Научный руководитель Информационно-исследовательского центра «История Фамилии» и председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов профессор М.В.Горбаневский напомнил собравшимся о положительном опыте в деле возрождения исторических топонимов, накопленном и успешно реализованном членами общественно-научного совета по топонимии Советского фонда культуры, работавшими под руководством выдающегося отечественного учёного академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Вернуть исторические названия улицам и площадям российских городов, а также самим городам и регионам предлагают члены российского экспертного сообщества. Эта тема обсуждалась вчера в Общественной палате на «круглом столе» под названием «Слом эпох: как нам поступать с советским наследием на наших улицах?».
Дискуссия показала, что через 20 лет после очередных переименований улиц и станций метро этот вопрос по-прежнему остается острым и способен развести российских граждан по разные стороны баррикад. «Было бы неправильно вычищать все связанное с советским периодом, в нем было немало славного, и в первую очередь это то, что связано с победой в Великой Отечественной войне, -- заявил историк Петр Мультатули. -- Но если говорить о -- давайте называть вещи своими именами! -- государственных преступниках, то этот вопрос должен быть решен. В Германии невозможно представить улицу Гитлера или Гиммлера, почему же у нас называют улицы именами Свердлова, Дзержинского, Войкова? Они ничего не строили, только убивали!»
Его коллега, историк и телеведущий Константин Ковалев, попробовал объяснить, почему общество, в 90-е годы с энтузиазмом встречавшее возвращение исторических названий городам и весям, сегодня настроено не столь однозначно: «Сейчас революционные символы обретают свой первоначальный смысл и проецируются в будущее, так как вопросы, решение которых провозглашалось на словах в ходе революции 1917 года, стоят очень остро, прежде всего в социальном плане». С этой точки зрения откат к советской символике в путинскую эпоху следует рассматривать не только как реставрацию административно-командной системы, но и как стихийный запрос общества на социальную справедливость на фоне растущего разрыва в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев. Константин Ковалев призвал к толерантности, напомнив, что нетерпимость в вопросах исторических наименований проявляют не только адепты коммунистической идеологии: «В среде русской эмиграции тоже иногда говорят: пока вы звезды с Кремля не снимете, мы не вернемся!» Однако сам историк предлагает заниматься не механическим переименованием, а «возвращением исторической памяти».
Директор Государственного музея современной истории России (до сентября 1998 года -- Музей революции) Тамара Шумная присоединилась к предложению проявить толерантность, однако в ее устах это прозвучало скорее как предложение оставить все как есть и не ворошить прошлое. «Каждая страна имеет кровавые страницы в своей истории, не надо переписывать историю», -- заявила она, напомнив собеседникам и французскую революцию с ее террором, и годы фашизма в Германии. Хотя, как ранее заметил г-н Мультатули, при всем трепетном отношении немцев к своей истории проспект Гитлера в современном Берлине представить невозможно даже в самом плохом фантастическом романе. Но если идеология фашизма была официально осуждена на Нюрнбергском процессе, то с коммунистическим прошлым никакой ясности в умах до сих пор нет. «Где суд, который определил, кто преступник? -- вопросила г-жа Шумная. -- Тогда на основании решения этого суда мы и произведем переименования».
«Что касается судов, то я не сторонник», -- моментально отреагировала на этот призыв ведущая «круглого стола», член Общественной палаты Елена Зелинская. Председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский тоже заявил, что суды ни к чему: «В Старой Руссе бывшая Введенская улица сейчас называется улицей Халтурина (Степан Халтурин -- террорист-народоволец, организовавший в 1880 году взрыв в Зимнем дворце, повлекший за собой человеческие жертвы. -- Ред.). Вы без суда не можете отличить его от террористов «Аль-Каиды»?» Приведя Старую Руссу в качестве примера российского малого города, г-н Горбаневский огласил статистику: «Из 187 названий улиц всего пять исторических, причем название было возвращено только одной из них -- Георгиевской, которая в советское время называлась улицей Моисея Урицкого. Мэр говорит, что не будет заниматься возвращением исторических названий, потому что электорат его не поймет!»
