Бледных Н.Н. А завтра была война, или "Фронтовые" топонимы.
В статье предлагается разработка интегрированного внеклассного занятия по русскому языку, истории и географии для 6 класса.
Тип занятия: внеклассное мероприятие по русскому языку в форме урока-путешествия по населённым пунктам Воронежской области, где проходили боевые действия в Великую Отечественную войну.
Цели: 1) научить школьников правильно писать имена собственные, находить связь между изучаемыми предметами (русский язык, история, география); 2) углубить знания по русскому языку, истории родного края и географии; 3) воспитать у учащихся чувство патриотизма, любовь к родному языку и краю, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход занятия
Слово учителя: Дорогие друзья, сегодня у нас необычное занятие – урок-путешествие по местам боевой славы нашего края. Будьте внимательны на уроке, запомните написание и произношение каждого имени собственного.
Ваши одноклассники подготовили сообщения об обороне Воронежского края в Великую Отечественную войну. В 1941–1945 гг. весь советский народ поднялся на защиту Родины. Жители Воронежского края также самоотверженно сражались с врагом. Итак, послушайте сообщения.
1 ученик. Моё сообщение называется «Кантемировка-Алексеевка-Карпенково». (На слайде представлена карта сражений).
В декабре 1942 года вперёд двинулись части, находящиеся в южной части Воронежской области. Во время декабрьских сражений советские дивизии окружили и уничтожили южнее Кантемировки крупные силы немецко-фашистской армии. Были освобождены южные районы Воронежской области.
12 января 1943 года началась Острогожско-Россошанская наступательная операция Советской армии на правобережье Дона. 16 января 1943 года от немецко-фашистских захватчиков был освобождён город Россошь. Во время наступления, 19 января, советские войска соединились в районе Алексеевки, окружив тринадцать вражеских дивизий. Пять из них были окружены южнее Острогожска в треугольнике Острогожск-Алексеевка-Карпенково. Восемь вражеских дивизий оказались в кольце северо-восточнее Россоши. К 24 января юго-западная часть Воронежской области была освобождена.
2 ученик. Сообщение «Освобождение Воронежа». 24 января 1943 года советские войска под Воронежом перешли в наступление. Фашисты бежали из города, так как боялись попасть в окружение. Утром 25 января город Воронеж был полностью освобождён от врага. Отступая из правобережной части Воронежа, фашисты взорвали лучшие здания города, не имевшие военного значения: корпуса Воронежского университета, дом областного комитета партии и облисполкома, Дворец пионеров. На проспекте Революции не осталось ни одного целого здания.
(Слайд с репродукцией В.А. Демидова У Митрофановской колокольни. 1943 г.)
Победа под Воронежом была с огромной радостью встречена всеми советскими людьми. В руководстве разгромом немецко-фашистских захватчиков на территории Воронежской области принимали участие видные советские военачальники: Н.В. Ватутин, Ф.И. Голиков, И.Д. Черняховский, К.С. Москаленко.
Учитель: Великая Отечественная война закончилась победой советского народа, и мы всегда должны помнить, какой ценой была завоёвана долгожданная Победа. (Звучит отрывок из песни «День Победы»).
Беседа с учащимися по вопросам, работа у доски и в тетради.
1. Каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?
2. Какие города и посёлки были освобождены на территории Воронежского края? Покажите их на карте.
Географические названия – это имена собственные. Вспомните определение имени собственного. (Имена собственные – это имена существительные, представляющие собой индивидуальные названия отдельных предметов, лиц, явлений и т. п.). Как они пишутся?
Географические названия имеют и одно общее название – топонимы. К топонимам относятся названия географических объектов – городов, сёл, посёлков, рек и т.д. Приведите примеры таких названий. (Кантемировка, Алексеевка, Карпенково, Дон, Россошь, Воронеж, Манино). Запишите эти названия на доске и в тетради.
3. Как называлась наступательная операция 12 января 1943 года? (Острогожско-Россошанская). Запишите название правильно, подчеркните удвоенное написание. От каких имён собственных образовано данное прилагательное? (Острогожск, Россошь). Запишите эти названия в тетрадь (Учитель объясняет происхождение топонимов). Когда были освобождены города Россошь и Воронеж от немецко-фашистских захватчиков? (16 января, 25 января 1943 г.)
4. Запишите фамилии знаменитых военачальников, которые руководили советскими войсками, освободившими Воронежский край от фашистов. (Н.В. Ватутин, Ф.И. Голиков, И.Д. Черняховский, К.С. Москаленко).
Война коснулась каждой семьи. Назовите имена и фамилии своих родственников (прадедушек, прабабушек), которые участвовали в Великой Отечественной войне. Как пишутся эти именования? (С прописной буквы).
Подведение итогов. Что нового вы узнали об обороне Воронежского края? Какие важные даты мы с вами должны помнить? Какие топонимы мы записали?
Литература:
Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000. №4. С. 43–47.
Юровских О.А. Краеведение на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения // Русский язык в школе. 2000. №5. С. 36–40
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Бледных Наталия Николаевна.
Место учёбы: 4 курс историко-филологического факультета Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет». Научный руководитель: Верховых Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.