Семейные тайны гомельского архитектора Щекудова.
О них «Гомельскай праўдзе» рассказала внучка, бережно хранящая вещи знаменитого деда. Наследница «Говорят, маленькие дети не помнят первые годы жизни, но у меня сохранились прекрасные воспоминания о дедушке Анисиме (в некоторых документах Онисим) Щекудове. Однажды дед пришел домой поздно и принес сухой колбасы в лощеной бумаге, строгий такой. Я помню его кабинет, сделанный им столик, кровать, ящик вроде аптечки за грубкой. Дед очень не любил, когда у него путались под ногами, поэтому бабушка строго-настрого запрещала входить в кабинет. Он много работал, чертил — хорошо помню его за чертежами — и требовал порядка во всем. Когда я просыпалась, солнышко только начинало вставать, он подходил и протягивал гостинец: «Посмотри, тебе зайчик семечки принес».
Татьяна — единственная внучка, которая находилась с Щекудовым вплоть до последних его дней, и с бабушкой и мамой, которая была в разводе. Остальные внуки разъехались: на Дальний Восток, в Калининград, Москву. Семья по сей день бережно хранит все его вещи и воспоминания.
Семейная летопись Щекудовых ведется от Фомы Васильевича — отца Анисима, старообрядца-сироты, который в 14 лет пришел в Гомель. Сначала подрабатывал на железной дороге, потом занялся строительством и возвел много домов в Гомеле. Настоящая фамилия не Щекудов, а Шекудович: почему прадед изменил фамилию, Татьяне неизвестно.
Евдокия — жена Фомы — вместе с матерью Маланьей приехали в Гомель с Украины. Фома и Евдокия поженились и обвенчались, из их 12 детей выжили шестеро, среди которых были те, кто сыграл не последнюю роль в истории Гомеля. На старых фотокарточках, которые принесла в редакцию «Гомельскай праўды» внучка Анисима Щекудова Татьяна Александровна, семья ее знаменитого деда: родители и бабушка, старший брат Виктор с женой-немкой Элеонорой. Своих детей у Виктора и Элеоноры не было, поэтому они занимались воспитанием племянников.
Все сыновья Фомы — образованные, активные, толковые. Виктор учился в строительной школе в Киеве, на первых политехнических курсах, работал мастером по огнестойкому строительству, имел собственную лесопилку в Клинцах. Епифан держал собственную артель. Братья Щекудовы первыми в Гомеле освоили бетонное литье. Тихон — велосипедист (необычный вид спорта для того времени), красавец — работал прорабом на строительстве и реставрации Дворца Румянцевых и Паскевичей. В то время он познакомился со Станиславом Шабуневским — главным архитектором Гомеля начала XX века. С подписью Тихона в архивных документах много калькуляций, он составлял сметы, контролировал расходы. Вместе со старшим братом и Анисим Щекудов начинал подсобным рабочим, а позже у них было свое дело и штамп-печать, свидетельствовавший, что все очень серьезно. В 21 год Анисим — еще гимназист — создал первую подробную карту нашего города («Гомельская праўда» рассказала об этом 8 сентября 2016 года). Зарисовка плана была частью его дипломной работы. Став на ноги, он женился на девице из обедневшего дворянского рода из-под Конотопа Татьяне Назарьевне Наумовой, у них родились шестеро детей. «Поразительно, что бабушка вышла замуж за деда без разрешения и благословения родителей. Наверное, любовь была очень сильной, — рассказывает внучка Щекудовых Татьяна, которую назвали в честь бабушки. — Только спустя несколько лет ее мать приехала познакомиться с зятем и внуками». Арест Анисим Щекудов участвовал в строительстве почти всех сооружений и зданий, которые возводились на тот момент в Гомеле, Черниговской и Могилевской губерниях.
Полностью статью об истории семьи Щекудовых можно прочитать на сайте газеты «Гомельская правда»
Автор: Юлия Поддубицкая
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