Новый лауреат литературной премии Александра Солженицына.
Новый лауреат литературной премии Александра Солженицына.В Доме русского зарубежья состоялось чествование знаменитого археолога Валентина Лаврентьевича Янина, удостоенного литературной премии Александра Солженицына за выдающиеся археологические и исторические открытия, перевернувшие представления о нашей ранней истории и человеке Древней Руси.
Уже второй раз награждение лауреатов происходит без Александра Исаевича. Наталья Дмитриевна Солженицына убеждена, что А.И. одобрил бы выбор жюри. По её мнению, Солженицына и Янина роднит редкое свойство характеров: отдавать себя своему выбору без всяких условий, по одному велению сердца.
— Никаких гарантий не было, что их жертвенное служение своему делу, самоотверженная самоотдача как-то и чем-то будут вознаграждены. Это естественное вложение всего себя в то, что ты ценишь и любишь, за чем ты проглядываешь какую-то высокую цель. Меня это свойство человека завораживает. Оно просто гипнотизирует окружающих, — сказала Наталья Дмитриевна.
Олег Табаков и Валентин Лаврентьевич Янин
Янин — автор нескольких ценнейших книг: “Я послал тебе бересту”, “Новгородские посадники”… Академик, завкафедрой археологии исторического факультета МГУ, награждён самыми высокими правительственными орденами. Он лауреат Ленинской и двух Государственных премий. В 2002 г. отмечен независимой премией “Триумф” за высшие достижения в науке.
Стало мировой сенсацией открытие Яниным и его экспедицией берестяных грамот в Великом Новгороде, особенно трёх деревянных дощечек, исписанных псалмами царя Давида. Эта знаменитая Новгородская Псалтирь — самая древняя славянская книга. Древние русичи, оказывается, были грамотны. Обнаруженные письма, деловые бумаги, рисунки — живой голос прошлого. Иные грамоты хранили даже имена авторов писем и тех, кому они адресованы.
Валентин Лаврентьевич признался:
— Когда радио и телевидение сообщили о моём награждении, на меня обрушилась лавина звонков, поздравлений. Премия Солженицына для меня самая престижная из всех, каких я был удостоен.
Министерство культуры разрешило Новгородскому музею привезти бесценные берестяные грамоты на один день, чтобы увидели драгоценные открытия археологов гости Дома русского зарубежья имени Солженицына. Министр культуры А.Авдеев, поздравляя лауреата, сообщил о сегодняшней поистине трагедийной судьбе памятников культуры. Каждый год в России гибнет около двухсот памятников. И нет ни средств, ни кадров, и нет политической воли руководства страны для спасения уходящей, гибнущей старины.
Тем бесценнее деятельность Янина и его сподвижников: археологов, историков, лингвистов, нумизматов — во благо нашей древней культуры. Янин подготовил к изданию 11 томов берестяных грамот. Он умеет найти их и вопрошать. Этот диалог Янина с прошлым увлекателен не только для исследователей. Это наше общее драгоценное достояние.
Когда гости пировали во славу лауреата, Валентин Лаврентьевич стал доступен. Его милая жена Елена Александровна потеряла бдительность, и я смогла спросить академика.
— Валентин Лаврентьевич, Елена Александровна сохранила озорной взгляд женщины, умеющей нравиться.
— А как она мне понравилась! Ей сейчас восьмой десяток, а мне на девятый пошло.
— Ваше детство и юность пришлись на войну. Где провели эти годы?
— Родители отвезли меня к бабушке в деревню за несколько дней до войны. И я три года прожил с ней. Чем я занимался там? Не угадаете. Ходил в лес, собирал грибы, реализовывал на грибо-засолочных пунктах армии.Мой сбор взвешивали, выдавали расписки. И когда их набиралось достаточное количество, я получал или папиросы, или спички, а иногда и бутылку водки. А бабушка нанимала мужиков, и они за этот дефицит привозили нам дрова. В 43-м, приехал я к маме в Орехово-Зуево. А потом в Москве учился в 7-й школе на Якиманке.
— Сегодняшним молодым археологам есть ли ещё что открывать в Великом Новгороде?
— Ну конечно. Скажу так: там найдена, раскопана двадцатая часть территории, доступной для исследователей. Так что впереди их ждет новая уйма берестяных грамот, фантастических находок. После того как меня не будет, они продолжат мое дело.
В феврале Валентину Лаврентьевичу исполнился 81 год. Но еще не умолк его внутренний вулкан. Дай Бог ему силы на десяток творческих лет.
Наталья Дардыкина.
Газета "Московский комсомолец".