ПОЗДРАВЛЯЕМ ТАМБОВСКУЮ ОНОМАСТИЧЕСКУЮ ШКОЛУ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ ДИССЕРТАЦИИ ЕВГЕНИИ ШОСТКА!
27 ноября в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина на заседании
диссертационного совета Д.212.261.03 успешно прошла защита кандидатской диссертации Е.С.Шостка на тему «Прозвища Тамбовской области: языковой и социокультурный аспект».
3.Кандидат филологических наук О.В.Максимова, второй официальный оппонент.
4.Один из рабочих моментов защиты диссертации: выступает учёный секретарь совета проф. С.В.Пискунова.
5.В зале заседаний диссертационного совета.
Она посвящена изучению проблемы сопоставления древнерусских и современных прозвищ, рассмотрению фактора – единства хронологических и географических границ распространения прозвищ, прозвищ, бытовавших ранее и бытующих ныне на одной и той же территории.
Прозвища Тамбовской области как особая антропонимическая категория ещё не изучены, именно этим объясняется актуальность и перспективность данной работы.
Объектом исследования являются прозвища, бытовавшие ранее и закрепленные в ныне имеющихся фамилиях, и современные прозвища, зафиксированные в сельской местности Тамбовской области.
Предмет исследования – функционирование прозвищ (ассортимент, словообразование, определение мотивационных признаков, лёгших в их основу) в разных возрастных группах сельских жителей Тамбовской области, а также сопоставительный анализ древнерусских и современных прозвищ, бытовавших и бытующих в одном и том же регионе.
Рабочей гипотезой данного исследования является мысль о том, что в русской ономастической традиции прозвище, представляя собой род вторичного именования, является тем не менее постоянной константой в силу извечного желания человека «отметить», «выделить» себе подобного названием, в котором присутствует та или иная оценка человеческой особи, ибо прозвище индивидуально, в то время как имя может принадлежать некоторому числу людей. Однако, будучи постоянной константой, прозвища, их ассортимент, способы их образования и, главное, целевые установки их появления варьируются в зависимости от языкового сознания жителей определенного региона, а также от языкового сознания старшего и младшего поколений.
Иными словами, современные прозвища – это не что иное, как продукт традиционного способа именования человека в условиях функционирования официальной троичной формы именования и нового языкового сознания.
Актуальность исследования обусловлена связью его проблематики с антропоцентрическим направлением в современной лингвистике, которая позволяет показать, как прозвища связаны с языковым сознанием сельских жителей Тамбовской области.
Подводя итоги и намечая перспективы развития ономастики на рубеже XX-XXI вв., ученые отмечают, что «любое небольшое региональное исследование оказывается вкладом в общую теорию имени собственного» (А.В. Суперанская).
Актуальность данной работы обусловлена характером самого материала исследования, изучение которого позволяет выявить в структуре и семантике прозвищ, вычленяемых из фамилий, и современных прозвищ некоторые универсалии, что помогает уточнить специфику прозвищ как ономастических единиц. Сопоставление прозвищ, бытующих в разных возрастных группах современного общества, ограниченного для чистоты эксперимента сельскими регионами, помогает выявить целевую установку и особенности функционирования прозвищ.
Основная цель работы заключается в том, чтобы выявить сходства и различия древнерусских и современных прозвищ в структурно-семантическом плане для нахождения по возможности тех универсалий, которые имеют место при их создании и функционировании как особой ономастической единицы в ономастической системе русского языка, а также в определении роли человеческого фактора в формировании прозвищного ономастикона Тамбовской области.
Поставленная цель мотивирует следующие задачи исследования:
• Расклассифицировать прозвища, вычленяемые из фамилий, бытующих на территории Тамбовской области, и современные прозвища, зафиксированные в сельской местности данной области, по семантическим группам.
• Определить сходства и различия как в наполняемости этих семантических групп, так и в словообразовании прозвищ, в них включающихся.
• Выявить специфику на уровне ассортимента, словообразовательных моделей, мотивационных признаков, легших в основу прозвищ в разных возрастных группах сельских жителей Тамбовской области.
• Выяснить специфику целевой установки, которая возникает у представителей разных возрастных групп при создании прозвищ.
Научная новизна исследования состоит в следующем: изучение прозвищ не ограничивается только анализом их семантики и способов образования. Впервые предпринимается попытка в рамках одного ареала на комплексном материале сопоставить функционирование прозвищ в разных возрастных группах, что, несомненно, поможет расширить границы изучения прозвища не только как особой ономастической единицы, но и как продукта человеческого языкотворчества в процессе осознания как себя, так и своего окружения.
Впервые предлагается достаточно полный перечень тамбовских прозвищ, не являвшихся предметом специального лингвистического изучения, что нашло отражение в приложении к работе.
Новой в теоретико-методологическом плане является разработка методики исследования регионального ономастического материала, направленная на изучение прозвищ как особого вида антропонимической лексики. Эта методика предполагает анализ различных областей знания о человеке, что помогает определить роль прозвищ в языковой картине мира современного общества и отдельного индивидуума.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении возможностей изучения прозвищ в объёме ономастического пространства определенного региона в рамках антропоцентрического направления в лингвистике; в определении роли человеческого фактора на уровне разных возрастных групп ввиду разной целевой установки и функциональной значимости прозвища как для отдельного индивидуума, так и общества в целом; в возможности использования содержащихся в ней теоретических положений и выводов в процессе изучения и описания российского ономастикона, в дальнейшем углублении методики анализа ономастических единиц в контексте познавательных процессов.
