Милосердова Н.В.
Оронимы Южного Урала в башкирском эпосе
Для того, чтобы узнать и досконально изучить происхождение тех или иных топонимов, необходимо обратиться к истории, географии и лингвистике. Поэтому сначала кратко рассмотрим историю и культуру народа, который населяет Южный Урал, чтобы понять, как появились названия некоторых горных вершин данного региона.
Итак, башкиры (башк. баш?орттар) — тюркский народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и других регионов России.
Издревле Южный Урал населяли многочисленные племена, которые в результате исторического развития сложились в один народ с общей территорией, культурой, языком. Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ахмед Ибн-Фадлан.Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, переправилось через
р. Яик (ныне Урал) и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков»[1]. Археологические источники также свидетельствуют, что башкиры в Х–ХIвв. были тюркоязычным народом.
Национальный язык – башкирский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской семьи.
В силу неграмотности основной части населения и кочевого образа жизни, основная часть информации передавалась устно, развитие получили эпические сказания. Поэтому многие легенды, которые передавались из уст в уста веками, сейчас забываются и утрачиваются навсегда, хотя некоторые значимые произведения всё же были зафиксированы.
Примером тому служит народный эпос «Урал-батыр», отразивший мифологическое мировосприятие башкир и объяснивший происхождение Уральских гор. Эти эпические сказания передавались устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами и впервые были записаны только в 1910 г. М.А. Бурангуловым на башкирском языке. На данный момент существует несколько вариантов перевода эпоса на русский язык. В прозаическом переложении эпоса на русский язык Айдара Хусаинова в главе «Как пришёл конец падишаху дивов Азраке» описывается появление горы Ямантау: «Но Акбузат, быстрый, словно молния, вынес Урал-батыра из-под удара, взметнулся он в небо и понес батыра прямо к падишаху дивов. Не стал медлить Урал-батыр, ударил булатным мечом и разрубил падишаха надвое. Страшно вскрикнул падишах, пошатнулся и упал бездыханным в море. От его падения содрогнулась земля, и тысячи змей завизжали от горя и муки. Но было поздно — расступилось море, разделилось на две части, и выросла в том месте огромная гора Яман-тау — Страшная гора»[2].
Ямантау – самый высокий горный массив Южного Урала и Республики Башкортостан. Он находится на территории Южно-Уральского заповедника, расположенного в Белорецком районе республики.
Это самая труднодоступная, самая таинственная, самая суровая, но в тоже время самая притягательная гора Башкортостана. До сих пор с этой горой связаны приметы, обычаи. Говорят, что на Ямантау опасно ходить с нерешённой проблемой, раной на сердце. Можно окончательно потерять голову. НазваниеЯмантаус башкирского языка так и переводится «злая гора»(«яман» – злой, дурной, плохой, и «тау» – гора[3]). Вероятно, оно вошло в обиход, поскольку склоны горного массива заболочены и завалены курумником (скопления каменных остроугольных глыб, образовавшихся естественным путём), что не позволяло пасти скот. Местные жители рассказывают, что лошади умирали во время похода на эту гору, а на её склонах до сих пор водится много медведей. И поэтому смежная, соседняя гора так и называется – Медвежья или Медвежка.
Петр Иванович Рычков в своей книге «Топография Оренбургская» в 1762 году писал: «Яманъ Тау, то есть худая, или злая гора, на Нагайской дорогЂ, на которой также всегда снЂги лежатъ»[4].
В народном эпосе «Урал-батыр» Урал, умирая, завещал своему народу никогда не пить воду из озёр, омутов и ям, так как там жили дивы и змеи. Он сам пытался их уничтожить и выпил озеро, где они прятались, но, проникнув в его нутро, змеи изгрызли сердце батыра. Старший сын Урала, молодой Идель, выполняя наказ отца – добыть питьевую воду для башкир, напоить водой свой народ и его скот, обратил свой взор на горы. Он взял меч отца, взошёл на высокую гору и одним ударом рассёк её пополам: «И вот ударил он [Идель] мечом по горе, и раскололась та гора на две половины, и из недр её появился на свет серебристый родник. Зажурчал, заструился тот родник, запел свою веселую песню, как соловей на воле».
Под родником подразумевается главная река Башкортостана Агидель (Белая), исток которой находится в болотах к востоку от горы Иремель. Вероятно, речь в эпосе идет именно об Иремеле.
Этот горный массив находится на территории республики Башкортостан, на границе с Челябинской областью и состоит из Большого Иремеля, второй по высоте вершины после Ямантау, и Малого Иремеля. Вершины разделены седловиной шириной около одного километра, как будто гору действительно раскололи надвое.
Издавна Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. На несколько веков она была закрыта для посещения простым народом. Никто не имел права подниматься на гору без разрешения старейшин. Никто не смел охотиться в лесах Иремеля – беспокоить богов своим присутствием. Даже обращаться к богам с просьбой, приносить им подарки, было дозволено только отдельным, самым уважаемым людям. Ходить на поклон богам разрешалось только по установленным тропам. Вода в реках, берущих начало с Иремеля, также считалась священной, и башкиры верили, что ночью в определённый час она светится.
