На первой международной научно-практической конференции «Новгородика. К 100-летию Д.С.Лихачёва», открывшейся 20 сентября в Великом Новгороде, участники форума с большим интересом выслушали и обсудили научный доклад генерального директора Информационно-исследовательского центра «История Фамилии» Владимира Олеговича Максимова «Дуализм русской антропонимической системы в свете работ Д.С.Лихачёва по истории духовной традиции Руси и России».
В своём докладе, полный текст которого будет позднее в полном объеме опубликован на нашем сайте ФАМИЛИИ.РУ в разделе «Ономастика», В.О.Максимов подчеркнул, сколь велико для сотрудников нашего Центра научное наследие академика Д.С.Лихачёва, поскольку труды этого великого учёного – важнейший «камертон» для исследований по самому широкому спектру проблем истории русской культуры и духовности Руси и России. Они помогают и в многоплановом исследовании происхождения и трансформации русской антропонимической системы как особого явления отечественной культуры, представляющего собой естественный сплав христианских и языческих начал и историко-культурных традиций: «Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества… именно это обстоятельство и способствовало мирному вхождению христианства в народную жизнь и не позволило церкви занимать резко враждебных позиций по отношению к языческим обрядам, а напротив, постепенно вносить в язычество христианские идеи, а в христианстве видеть мирное преображение народной жизни» (Д.С.Лихачёв. Крещение Руси и государство Русь).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, НЕ ЗНАЯ ЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ, СТАВШЕГО ЕЁ ОСНОВОЙ.
В.О.Максимов напомнил аудитории, что именник древних русичей был необычайно разнообразен, а внутренний смысл имён был «прозрачен». Разумеется, «прозрачен» он был лишь для современников: нам, живущим в XXI веке, значение фамилии, в которой сохранилось какое-либо древнерусское имя, чаще всего не знакомо. Отчасти это связано и с тем, что происхождение фамилии, возникшей естественным образом (в данном случае мы не рассматриваем так называемые "искусственные" фамилии), не было одномоментным актом. История фамилии начиналась задолго до её фиксации, когда значение имени, лежащего в основе фамилии, было известно и членам семьи и другим современникам. От него в речи образовывалось семейное прозвание - тот самый прообраз фамилии, который со временем был оформлен документально. Кстати, нередко именно по причине того, что за столетия было забыто исконное значение фамилии (значение её имени-основы), изменялось и её написание: например, русские люди XIX века (и тем более XX) связывали происхождение фамилии Лушков (в основе этой фамилии лежит имя Лушко - народная форма, например, таких имён как Лука, Лукий, Лукиан: их значение восходит к латинскому lucis - "свет") со словом 'луг', из-за оглушения при произношении звука 'ж'. В результате изменялось первоначальное значение фамилии (во многих случаях именно так возникла фамилия Лужков. Таково же часто и происхождение фамилии Дорожкин (Дорожка - Дорошка - Дорофей).
С крещением Руси восточные славяне получили и новый (христианский) именник, которому предстояло заменить систему языческих личных именований. Однако в результате произошел переход языческих имён в разряд мирских, возникла чёткая граница между духовным (крестильным) именем, имеющим особое назначение, и вторым именованием человека - бытовым, приземлённым, значение которого было связано с нарицательной лексикой; ср., упоминание о новгородском посаднике в 1056-57 гг. в древнейшем из известных нам «русских» списков Евангелия: «в крЬщении Иосиф, а мирьскы Остромиръ». Древние обряды менялись, были приурочены к новым датам; на основе церковного сложился народный календарь. Он «соединил» церковные даты с традиционным хозяйственным календарём, которому были близки мирские имена наших предков: Коляда, Масленица, Вешняк, Яровой, Озимый, Мороз, Зорька, Суморок. В этот именник органично «вписались» и христианские термины: Постник, Мясоед, Свято (церковный праздник). Обычай двуимённости сохранился, но она приобрела новый смысл, стала инструментом соединения в имени человека двух начал – языческого и христианского, ибо русский человек чувствовал свою близость и к небесам, и к Матери-земле. Но такое мироощущение уже нельзя было назвать двоеверием.
ВЫЯВИТЬ ИСКОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФАМИЛИИ ПОМОГАЮТ СЛОВАРИ. НО ЕСЛИ ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА НИХ, НЕ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК.
Особый интерес у участников конференции «Новгородика» вызвал тот раздел доклада В.О.Максимова, который был посвящен богатейшему материалу, содержащемуся в этом плане в русских фамилиях. Считается, что в XVIII в. мирские имена всё-таки вышли из употребления, а массовый процесс образования фамилий начался лишь в XIX веке. Однако исследованиями, проводящимися в ИИЦ «История Фамилии», выявлен большой процент фамилий, образованных от мирских имён. Действительно, если документально подтвердить время, к которому относится происхождение фамилии зачастую невозможно, то значение фамилии во многих случаях нетрудно установить, основываясь, например, на данных диалектологических словарей, раскрывающих значения слов, давно вышедших из употребления, но сохранившихся в основах той или иной фамилии. Таким образом значение фамилии становится "прозрачным" для исследователя. Впрочем, установление значения слова, лежащего в основе фамилии, не всегда снимает решает вопрос о том, какова была мотивация выбора этого именования. Тем более, что в различных диалектах и в разные периоды истории развития языка могли существовать омонимичные именования. Поэтому происхождение фамилии можно объяснить лишь сопоставляя данные, полученные в результате многопланового подхода к изучению происхождения фамилии, учитывая её географию, наличие вариантов написания и многое другое. Тому, какие подходы используются в ИИЦ "История фамилии" для выявления исконного значения фамилии, также было уделено внимание в докладе.
Живое обсуждение вызвал заключительный раздел доклада, в котором В.О.Максимов отметил, что в начале XXI века происходит возвращение в официальный именник исторически проверенных национальных имён и заметное оскудение именника неофициального общения. Получат ли эти две тенденции дальнейшее развитие, зависит от того, в каком направлении будет развиваться само российское общество.