История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Происхождение фамилии БЕСФАМИЛЬНЫЙ связано с двумя явлениями.

В некоторых случаях такую странную фамилию давали тем крестьянам, которые попросту не понимали вопроса «Как твоя фамилия?», поскольку фамилии действительно никогда не имели. Но нередко регистрируемый, желавший скрыть своё истинное происхождение, просто делал вид, что не понимает вопроса. В результате получал возможность писать свою биографию с чистого листа.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ГРАМОТА.РУ С БЛЕСТЯЩЕЙ ЗАЩИТОЙ ДИССЕРТАЦИИ НАТАЛЬИ ГРИШИНОЙ!

27 ноября в Российском университете дружбы народов на заседании диссертационного совета Д.212.203.12 блестяще прошла защита кандидатской диссертации Н.С.Гришиной на тему "ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «ГРАМОТА.РУ» КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ". Это очевидное достижение автора диссертации, равно как и большой успех нашего давнего научного партнёра – Грамоты.Ру!

Н.С.Гришина
Что представляет собой эта диссертация, без сомнения относящаяся к инновационным проектам современной русистики?
Диссертация Натальи Сергеевны Гришиной «ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «ГРАМОТА.РУ» КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ» выполнена по специальности 10.02.01 – «Русский язык» выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российского университета дружбы народов.
Научный руководитель: академик РАЕН, доктор филологических наук, профессор Шаклеин Виктор Михайлович. Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Трофимова Галина Николаевна (Российский университет дружбы народов), кандидат филологических наук, доцент Кара-Мурза Елена Станиславовна (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Ведущая организация: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина. Диссертационное исследование Н.С.Гришиной посвящено научному доказательству того факта, что справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» («Грамота.Ру») является лингвокультурологическим инструментом развития и повышения культуры русской речи.
Активное развитие новых компьютерных и информационных технологий и вхождение России в пространство Всемирной сети сопровождаются стихийными процессами преобразования в русском языке, осваивающем новую сферу своего функционирования. При этом языковые изменения затрагивают такие важные категории русского языка, как его системные, функционально-стилистические и лингвокультурологические характеристики. В настоящее время наблюдается стабильный и интенсивный рост содержательного наполнения русскоязычной части Интернета – Рунета.  
Вопросам интернет-коммуникации и функционирования русского языка в Интернете посвящены исследования Ю. Н. Караулова, М. В. Горбаневского, Г. Н. Трофимовой, Ю. А. Бельчикова, Ю. А. Сафоновой, Е. С. Кара-Мурзы, Л. Ф. Компанцевой, А. А. Атабековой, Л. А. Капанадзе, Ф. Т. Грозданова, П. В. Сухова, М. А. Улановой, В. В. Кулаковой, Д. Айдайчича и др. Тема «Язык в Интернете» была в числе наиболее обсуждаемых на Международном конгрессе исследователей «Русский язык: исторические судьбы и современность», проводившемся МАПРЯЛ в Москве 20–23 марта 2007 года. В работах лингвистов и лингвокультурологов не только изучаются особенности интернет-коммуникации, но и рассматривается проблема негативного влияния Интернета на русский язык, которое определяется следующими факторами: расшатыванием норм устной и письменной речи, снижением культуры русской речи под воздействием сетевого жаргона, небрежным отношением к языку со стороны интернет-пользователей.
Таким образом, влияние Интернета на развитие русского литературного языка оценивается чаще как отрицательное. Но, по наблюдениям Ю. А. Бельчикова и Ю. А. Сафоновой,  в последние годы стало своеобразным locus communis писать и говорить преимущественно о негативных и даже деструктивных изменениях в русском литературном языке конца XX– начала XXI столетия. Между тем объективный – функционально-исторический – подход к литературно-языковой эволюции в периоды социальных, экономических, культурно-идеологических перемен, когда эволюционные процессы в литературном языке сильно интенсифицируются, убеждает: наряду с имеющими место действительно негативными явлениями и процессами (они наблюдаются в сфере функционирования литературного языка) продолжается поступательное движение данного литературного языка. Что касается русского литературного языка, то в его эволюции за последние два десятилетия определяющими продолжают быть те процессы и тенденции, которые сложились в послепушкинский период истории русского литературного языка (см.:  Бельчиков Ю. А., Сафонова Ю. А. Актуальное исследование: язык Рунета – новая сфера русской речевой коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 1. С. 213–214).
 Стоит обратить внимание и на общегуманитарный аспект Всемирной сети. По влиянию на человека Интернет, который можно рассматривать как относительно новое образование, давно превзошел телевидение в период его становления, но при этом он является производной остальных средств массового обмена информацией. Доступ к Интернету получили широкие массы населения, что активизировало интеллектуальную деятельность индивида, в распоряжении которого оказалось все наследие человечества в сочетании с возможностью коммуникации с людьми, компетентными в той или иной области.
Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что задача повышения культуры речи пользователей Интернета является одной из стратегических задач. Современные информационно-образовательные порталы, посвященные русскому языку, предоставляют мощный инструментарий, позволяющий проектировать и наполнять информационными ресурсами веб-пространство, осуществлять мониторинг языковых трудностей, с которыми сталкиваются пользователи Интернета, вызывать у носителей языка интерес к родному языку, способствуют повышению их уровня грамотности. Подобные веб-ресурсы составляют часть открытой образовательной платформы, в частности, воплощаясь в технологиях дистанционного обучения. Гипертекст и технологии мультимедиа, присущие сети Интернет, имеют определенные преимущества в структурировании совокупности информационных источников. Основным достоинством портальных технологий, с точки зрения конечного пользователя, является персонализированный интеллектуальный доступ к информационным ресурсам. Интеллект данного вида доступа заключается в том, что программное обеспечение, входящее в состав портала, выполняет предварительную обработку информации – ее поиск и отбор в соответствии с интересами пользователя, анализ и агрегацию данных.
