Ученики Вешкельской школы, что в Суоярвском районе Республики Карелия, привезли из Москвы очередные дипломы, победив в общероссийском конкурсе.
Ученики Вешкельской школы, что в Суоярвском районе Республики Карелия, привезли из Москвы очередные дипломы, победив в общероссийском конкурсе.
Десятиклассник Олег Емельянов занял первое место за работу по топонимике.Сообщая эту новость, заместитель главы администрации района по социальным вопросам Наталья Васенина с гордостью добавила: «В этой школе постоянно что-нибудь выигрывают!» В этом я убедилась сразу же, как только переступила порог учебного заведения: в фойе вывешен стенд с двумя десятками дипломов и почётных грамот.
– У нас все дети и все учителя удивительно талантливы! – первым делом заявила директор Вешкельской школы Татьяна Александровна Афанасьева.
А готовила школьников-призеров учительница географии (она же преподает изобразительное искусство и черчение) Наталья Ларионова. Десятиклассник Олег Емельянов занял первое место за работу по топонимике, а Антон Афанасьев получил диплом второй степени за работу по истории карельского села. Надо сказать, ученики Натальи Валерьевны уже не раз участвовали и побеждали в районном и республиканском конкурсах «Шаг в будущее».
В прошлом учебном году на конференциях в Суоярви и Петрозаводске краеведческий путеводитель по деревням Сямозерья представила Настя Афанасьева, заняв первые места. В этом году на 17-м Всероссийском конкурсе юношеских научно-исследовательских работ имени Вернадского в секции «Народная культура» ей же вручили диплом лауреата и Почетную грамоту за самую научную работу. К этому конкурсу Настю готовила Юлия Ефимова, она преподаёт русский язык и литературу и очень увлечена фольклорными изысканиями.
Тема, с которой выступила на конкурсе карельская школьница, вызвала интерес, удивление и даже восторг. Звучит она так: «Обращение в похоронных причитаниях Ирины Андреевны Федосовой». В ходе исследования выяснилось, что в причитаниях имя умершего не звучало, это было табу. Его называли то белой лебедушкой, то красным солнышком… Все обращения классифицировали, построили диаграмму, табличку. И хотя оформление стенда получилось весьма скромным (на все требуются деньги), работа очень заинтересовала жюри.
Поездка в Москву – дело недешевое, тем более что в столицу надо было отправить еще и вторую девочку – Анжелу Прусскую – с номером художественной самодеятельности и педагога. Поездка состоялась благодаря районному отделу образования и спонсорам – нескольким местным предпринимателям. За поддержку талантливой молодежи от имени оргкомитета конкурса всем им вручили благодарственные письма.
Надо отметить, что Вешкельская школа с финно-угорским уклоном, в её учебный план входят такие предметы, как карельский язык (его изучают с дошкольного возраста до 11 класса), история, география, изобразительное искусство и фольклор Карелии, потому-то краеведческое направление здесь считается приоритетным. Ежегодно ребята участвуют в межрегиональных олимпиадах по родным языкам, на последней конференции «Леннротовские чтения», которая проходила в Петрозаводске, дети из Вешкелицы представили исследовательские работы на вепсском, финском и карельском языках, Настя Павлова получила награду.
Добавлю, что директор школы одновременно является председателем общественной организации «Вешкельские карелы», которая действует довольно активно. 60 процентов жителей села карелы, потому главный девиз организации «Кто же будет поддерживать карельский язык, прививать к нему любовь, если не мы сами?!». В результате такой деятельности многие выпускники школы (а в 2008 году половина!) продолжают учебу, выбирая как основу карельский язык.
Вешкельские дети участвуют буквально в каждом районном мероприятии, где показывают и свои музыкальные таланты. Нередко получают премии и награды, а недавно второклассник Матвей Зайцев (он играет на фортепьяно) привез международный приз за композицию. Упомянула директор школы ещё об одном направлении – спортивном. Пусть больших достижений здесь нет, но её радует, что действует несколько секций, в которые ходит половина девчонок и мальчишек. Для занятий по баскетболу, футболу и дзюдо школа привлекает специалистов детского дома, а уроки самбо дает тренер ДК.
Замечательна Вешкельская школа ещё одним показателем: средний возраст педагогов чуть более 30 лет. Из 19 шестеро недавние выпускники педагогических вузов. Причём большинство родом из других районов и даже из другой области. Так четыре года назад приехал преподавать химию и биологию пудожанин Игорь Клипинин, два года назад русский язык и литературу уроженка Питкярантского района Ольга Маньшина. В этом учебном году из другого региона пригласили учителя младших классов (с правом преподавания русского языка и литературы) Елену Сухову, родом из соседней Эссойлы лишь физик и математик Юлия Антоневич.