Эксперты указывают на то, что наименования улиц -- вопрос не только идеологии, но и сохранения исторической памяти. И решающее слово тут должно принадлежать не политикам, а ученым. Михаил Горбаневский напомнил, что академик Дмитрий Лихач`в предлагал ввести в закон «Об охране памятников истории и культуры» понятие «историческое название», которое бы приравнивалось к памятникам культурного наследия. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что внесение такой поправки в действующий закон необходимо.
Беседуя с корреспондентом «Времени новостей», г-н Горбаневский привел пример того, как название может являться историческим памятником: «В Старой Руссе есть улица Свердлова, раньше она называлась улицей Мостовой, потому что это была первая на Соборной стороне города вымощенная камнем улица.. Уже и мостовой той нет, все залито асфальтом, но название -- это часть истории. И неважно уже, хорош или плох Свердлов, но он не имеет никакого отношения к этой улице».
По итогам «круглого стола» эксперты решили собраться еще раз и изучить местное законодательство по вопросам возвращения исторических названий -- такой анализ обещает подготовить Михаил Горбаневский. Относительно ясна и судьба улиц, названных в честь наиболее одиозных фигур советского периода: все согласны с тем, что имена Свердлова, Кирова, Войкова, а также русских террористов Халтурина и Перовской рано или поздно должны исчезнуть с карт городов. В целом же г-н Горбаневский предложил «не выносить вопрос на площадь», провоцируя новый виток общественного раскола, а предоставить решать эти вопросы ученым: «Надо не диктовать, но помогать местным властям. Можно создать топонимическую комиссию при городской Думе, я помогал создавать такую в Новгороде».
Интересно, что, как заверил участников «круглого стола» депутат Госдумы единоросс Владимир Мединский, переименование улиц и даже городов обходится бюджету не так уж дорого: «Человек, который говорит, что это стоит больших бюджетных денег, либо некомпетентен, либо желает на этом деле нажиться». Михаил Горбаневский пояснил, что карты, справочники и бланки с названиями в любом случае периодически обновляются и дополнительного финансирования это не требует.
Пожалуй, дороже всего за историческую память могут заплатить граждане, имеющие несчастье жить на бывшей улице Степана Халтурина: ведь это им придется менять все документы -- от паспорта до свидетельства о собственности на квартиру. Видимо, без щепок при рубке леса в России все-таки никак не обойтись.
Одна из главных улиц древней Старой Руссы (впервые упомянутой в летописи под 1167 годом!), города-музея, города-курорта, города Ф.М.Достоевского, - бывшая Санкт-Петербургская. Надеемся. что она обретёт своё историческое название!! Сотрудники ИИЦ "История Фамилии".
* * *
"Мы как-то иногда всё уничтожаем" Нужно ли избавляться от "советских" названий городов и улиц?
* * *
"Символы советской эпохи будут уходить в прошлое"
Чтобы обсудить волнующую людей тему, Общественная палата собрала экспертов на специальное заседание – «Слом эпох. Как нам поступать с советским наследием на наших улицах?» В основном все согласны с тем, что символы советской эпохи будут уходить в прошлое. И то, что стало анахронизмом, надо убирать с улиц российских городов. Скажем, серп и молот на здании вокзала, построенного еще до революции 1917 года, конечно, нонсенс. То же относится и к изменению имен улиц, которое правильнее называть не переименованием, а возвращением исторических названий, считает представитель правления Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский: «Вопрос не в политических приоритетах – это очень важно – а вопрос в том, чтобы восстановить те исторические названия городов, сел, поселков и особенно улиц, которые действительно являются памятниками языка, истории и культуры».
Скажем, в старинном русском городе Старая Русса вряд ли центральной улице стоит сохранить название, данное в честь одного из основателей немецкой коммунистической партии Карла Либкнехта. Только опираясь на реальные исторические факты, учитывая роль тех или иных личностей в истории, необходимо, считают эксперты, принимать решения о судьбе памятников, названий городов или улиц. Безусловно, выбор должен быть сделан в пользу того, что проверено и установлено веками, а не стало следствием конъюнктурных решений в большевистскую эпоху, полагает историк Константин Ковалев.
«Мы находимся сейчас на земле, где когда-то расселились славяне — вятичи. Есть город Вятка, который от этого и произошел. Почему сегодня этот город называется Киров? Ну, какое он имеет отношение к Сергею Кирову — советскому государственному деятелю 20-го века? Практически никакого. Вопрос, почему не вернуть название обратно? Подавляющее большинство горожан – за возвращение этого имени».