 Целью исследования является изучение возможностей Всемирной сети и конкретно интернет-портала «Грамота.Ру» в сфере распространения и популяризации знаний о русском языке, мониторинга уровня культуры русской речи, а также привлечения пользователей Интернета к активному участию в языковой политике. Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
 ·                 проанализировать научные работы, посвященные теме диссертации;
 ·                 провести сопоставление различных способов повышения культуры речи носителей языка в советскую эпоху и в современной России;
 ·                 провести анализ особенностей контентного наполнения веб-ресурсов, посвященных русскому языку и культуре речи;
 ·                 выявить ценностный вклад работы форумов и виртуальных конференций, функционирующих в рамках посвященных русскому языку веб-проектов, в формирование культурного языкового сообщества и определение «болевых точек», связанных с оптимизацией языкового интернет-пространства;
 ·                 систематизировать и классифицировать запросы пользователей онлайновых справочных служб русского языка на примере «Справочного бюро» портала «Грамота.Ру»;
·                 охарактеризовать «Справочное бюро» интернет-портала «Грамота.Ру» как инструмент мониторинга уровня культуры русской речи;
 ·                 доказать, что интернет-ресурсы, посвященные русскому языку и культуре  речи, способствуют пропаганде грамотного русского языка как основы русской культуры, популяризации научных знаний о русском языке, обеспечению связи между лингвистами и представителями государственных структур с одной стороны и широкими массами населения с другой. 
Объектом диссертационного исследования являются веб-ресурсы, посвященные русскому языку и культуре речи, в первую очередь справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» («Грамота.Ру»), названный президентом России Д. А. Медведевым «хорошей разработкой, очень полезной и популярной» (см.: «Грамота.Ру»: Дмитрий Медведев – постоянный посетитель «Грамоты.Ру». Режим доступа: http://www.gramota.ru/lenta/news/8_2252, свободный. – Загл. с экрана), предметом  – контентное наполнение основных рубрик данного портала («Справочное бюро», «Форум», «Олимпиады», «Репетитор онлайн», «Игры» и др.).
Материалом исследования послужили вопросы пользователей «Справочного бюро» «Грамоты.Ру», результаты анкетирования посетителей, проведенного при нашем участии научным коллективом портала, а также архив интернет-форумов, работающих в рамках проекта «Грамота.Ру».
Методологическая основа исследования. В качестве теоретических и методологических оснований диссертационного исследования были использованы работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих вопросы функционирования русского языка в Интернете и интернет-коммуникации. В качестве методологической базы диссертационного исследования использован системный подход, включающий в себя несколько аспектов:
 ·                 Функциональный анализ, определяющий значение Интернета, роль интернет-ресурсов, посвященных русскому языку,  в повышении общего уровня культуры речи пользователей Сети.
·                 Историко-культурный анализ, включающий в себя  сопоставление возможностей Всемирной сети и других средств массовой информации (печатных и электронных) в распространении знаний о русском языке.
Методика исследования в настоящей работе носит комплексный характер. Цель, задачи и специфика описываемого материала определили выбор таких методов исследования, как метод сплошной выборки, метод лингвистического наблюдения, метод аналитического описания языковых фактов, метод лингвистического эксперимента (опрос пользователей портала). Наряду с общенаучными методами для решения поставленных задач использовались и более частные методы: метод словарных дефиниций, статистический анализ. 
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые был проведен систематический анализ интернет-портала «Грамота.Ру» в лингвокультурологическом аспекте и дано теоретическое обоснование проекта «Русский язык» как средства повышения культуры русской речи. В работе впервые было проведено исследование ресурсов Рунета (русскоязычной части Интернета), адресованное не только гражданам России, но и нашим соотечественникам в ближнем и дальнем зарубежье. Данное исследование подтолкнет часть пользователей Интернета на дальнейшее регулярное обращение к ресурсам портала «Грамота.Ру».  
Теорети­ческое значение работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения в определенной мере развивают и дополняют современное языкознание. Освоение в рамках лингвистической науки о культуре речи языкового материала, предоставляемого ресурсами Всемирной сети, является важным шагом в дальнейшем развитии науки о языке и культурологии. Од­новременно материалы диссертации могут способствовать углублению научных исследований по вопросам взаимоотношений личности и веб-пространства в современных условиях формирования культурного языкового сообщества. 
Практическая значимость работы состоит в обосновании автором выво­дов и предложений по совершенствованию подходов к повышению общей грамотности и культуры речи населения, в выявлении существенного влияния интернет-ресурсов, посвященных русскому языку,  на общий уровень культуры речи пользователей Сети, в оптимизации возможностей Интернета в лексикографической работе и в распространении знаний о русском языке. Практическая значимость также определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии, языку публицистики, культуре речи и риторике. Работа может быть полезна в различных аспектах лексикографической практики, в том числе при создании ортологических словарей и справочных пособий для работников интернет-СМИ.
 Научная гипотеза работы: если рассматривать интернет-портал «Русский язык» («Грамота.Ру») как универсальное образовательное средство, то в лингвокультурологическом аспекте он может способствовать повышению культуры русской речи.
 Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется выбором и применением научной методологии и комплексным характером исследования, анализом и обобщением практики работы «Справочного бюро» универсального интернет-портала «Грамота.Ру». Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования результатов подтверждается изучением работ ученых-лингвистов, научных трудов по общему языкознанию, культуре речи, достаточно обширным аналитическим материалом. Так как именно на практике, как утверждает любая философия мира, верифицируется тот или иной тезис, достоверность общих выводов подтверждается, в частности, результатами проведенного в рамках исследования анкетирования посетителей интернет-портала «Грамота.Ру». В процессе указанного исследования было опрошено 2 250 интернет-пользователей.
 
