История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ: ЖИВЫЕ ЛИЦА, ЖИВОЙ ЯЗЫК.

Рекомендуем новую интересную и полезную книгу: "Русские старообрядцы: язык, культура, история: Сборник статей к XIV Международному съезду славистов". Отв. ред. Л. Л. Касаткин. — М.: Языки славянских культур, 2008 г.

 

Русские старообрядцы: живые лица, живой язык.

Русские старообрядцы: язык, культура, история: Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. Отв. ред. Л. Л. Касаткин. — М.: Языки славянских культур, 2008 год 
Книга «Русские старообрядцы: язык, культура, история» — научная и в то же время подарочная, и если кто вынес из старой литературы представление о староверах как о мрачных догматиках, его быстро разубедят цветные иллюстрации в новой книге издательства «Языки славянских культур». Живые лица, яркие костюмы и замечательные памятники церковного зодчества, которыми старообрядцы украсили самые разные страны: храмы в Румынии, в Эстонии, в США. 

Перед нами сборник научных статей под редакцией Леонида Леонидовича Касаткина: исторические, этнографические, филологические. А надо сказать, что старообрядческая диаспора сохранила старинную русскую речь в своеобразном, иногда забавном сочетании с лексикой, заимствованной у соседей. «Одного дня не был на волфере» — с гордостью сообщает о себе старообрядец из Орегона (184) [welfare, англ., здесь: социальное обеспечение в США; — PC]. В смысле — работал, не на пособии сидел. Или вот — из эстонской микологии. «Одные есть грибы, пыдрамокад называют. Это эстонка меня научила… Я говорю: «А это что за грибы?» — «А это пыдрамокад». Я говорю: «А какие яны?» — «А вот такие. Как волнушки, только черные». И тоже очень хорошие. Стал собирать, и такие мясные, и черев их не трогает» (456).

Документы тоже красноречивые, например, бюрократическая переписка эпохи Александра Второго Освободителя по поводу важного государственного дела: как уничтожить старообрядческие кладбища. «Причины же, по которым жители деревни Казапе ходатайствуют об оставлении помянутого кладбища, не заслуживают уважения, напротив, в этом ходатайстве видно одно желание Казапейских раскольников укрыться из-под надзора…» (565).

Еще — автобиографии пожилых старообрядцев: здесь вам и изящная словесность, и исторические источники по темам самого общего характера, не обязательно связанным с религией. Вот китайский анабасис на заметку Боре Гребенщикову. «Мы от коммунистов уходили просто вперед глазами. Прошли весь Тибет, а никакого Беловодья не нашли… Перво, значит, воевали мы против киргиз, а потом соединились с ними, когда оне пошли против коммунистов. Вот как раз до Коконору и до Лобнору мы шли все с боями, все воевали… И оттуда пошли мы уже на Тибетску эту пустыню. Нас осталось русских двадцать один человек и триста восемьдесят казахов… — А что там за война была? — Революция. Коммунисты напирали, а гоминдане отступали» (367). А вот что происходит несколькими годами раньше в Эстонии. «Два года немец жил. А тут пошло опять другое дело. Немец отступает, другое войско наступает. Опять зашло войско такое хорошее, немец ушел, люди успокоились. Советска тут опять власть стала, стали маленько заживаться… В сирочестве тож поживши, а после я и в богачестве пожила… Колхозы получилися. Стали работать мы, так в нас всякого было… И скотину мы зажили, в Ленинград стали ездить. Ленинград открыли, туды машинах все овощи возили. Мы так зажилися, что в нас было все» (476). Версии тем и интересны, что не укладываются ни в какой агитпроп, ни в красный, ни в белый.