Конечно, подходить к этому вопросу необходимо взвешенно – и в этом все собравшиеся в Общественной палате были единодушны. Историю переписывать нельзя. Например, те памятники и названия, которые связаны с Великой Отечественной войной, должны оставаться священными: это дань уважения всем погибшим за родину. И не важно, что своими корнями эти события уходят в советскую эпоху. Словом, ко всему необходимо подходить с головой, убеждена директор Государственного музея современной истории России Татьяна Шумная.
«Очень много однотипных памятников. И чтобы сохранить дух эпохи, все памятники, наверное, не нужны. Очень много памятников с художественной точки зрения не очень качественных. И оставить надо те, которые помимо исторической ценности имеют искусствоведческую ценность. Если в городе 20 или 30 улиц Ленина, то это не нужно. Нужно подходить с головой».
Отношение к советскому наследию в обществе неоднозначно. Мнения могут быть абсолютно противоположными, а палитра их варьируется от полного равнодушия, до ярого нежелания что-то менять или, напротив, сохранять. И, тем не менее, обсуждать этот вопрос необходимо, потому что «в нем сошлось очень много нитей: по существу, то, как мы относимся к своему прошлому, является базой того, как мы оцениваем настоящее и будущее, к которому мы двигаемся», уверены специалисты.
* * *
"Где эта улица? "
Е.К.Зелинская, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия.
Зампред Комиссии Елена Зелинская заявила, что сегодня наиболее распространены две опасные точки зрения. «Одни предлагают снести все советское, а другие – повесить тех, кто это предлагает, — отмечает Зелинская. – И первые, и вторые не правы. Но больше всего не правы те, кто пытается замалчивать проблему».
По словам Зелинской, сегодня необходимо начинать национальную дискуссию. Только так можно остановить тех, кто пытается решать проблему советских памятников с помощью взрывчатки и топора.
Одно, по мнению члена Общественной палаты, очевидно: символы несуществующего государства на зданиях госучреждений выглядят более чем странно. «Попробуйте представить себе, что президент России вдруг наденет корону и возьмет в руки скипетр и державу. Это при всем нашем уважении к символам Российской Империи будет выглядеть нелепо. Этим символам сегодня место в музее», — считает Елена Зелинская.
Между тем, она подчеркнула, что когда речь идет о переименовании улиц и городов, это должно касаться лишь тех из них, которые в свое время получили новые имена от советской власти. То есть необходимо возвращать исторические названия тем объектам, которые уже укоренились в российской истории задолго до Советов.
С Зелинской согласен и депутат Госдумы Владимир Мединский, который предпочел остановиться на финансовой стороне вопроса. По его мнению, разговоры о том, что переименование улиц влетит в копеечку — ложь от первого до последнего слова. Депутат заявил, что из бюджетных средств придется раскошелиться только на таблички. «Паспорта и так имеют ограниченный срок действия, справочники и буклеты печатают частные издательства, поэтому я убежден, что тот, кто говорит, что это дорого, либо некомпетентен, либо мечтает освоить бюджетные деньги», — подчеркнул Мединский. Депутат предложил ввести так называемый переходный период, в течение которого новые и старые названия будут существовать параллельно.
Член Общественной палаты Наталья Вавилова накануне круглого стола провела исследование среди школьников Петрозаводска. Ребята живут в городе, где с проспекта Ленина попадаешь на проспект Карла Маркса, а оттуда — прямиком на площадь Кирова. Школьников спрашивали, знают ли они политических персонажей, увековеченных в названиях городских улиц и на мемориальных досках. Лишь 30% смогли относительно внятно рассказать, кто эти люди.
Карельским школьникам хотелось бы понимать, почему каждая конкретная улица названа так, а не иначе.
Наталья Вавилова убеждена, что сегодня России нужны символы, определяющие сегодняшнюю страну. Тогда символика прошлого времени из политического измерения перекочует в измерение историческое.
Сегодня же то тут, то там встречаются казусы. В Екатеринбурге, например, недалеко от дома Ипатьевых, где была расстреляна царская семья, стоит памятник Свердлову, а в Старой Руссе к разрушенному Введенскому храму ведет улица, названная в честь террориста Халтурина. «Как объяснить такое соседство молодому поколению?» — недоумевает историк Петр Мультатули.
