Есть книги, выход которых сразу же разделяет читателей на два лагеря. Одни горячо поддерживают автора во всех его наблюдениях, другие - категорически не согласны, причём не согласны уже по определению, поскольку их раздражает сама тема, заявленная автором в его работе.
Вы полагаете, это касается только беллетристики или "нетленок" создателей так называемой "новой хронологии"? Отнюдь.
Такова и книга академика Российской академии образования Вадима Семёновича ЛЕДНЁВА (1932-2004) «Венеты. Славяне. Русь». Сам автор монографии признаёт, что многие гипотезы его теории требуют дальнейшего изучения. Но без сомнения, эту книгу просто необходимо прочитать каждому, кто интересуется историей русского языка и в целом славянской историей и культурой.
ИСТОРИЯ ВЕНЕТО-СЛАВЯНО-РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
На осенней Московской международной книжной выставке-ярмарке 2010 г. экспонировалась новая книга Вадима Семёновича Леднёва «Венеты. Славяне. Русь», выпущенная в Москве в сентябре 2010 г. Институтом экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений совместно с Издательским центром «СЛАВА!».
- Мы кто в этой старой Европе? – задал вопрос В.Я. Брюсов в 1914 году в стихотворении, которое он так и назвал: «Старый вопрос». Ответ самого Брюсова таков: Нет, мы не орда, не случайные гости, мы – славяне, мы – «тот великий народ, чьё имя не будет забыто, чья речь и поныне поёт созвучно с напевом санскрита».
Свой ответ на этот старый вопрос решил дать Вадим Семёнович ЛЕДНЁВ (1932-2004), доктор наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО).
Вадим Семёнович ЛЕДНЕВ родился 22 сентября 1932 г . в селе Ярцево Брянской области. Он обосновал возможность и добился включения в общеобразовательный курс основ кибернетики, разработал концепцию и содержание курса. Умер 6 декабря 2004 г.
Приступая к анализу вопроса, автор использует в качестве камертона для настройки вывод, к которому в своё время пришёл великий русский учёный М.В. Ломоносов, о том, что русское письмо «не происходит, как утверждают многие, от греческого или других языков. Оно представляет собой самостоятельную линию развития индоевропейского письма. Более того, составляет его стволовую часть» и слова Президента Российской академии наук адмирала А.С. Шишкова (1754–1841): «Если даже только по историческим событиям рассуждать о славенском языке, то очевидно, что он был самодревнейший, и ближайший к первобытному языку, ибо одно исчисление скифо-славянских народов, под тысячами разных имён известных и по всему лицу земли расселившихся, показывает уже как великое его расширение, так и глубокую древность».
Начиная свои рассмотрения с освоения постледниковой Европы, Леднёв более подробно останавливается на явно описанном в исторических источниках периоде троянской войны XIII в. до н.э., когда пафлагонские венеты (в греческой транскрипции – энеты) пришли в числе других на помощь троянцам во главе со своим предводителем. Это был легендарный защитник Трои Веней (Эней), прародитель венетского племени, человек, именем которого древние называли Европу – «Энея», При этом автор подчёркивает, что, отмечая на создаваемой карте венетских территорий вотчину Венея – Пафлагонию, располагавшуюся на севере Малой Азии, или, что то же самое, на южном побережье Чёрного моря, в качестве первой венетской территории в письменной истории, он ни в коем случае не допускает считать её первой в истории венетов, которая уходит в глубь веков намного глубже, чем описывают письменные источники. Автор проводит читателя по дорогам Европы от II тысячелетия до н. э. до нынешних дней, призывая его оглянуться на исторических соседей наших предков, вдумываясь в только слегка меняющиеся со временем буквы и слова сначала венетского, потом славянского и русского языка.
В.С. Леднёв совершил переворот в славистике: в своей книге «Венеты. Славяне. Русь» он обосновал первенство русско-венетских народов в создании первого в мире алфавита (где каждому звуку речи сопоставлена своя буква). Русско-венетская азбука, являясь первой в истории развитии общества на Земле, в то же время – самая развитая в мире система буквенно-звукового письма, в принципе не изменившаяся (в своём восточно-славянском варианте) до наших дней.
Исследования В.С. Леднёва, создавшего и обосновавшего концепцию единого венето-славяно-русского народа, которая позволяет развенчать вымысел о молодости славянских народов и позднем их появлении в Европе. Тем самым Леднёв, оставаясь на академических позициях, создал предпосылки для продления истории русского народа на тысячи лет, а его исследования должны устроить переворот и во взгляде русских историков на прошлое. Вызывает уважение весомость и огромное количество аргументов, приводимых автором для доказательства своих выводов, включая исторические, археологические, лингвистические. Так, среди лингвистических аргументов – значительное количество приводимых для сравнения и сравнительного исследования символов различных языков (от экзотических ликийского, мидийского до «обычных» греческого и финикийского) и современных, причём наиболее близок к венетскому из современных именно русский язык.
Особо впечатляет сравнение двух учебных пособий, разделённых двумя с половиной тысячелетиями: это «блокноты» для занятий чистописанием – новгородский XIV века, найденный экспедицией академика В.Л. Янина и венетский 2-го тысячелетия до н.э. Оба предмета – деревянные, с бортиками и углублениями. На бортиках записаны образцы букв, соответственно, русского и венетского алфавитов, углубления заливались воском, на котором следовало копировать приведённые образцы букв прилагаемым острым писалом. Практически полная идентичность предметов как с точки зрения технологии изготовления и использования, так и с точки зрения изумительной близости самих символов, составлявших азбуки наших давних и сравнительно близких предков, не оставляет никаких сомнений, что они принадлежали разделённым тысячелетиями представителям одного народа и одной культуры.
Среди огромного количества исторических персонажей, к которым обращается Леднёв, возвратимся к общему предку венетов, славян и русских – Венею (Энею). По преданиям римлян Эней – прародитель Ромула и Рема, заложивших Рим 21 апреля 753 г. до н.э. Так что у славян есть повод отмечать этот день вместе с римлянами: у римлян до сих пор в ходу праздник основания города – 21 апреля. Кстати, 23 августа славяне могут отмечать ещё один славный день своей истории, связанный с Римом – день конца древнего рабовладельческого мира: в 476 г. н.э. в этот день пала Римская рабовладельческая империя под ударами объединённого славяно-готского войска, ведомого венетом (русином) Одоакром со святой целью освободить из римского рабства своих славянских соплеменников.
В наше время обостряются проблемы межцивилизационных противоречий. Вадим Семёнович Леднёв придерживался цивилизационного подхода, сформулированного в работах основателя современной историософии Николая Яковлевича Данилевского, согласно которому славянский культурно-исторический тип является одним из 8 культурно-исторических типов в истории развития мировых цивилизаций.
Исследования Леднёва, приведённые в книге «Венеты. Славяне. Русь», возможно, приведут к осознанию учёными историософами необходимости корректировки формулировки Данилевского, предусматривающей новое обозначение нашей цивилизации как «венето-славяно-русской». А это, в свою очередь, приведёт к необходимости определённых корректировок Национальной Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», в разработке которой принимал деятельное участие Вадим Семёнович, научно-образовательного комплекса "Истоки", разработанного на основании историко-этнографического подхода к нашей культуре, школьных и ВУЗовских программ по истории и филологии.
На рис. слева изображена цера с азбукой Марсилианы, датируемая приблизительно VIII веком до н.э. (алфавит записан слева направо); на рис. справа - новгородская цера с азбукой XIV в. н.э.
Автор: А.А.Пецко
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