Короткий отчёт об этом памятном заседании учёного совета опубликован на Грамоте.Ру ЗДЕСЬ.
ДИРЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА «ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ» ЕЩЁ РАЗ СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕТ Н.С.ГРИШИНУ И ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ГРАМОТЫ.РУ С БЛЕСТЯЩЕЙ ЗАЩИТОЙ ЭТОЙ ИНТЕРЕСНОЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНОЙ  ДИССЕРТАЦИИ, ЧТО СТАЛО НОВОЙ ЯРКОЙ СТРАНИЦЕЙ ИСТОРИИ КАК САМОГО ПОРТАЛА, ТАК И – БЕЗ СОМНЕНИЯ! – ВСЕГО РУССКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ ИНТЕРНЕТ, НАШЕГО  ДОРОГОГО И ГОРЯЧО ЛЮБИМОГО РУНЕТА!
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ, с использованием автореферата Н.С.Гришиной.
Фото М.В.Горбаневского.

 

 

 

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Пятиклассник Еремей ничуть не комплексовал из-за своего имени.

Его больше волновало то, что родители носили лапти и ездили по городу на телеге.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Происхождение фамилии БЕСФАМИЛЬНЫЙ связано с двумя явлениями.

В некоторых случаях такую странную фамилию давали тем крестьянам, которые попросту не понимали вопроса «Как твоя фамилия?», поскольку фамилии действительно никогда не имели. Но нередко регистрируемый, желавший скрыть своё истинное происхождение, просто делал вид, что не понимает вопроса. В результате получал возможность писать свою биографию с чистого листа.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Пятиклассник Еремей ничуть не комплексовал из-за своего имени.

Его больше волновало то, что родители носили лапти и ездили по городу на телеге.

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.