Я ведь сам немного занимался историей старообрядцев, диплом защищал по некрасовским казакам. И был очень рад, увидев на фотографии в новой книге знакомого замечательного человека — священника Феофана Кирсановича Бандеровского из Кумской Долины. Это уже не Америка и не Китай, некрасовский поселок в Ставрополье. Некрасовцы — исторически, наверное, самая энергичная и воинственная часть старообрядцев: кто не смирился с поражением булавинского восстания, ушел на Кубань, а оттуда на Дунай и в Анатолию, заповедав потомкам на 250 лет: «царю не покоряться, при царе в Расею не возвертаться». Самая большая группа некрасовцев вернулась в Россию без царя при Н.С. Хрущеве — «пошли до своего языка» и поселились в Левокумском районе. «В соответствии с желанием казаков» были построены две церкви. Такой феномен советской архитектуры. И я вам скажу, что в начале 80-х, в самые, вроде бы, атеистические времена, о некрасовцах можно было говорить спокойно и с уважением. Естественно, акцент делался не на богословии, а на борьбе с самодержавием и крепостничеством (но ведь этого из их истории никак не выкинешь). Конечно, раздражали ограничения, связанные не столько с религией, сколько со внешней политикой. А сейчас — пожалуйста, вот в сборнике статья «Вечные странники из Орегона» — можно свободно рассказать о тех некрасовцах, которые из Турции переехали не в Россию, а в Америку (191). Можно обсуждать, как складываются отношения дунайских липован с властями Румынии. Тем не менее, некоторые загадочные сюжеты до сих пор не получили более внятного разъяснения: например, происхождение этой самой «некрасовско-липованской этноконфессиональной группы на Дунае». Массовое переселение некрасовцев с Кубани на Дунай, по-видимому, происходит после гибели самого Игната Некрасова где-то в 1740 — 1741 годах (67), но конкретные обстоятельства, судя по новой книге, по-прежнему тонут в тумане.

Прошу прощения, если я смотрю на книгу со своей колокольни, у специалистов из Института русского языка, наверное, другие приоритеты. Но ведь еще лет 40 тому назад наши ученые всерьез обсуждали параллели между отечественным старообрядчеством и западной реформацией (см., например: Кобрин В.Б. Русская реформация. // Новый мир, 1970, № 1). Не в области догматики, но по социальной сути этих движений. К сожалению, сегодня этот подход не получает развития, и в новом сборнике лично меня не устраивает стремление идейно слиться с источником. Первая же статья, которая открывает сборник, о «полемике вокруг двоеперстия», извините, больше похожа на богословскую. Боюсь, что путь тупиковый. Конечно, мы можем воспроизвести «запятым по пятам, а не дуриком» догматическую полемику ХУ11 века, описать с точностью до нитки облачения тогдашних иерархов, но это само по себе не даст никакого более глубокого знания. И подстроиться под источник исследователь не может, хотя бы потому, что старообрядческих «согласий» очень много, и каждое изнутри обладает монополией на истину, о прочих конфессиях, православных и неправославных, уже и не говорю. Объективный взгляд со стороны все равно неизбежен. Некоторые исследователи, наверное, боятся обидеть своих собеседников таким «позитивистским», как сейчас говорят, подходом. Но тогда историей вообще не нужно заниматься. Любой вывод кому-то может показаться обидным. В данном же случае, по-моему, все как раз наоборот: если мы скажем, что староверы шли в изгнание, в бой и на верную смерть ради «двоеперстия» или ради того, как правильно произносить имя Христа на языке, которым никто из евангельских героев не пользовался, потому что языка этого не было в природе — если мы сейчас, в начале ХХ1 века так сформулируем суть старообрядчества, боюсь, это будет сомнительный комплимент для очень узкого круга. Но если сказать: люди защищали свое достоинство, право самостоятельно решать, а не соглашаться механически с начальством во всем, что сверху прикажут, под религиозными знаменами они отстаивали общечеловеческие права: на землю, на образование, на свободный труд — тогда, наверное, любой, и ирландский католик, и китайский буддист, и вообще атеист с Ленинских гор согласиться: да, такие люди заслуживают уважения.

Тем более, что в самой же книге зафиксированы совсем не догматичные, не средневековые взгляды героев. «…Они не разрешали чужим молиться (в смысле — не пускали чужих к себе в церковь, в «моленную»). А я с этим не согласна. Я и в клирос ходила, я и училась, я и говорю, что доброе дело — паче молитв молитва… Молись — хоть лоб разбей, но не сделай плохо» (427) «Главное не 14 дней (имеется в виду разница между календарями, Юлианским и Григорианским), а вера в Христа… Если Бог меня возьмет в рай, возьмет и без бороды… Староверы ничем не отличаются от греков и румын. Все христиане… Празднуем и по-новому, и по-старому. Везде Христос» (143).

Русские старообрядцы: язык, культура, история: Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. Отв. ред. Л. Л. Касаткин. — М.: Языки славянских культур, 2008 г.
 
Илья СМИРНОВ, р/с "Свобода".
 

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра 2 и 3 апреля

   Дорогие друзья! В субботу 2-го апреля наш центр работать не будет. Приносим свои извинения. Но мы всё наверстаем в воскресенье: 3-го числа работаем с 12.00. Поэтому, если у вас срочный заказ, смело оформляйте заявку: в воскресенье мы созвонимся, и в понедельник 4-го апреля наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

2022! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с новым, 2022 годом и Рождеством Христовым! Желаем вам мира и добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней!

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.