российской истории РАН Владимир Лавров, глава фирмы «SuperJob» Алексей Захаров, публицисты Александр Крутов, Максим Шевченко, юрист Даниил Петров, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, депутат Московской областной думы Владимир Аристархов и др. Фонду содействует предприниматель Василий Бойко-Великий. Консультируют проекты переименований топонимист Михаил Горбаневский и публицист Вадим Дормидонтов.
Беседовала Елена Мартьянова.
Агентство религиозной информации "Благовест-Инфо".
Апрель 2010.