Существует несколько версий происхождения названия «Иремель»:
1. Название произошло от башкирского слова «ырымлы» – заговорённый, освящённый.
2. В основу названия легло словосочетание «ир?м?ле»: ир – мужчина, ?м?л – способ, путь решения (перед решающими событиями в судьбе народа вожди, батыры собирались на Иремеле)[5].
3. С древнетюркского Иремель переводится как «богатырское седло»[6] (две разделённые вершины напоминают седло).
Платообразная вершина Большого Иремеля носит название Кабан. Это не означает, что вершина напоминает дикое животное – «к?б?н»с башкирского переводится как «стог»[7]. Действительно, с определённых точек Иремель очень напоминает стог сена.
Существует много отдельных легенд о горах Башкортостана.Согласно одной из них, много веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы, и с тех пор внутри неё горел неугасающий огонь. Башкиры считали этот огонь священным, божественным. Возможно, что это легенда не так далека от истины. Давным-давно гора Янгантау называлась иначе: Карагош-тау или Беркутова гора[8]. Так местные жители увековечили поселившихся на склоне гор и скалах орлов. Чтобы гору переименовали, должно было произойти исключительное событие: однажды в неё ударила молния, загорелись все деревья и кустарники на южном склоне, а когда пожар утих, над землёй поднимался горячий пар.
Другая легенда гласит, что однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Он крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается тёплый пар. Пастух стал каждый день приходить туда, чтобы укрыться от дождя, обогреться, и через некоторое время почувствовал, что перестали болеть суставы рук и ног, которые раньше его сильно беспокоили, особенно в ненастье. Односельчане заметили, что он перестал прихрамывать, выпрямился и даже помолодел. Так и разошлась молва об удивительных свойствах горы, и стали её называть Янгантау.
Янгантау расположена в Салаватском районе Башкортостана. Она невысокая – всего 504 метра над уровнем моря, но при этом является настоящей загадкой: уже несколько веков гора действительно горит. С башкирского Ян?антаутак и переводится – горелая гора[9]. Учёные говорят, что гора – настоящий геотермальный феномен: из её недр постоянно выделяются горячий пар и газы. Температура выходящих газов колеблется от +37°С до +150°С. Зона разогрева скрыта в 60-80 метрах под поверхностью горы, там температура достигает + 380°С. Ещё в XIXвеке А.Я. Гордягиным на Янгантау всего было выделено пять «пожарных (тепловых) площадок»[10].Горящие горы — не такая уж редкость, но процесс горения обычно связан с вулканической активностью. Однако район, где находится Янгантау, сильно удалён от вулканических зон. Наука так и не нашла объяснение природы газогеотермального феномена горы, хотя версий было множество, вплоть до радиоактивного распада.
На вершине Янгантау даже была установлена гранитная статуя пастуха, обнаружившего удивительные свойства горы, отреставрированная в 2012 году, а горячие потоки, источаемые горой, уже не видны за современными очертаниями санатория «Янган-тау», в котором термальные пары и газы используютсядля лечения.
В башкирской культуре отношение к природе особое. Она наполнена жизнью, обладает душой. Поэтому любой природный объект окружён тайнами, легендами, и название для него выбрано неслучайно.
Каждая вершина Южного Урала по-своему уникальна и прекрасна, но на территории Башкортостана есть нечто более удивительное – шиханы. На первый взгляд эти невысокие горы-одиночки не поражают воображение путешественников,но миллионы лет назад, когда вокруг плескалось море, что подтверждают скопления окаменелостей, содержащих следы кораллов, губок, иглокожих, водорослей, это были не горы, а рифы, служившие домом для водных обитателей. Их всего четыре: Тратау, Шахтау, Юрактау и Куштау. Происхождение их названий – тема моего будущего исследования.
[1]История Башкортостана с древнейших времён до наших дней / под ред. И. Г. Акманова, Уфа, 2000.
[2]Электронная библиотека, http://royallib.ru/book/husainov_aydar/uralbatirbashkirskiy_narodniy_eposvprozaicheskomperelogenii.html
[3]Русско-башкирский словарь под редакцией З.Г. Ураксина, Уфа, 2005, http://mfbl.ru/mfbl/rusbash
[4]Рычков П.И. Топография Оренбургская. СПб.,1762, с. 243.
[5]Янабаева А. Приглашает Иремель // Ватандаш, №8, 2013, с. 25.
[6]Юнусова А.Священная гора Иремель // Панорама Башкортостана, № 1, 2011, с. 51.
[7]Русско-башкирский словарь под редакцией З.Г. Ураксина, Уфа, 2005, http://mfbl.ru/mfbl/rusbash
[8]Интернет ресурс Администрации Салаватского района Республики Башкортостан http://www.admmaloyaz.ru/?part_id=794,207
[9]Русско-башкирский словарь под редакцией З.Г. Ураксина, Уфа, 2005, http://mfbl.ru/mfbl/rusbash
[10]Интернет ресурс ГУП санатория «Янган-Тау» http://www.yantau.ru/about/info/history/
Сведения об авторе
3-й курс, Институт судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина