ЛИЧНЫЕ ИМЕНА В РУССКОМ ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ
Актуальность проводимого исследования обусловлена возросшим интересом к лингвокультурологическому анализу языкового материала, а также недостаточной изученностью антропонимов в русских народных песнях, зафиксированных на территории Чувашской Республики.
Анализ 196 оригинальных текстов русских народных песен [1, 2] выявил количественное преобладание личных имен над фамилиями и отчествами, а мужских (56%) имен над женскими (44%). Данный факт можно объяснить тем, что в святцах мужских имен больше, чем женских. Наиболее продуктивные мужские имена – Иван (58 с вариантами), Александр (42 с вариантами); женские – Мария (46 с вариантами), Авдотья (35 с вариантами). Единичными примерами представлены такие личные имена, как Архип, Обрам, Онисим; Евгенья, Окулина, Орина и др.
Отдельную группу в русских народных песнях составляют имена исторических лиц: царь Александр («Собирался наш царь Александр / армию смотреть»); Степан Разин («Клич раздался смело / Удальца Степана...») [2].
Полные формы антропонимов представлены единичными примерами (Василий, Федор, Наталья, Акулина, Варвара), чаще встречаются гипокористические имена (Ваня, Катя) и деминутивы (Катенька, Катюшка; Любушка). Наиболее частотные имена в песенных текстах представлены такими уменьшительными формами, как: Манюша (2), Маня (2), Марусенька (3), Маруся (3), Маша (20), Машенька (5), Машурка (2); Авдотья (1), Донюшка (1), Дуня (17), Дуняша (11), Дуняшенька (3), Дуняшечка (1); Ванька (4), Ванюша (8), Ванюшенька (3), Ванюшка (6), Ваня (36), Иванушка (1); Саша (20), Александр (14), Шурочка (2), Сашечка (3), Шашенька (1), Сашурка (1).
Состав личных имён в песнях разных видов не совпадает. В плясовых и детских песнях мужских имен больше, чем женских, и употребляются они чаще (60% мужских и 40 % женских имён). В свадебных песнях преобладают женские имена. В обыденных песнях по количеству употреблений женских имен больше (66%).
Обращает на себя внимание тот факт, что чаще всего имена употребляются в свадебных и обыденных песнях, реже − в игровых и детских, где они используются для рифмы, особенно в жеребьевках, потешках. Самым распространенным во всех видах песен является имя Иван, имя Александр занимает вторую позицию в свадебных и обыденных песнях, в детских, свадебных и обыденных песнях самым распространённым является имя Марья, а в праздничных и плясовых − Марья и Авдотья.
Своеобразие употребления личных имён в русском песенном фольклоре проявляется в составе и частоте употребления отдельных имён и их форм, а также в использовании оригинальных образований.
Литература:
- Русские народные песни и частушки в Чувашии / сост. З.Е. Семенова; ред. В.Н. Абашев. – Чебоксары: Чув. гос. ун-т, 1975. – 159 с.
- Русский фольклор в Чувашии: хрестоматия / сост. М.Ю. Черноярова. – Чебоксары: Чув. гос. ун-т, 2009. – 394 с.
Автор: Петрова Дарья Димитриевна, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», факультет русской и чувашской филологии и журналистики,2 курс, гр.ФР-11-19
Научный руководитель: канд.филол.наук, доцент Т.Н. Романова