Материалы данного исследования могут быть использованы в теоретических курсах лекций по современному русскому языку в разделе «Лексикология», введению в языкознание, общему языкознанию, ономастике, ономастической и диалектной лексикографии, ономастической лингвогеографии.
Практическая ценность исследования состоит в том, что в работе имеется богатый иллюстративный материал, представляющий интерес для лингвистов, занимающихся проблемами ономастики.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при описании ономастического материала в учебных целях – для написания учебных пособий по лексикологии, в курсе диалектологической практики, на факультативных занятиях по ономастике, а также при составлении ономастических словарей.
Теоретической базой исследования послужили положения, разрабатываемые в следующих областях лингвистики:
• в теории имени собственного в языке (В.Д Бондалетов, М.В. Горбаневский, Е. Курилович, А.М. Селищев, А.В. Суперанская, Ю.И. Чайкина, В.К. Чичагов, Л.М. Щетинина);
• в теории семантической структуры слова (В.В. Виноградов, Н.И. Толстой);
• в теории когнитивной лингвистики (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Е.С. Кубрякова, Н.Н. Болдырев).
Методология и методы исследования: изучение фактического материала проводится на основе использования различных методов. Это общелингвистические методы (структурный, описательный и сравнительно-сопоставительный), а также использование элементов статистического метода, синхронного метода и элементов диахронного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Количество семантических групп на уровне как древнерусских, так и современных прозвищ, является практически неизменным, ибо оценка людей происходит с учетом одних и тех же параметров: внешний облик, черты характера и т.д.
2. В ассортименте как древнерусских, так и современных прозвищ шире представлены прозвища с негативной оценкой личности.
3. Эта негативная оценочность и экспрессивность в древнерусских прозвищах достигается способами словообразования с привлечением большого числа суффиксов, вносящих в значение слова дополнительные оттенки. В современных прозвищах действуют разного рода ассоциации. Происходит подобное, видимо, в силу того, что древнерусские прозвища во временном отношении стоят ближе к прозвищным именам, т.е. к тем «личным именам», которые использовались на Руси до принятия христианства.
4. В прозвищах, восходящих к профессиональной деятельности человека и служащих его добавочным именованием, особо ощущается разница в тех ассоциациях, которые легли в основу древнерусских и современных прозвищ, так как это напрямую связано с жизнедеятельностью человека, разными укладами жизни, в которых эта деятельность осуществляется.
5. Имеется существенная разница между прозвищами (ассортимент, мотивация, целевая установка) в среде людей разных возрастных групп, что, несомненно, является свидетельством того, что прозвища могут быть объективным показателем речевого сознания человека.
6. Прозвище – это единственный способ именования человека, в зависимости от социальных условий то принимающего статус личного имени («прозвищного»), то становясь прозвищем, т.е. особой ономастической единицей, имеющей долгую и давнюю традицию.
7. Прозвища на современном этапе представляют собой особым образом организованную систему, представляющую своеобразное продолжение прозвищных имен и приобретающую те особые черты, которые напрямую зависят от речевого сознания современного человека.
Научная достоверность связана с получением объективных сведений о тамбовских прозвищах, с представительным корпусом примеров, включающим ономастические материалы. Подтверждением объективности послужило изучение научной литературы по исследуемой проблеме.
Материалом для анализа послужили древнерусские прозвища, вычленяемые из прозвищных фамилий, бытующих на территории Тамбовской области, а также современные прозвища, зафиксированные на данной территории. Это даёт возможность проследить, как изменяется семантика и структура прозвищ в условиях разных временных срезов в границах одного и того же ареала.
Материалом для анализа исследования послужили прозвища, собранные автором данной работы за последние три года на территории Тамбовской области по вопроснику «Географические, личные и другие имена в российских сёлах» З.В. Рубцовой; картотека лаборатории «Современные тамбовские говоры в системе культуры региона» кафедры русского языка ТГУ имени Г.Р. Державина, которая формировалась на протяжении многих лет по программе Лексического атласа русских народных говоров (ЛАРНГ) Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), также справочные данные авторитетных русских ученых.
В работе проанализировано 925 древнерусских прозвищ, вычленяемых из фамилий, и 1070 современных прозвищ.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры русского языка ТГУ имени Г.Р. Державина, межвузовских, общероссийских и международных семинарах и конференциях. Среди них: VI Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008); Общероссийская научная конференция «Державинские чтения» (Тамбов, 2009).
Результаты исследования изложены в 2-х статьях в научных журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения; в Список использованной научной литературы и список использованных словарей и пособий включены описания использованных в диссертации научных трудов, содержащих информацию по теме исследования. В настоящем диссертационном исследовании имеются приложения, в которых помещены древнерусские прозвища, вычленяемые из фамилий Тамбовской области; современные прозвища, бытующие на территории Тамбовской области и устаревшие слова и некоторые названия профессий.
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ,
с использованием автореферата Е.С.Шостка.