«Путаница везде, — констатирует писатель и телеведущий Константин Ковалев. — Например, президента принято называть „господин“, но когда к нему обращаются военные, то говорят „товарищ Верховный Главнокомандующий“. Получается, что он и „господин“, и „товарищ“ одновременно».
Директор Государственного музея современной истории России Тамара Шумная уверена, что нужно прекратить переписывать историю. Шумная предлагает лишь аккуратно расставлять акценты. «Все страны проходили через кровавые страницы истории, вычеркнуть их уже нельзя. Нужно излагать факты без комментариев, без субъективных акцентов, а не интерпретировать их в соответствии с политической действительностью», — полагает директор музея.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что топонимы российских городов — это очень острая сфера: слишком мало времени еще прошло после распада Советского Союза. Мало, но достаточно для того, чтобы начинать обсуждать проблему.
Елена Зелинская убеждена, что решающее слово должно остаться за профессионалами: в первую очередь, за учеными-историками.
«В Великобритании, например, даже старые пабы можно переименовывать лишь тогда, когда получено разрешение специальной комиссии», — подвела итог Зелинская.
Ранее правительство Кировской области обнародовало свои подсчеты. Согласно их данным, возвращение Кирову исторического названия Вятка обойдется городскому бюджету в 6,5 миллионов рублей.
Как поступать с советскими названиями улиц и городов?
Уважаемый Евгений Павлович!
Последние месяцы отмечены в России не только ухудшением экономических показателей в условиях кризиса. По стране прокатилась череда провокаций в отношении памятников советской истории. И чем больше сомнений вызывает у граждан деятельность власти в борьбе с экономическим кризисом, тем больше нападок следует на великое советское прошлое. В числе последних – акты вандализма в отношении памятников В.И.Ленину в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Волгограде, уничтожение памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны металлургам в г.Первоуральске Свердловской области.
Коммунисты неоднократно выступали с осуждением этих позорных акций, требовали найти и наказать виновных. КПРФ не раз обращалась к правительству и президенту с требованием пресечь антиисторическую вакханалию. Однако за долгое время граждане России так и не услышали внятной позиции властей по данной острой проблеме. Общественность страны вправе рассчитывать, что Указ Президента РФ от 15 мая 2009 года «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» сыграет свою роль в оздоровлении ситуации.
На этом фоне особенно возмутительным является тот факт, что с очередной провокационной «инициативой» выступил ряд членов Общественной палаты Российской Федерации. Комиссия палаты по сохранению культурного и духовного наследия организовала «круглый стол» под названием «Слом эпох. Как поступать с советским наследием на наших улицах?». В ходе его проведения высказывались одиозные предложения, способные спровоцировать новую волну переименований и борьбы с памятниками истории советского периода. Как бы ни маскировались подобные «инициативы», за ними стоит очевидное и крайне опасное стремление вымарать любое упоминание о советском прошлом. В условиях экономического кризиса это способно ухудшить и без того сложную общественно-политическую и моральную обстановку и обострить ситуацию в стране.
Коммунисты считают, что советская эпоха – неотъемлемая часть истории нашей Родины, полная великих свершений и героических подвигов. Никому не позволительно перечеркивать жизнь нескольких поколений. Россия до сих пор живет их трудом, обеспечившим экономическую и политическую мощь СССР. Варварское отношение к истории оказывает деструктивное влияние и на формирование молодого поколения, ибо патриотизм и антисоветизм несовместимы.
Как общественность, так и официальные власти Российской Федерации подвергают справедливой критике антиисторические выпады реакционных сил в ПАСЕ, на Украине или в Прибалтике. Тем важнее безотлагательно покончить с положением дел, когда должная охрана памятников советской эпохи не обеспечивается в самой России. На столь неприглядном фоне стране всё сложнее защищать свою позицию на международной арене, включая конфликты, подобные ситуации с памятником советскому воину в Таллине.
Надеемся, что Общественная палата не позволит втянуть себя в сомнительные политические игры, а, напротив, сыграет весомую роль в деле сбережения историко-культурного наследия нашего Отечества. Пора поставить предел войне против своей истории.
ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