– Почему они выбрали именно Вешкелицу, ведь распределения теперь нет? У вас особые условия созданы? – спросила я директора.
– Ещё несколько лет назад мы забеспокоились, что большая часть наших учителей предпенсионного и пенсионного возраста. А чтобы привлечь молодых специалистов, необходимо обеспечить их жильём – это самое главное условие. Лет 8 назад я выбила у местной администрации общежитие — благоустроенную двухкомнатную квартиру, в ней сейчас живут два молодых учителя. Этого, конечно же, недостаточно, и я от имени школы заключила договоры найма с несколькими хозяевами благоустроенных домов. Условия достаточно льготные, поскольку люди идут нам навстречу и платить приходится только за коммунальные услуги. Причем по действующему закону школа им возмещает сумму, уплаченную за свет и коммунальные услуги.
Молодежь очень органично влилась в коллектив. Но некоторые педагоги выглядят столь юно, что трудно определить, где старшеклассник, а где учитель. Потому поначалу им приходилось утверждаться, доказывать и коллегам, и детям свою состоятельность. На днях один из недавних новичков Игорь Клипинин сдал экзамен на первую категорию, получив прибавку к жалованью в … 158 рублей («Даже не знаю, куда потратить такие деньги!»). Оксана Серебрянникова уже педагог высшей категории, а два года назад она стала «учителем-стотысячником».
Хотя школа сельская и небольшая, она неплохо оснащена, что вызывает восторг у вчерашних студентов. Здесь 22 компьютера, предметные классы полностью оборудованы. Молодые педагоги заражают своей энергией и коллег, и учеников, потому что им самим всё интересно. Они придумывают и организуют всевозможные мероприятия, конкурсы, некоторые становятся добрыми традициями, как, например, «Посвящение в химики» или «Соревнования здоровячков». Вместе с учениками участвуют в «Веселых стартах», на последних даже выиграли, дети теперь усердно готовятся к реваншу.
К сожалению, и Вешкельскую школу не обошли проблемы, сотрясающие страну, сегодня здесь учатся всего 82 школьника, ещё 15 ребят ходят в детский сад – он теперь тоже при школе. Будет ли улучшаться демографическая ситуация, сказать трудно, малышей в поселке появляется совсем немного, не более 5, в этом году родилось пока трое. В ближайшие годы порог школы переступят всего 5 – 7 первоклассников. И удивляться этому не приходится, поскольку в поселке совсем плохо с работой: зверосовхоз давно прекратил существование, леспромхоз дышит на ладан, даже детский дом вот-вот закроется – ребят разбирают по семьям. Работают лишь одна бригада на железной дороге, магазины и две бюджетные организации (одна из них детдом).
Пугает директора и перспектива перехода на «подушевое» финансирование, что может привести к реорганизации школы, превращению её из средней в 9-летнюю, тогда старшеклассникам придется доучиваться в Суоярви.
18 вешкельских школьников (большинство из них живут в детдоме) учатся по программе коррекционно-развивающего обучения, у некоторых тяжелейшие диагнозы. И, к сожалению, таких учеников с каждым годом становится всё больше, многие поступают из семей, ведущих асоциальный образ жизни. Но даже эти дети, уверена директор, талантливы, надо только заметить, в чём именно.
Был случай, когда в первый класс пришла девочка из благополучной семьи, не знающая самого элементарного: где право, где лево, не знала цифр, не различала цвета… Она проучилась четыре года. Когда перешла в пятый, школа отправляла детей на очередную республиканскую олимпиаду по карельскому языку, а поскольку та девочка из карельской семьи, то взяли и её. И она получила диплом третьей степени! Теперь Настя Попова постоянно получает награды на конкурсах и олимпиадах. В прошлом году получила премию в 5 тысяч рублей за лучшую сказку, сочиненную на карельском языке.
В этой школе не оставляют без внимания ни одного ребенка, стараются в каждом развить способности к какому-нибудь виду деятельности. Вот уже три года начиная со второго класса все участвуют в общешкольных научно-практических конференциях. На них они учатся публично выступать, отстаивать свою позицию. На еженедельных общешкольных линейках преподаватели стараются похвалить лучших учеников, обязательно вручают им почётные грамоты. Порой даже придумывают всевозможные конкурсы, чтобы отметить детей. Они ведь так ждут этого!