Откуда репа в Коломягах? Петербургская «деревня в городе» Коломяги всегда вызывала интерес. Где еще можно увидеть из окна высоток деревянные сельские домики и самые настоящие грядки? Правда, не всем «старым» коломяжцам жизнь в таких условиях кажется сахаром. О том, как сегодня живет этот «элитно-садоводческий» массив, а также его ближайшие окрестности, рассказывает в своей новой книге «Коломяги и Комендантский аэродром» историк и краевед Сергей Глезеров. Она основана не только на архивных материалах и многочисленных публикациях разных лет, но и на живом разговоре автора с обитателями этих мест. У многих горожан Коломяги ассоциируются с Детской железной дорогой (она же Малая Октябрьская). ДЖД была открыта в Ленинграде 27 августа 1948 год (выходит, что нынче ей исполнится 60 лет). Ее трасса прошла по прекратившей в 1919 году свое существование Озерковской ветке частной Приморской железной дороги. Сколько поколений железнодорожников воспитала эта детская «железка»! Даже несмотря на целенаправленное сокращение путей в связи с застройкой Комендантского аэродрома. Но, оказывается, ее могли вообще закрыть – и совсем по другой причине. В 1964 году здесь произошло несчастье: мотодрезина с ребятами и их инструктором на переезде попала под колеса самосвала – четверо юных железнодорожников и сам инструктор погибли... В разгар строительства коммунизма газеты написали об этом несколько строчек. Сергей Глезеров приводит в своей книге воспоминания очевидцев той трагедии, которых он разыскал спустя сорок с лишним лет. Автор уделяет особое внимание своеобразной коломяжской топонимике. Знаете ли вы, к примеру, отчего произошли названия 3-й линии 1-й половины и 3-й линии 2-й половины? Или почему 2-е Никитинская и Алексеевская улицы находятся в западной части Коломяг, а 1-е – в восточной? Оказывается, «графский пруд» на Безымянном ручье в свое время был границей владений... После смерти Сергея Яковлева, сына знаменитого столичного купца-миллионера, территорию мызы разделили: часть перешла к дочери Яковлева, а часть к его зятю генералу Алексею Никитину – отсюда и «половины». А вот насчет названия Репищевой улицы топонимисты гадают по сей день. Глезеров предположил, что оно происходит от слова «репищи» (ударение на первый слог), сопоставив с результатами параллельной работы над историей деревни Ручьи; там репищами называли местность на берегу Муринского ручья, поросшую репой. Автору книги жаль, что старые бревенчатые дома в Коломягах сегодня расселяются, а взамен на этой земле строятся двух-трехэтажные таунхаусы. В то же время для него очевидно: в таком виде городской «деревне» существовать нельзя. «Чувства людей, которым пришлось покинуть родные места, обустраивавшиеся и обихаживавшиеся десятилетиями родные очаги, с которыми были связаны судьбы дорогих и любимых людей, конечно же, можно понять. Тем не менее в том виде, в котором находились их дома и участки, дальше они сохраняться не могли, а потому были обречены в новых исторических условиях. К сожалению, рано или поздно эти изменения все равно бы произошли... Можно по-разному относиться к тому, что сегодня построено на месте прежних деревенских домиков, но необходимо признать, что за последние десять лет Коломяги почти полностью сменили свой облик и возврата к прежнему сельскому, патриархальному образу жизни здесь уже не будет». Жители Комендантского аэродрома с интересом прочитают страницы книги, посвященные истории их родных мест. Комендантское поле когда-то простиралось от Коломяг до Новой и Старой Деревень. Долгое время, как пишет Сергей Глезеров, оно было на задворках ближайших к столице дачных мест и выглядело как глухая территория. Единственное строение – сама дача коменданта Петропавловской крепости. Но уже к концу XIX века ландшафт заметно изменился – тут оборудовали ипподром, который стал пользоваться огромной популярностью у петербуржцев. Следом начались и другие «скачки» – воздушные; здесь прошла первая в России Авиационная неделя; здесь в свой последний полет отправился знаменитый Лев Мациевич... Дмитрий РАТНИКОВ |