История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.
Автор статьи: М.А.ГРАЧЁВ, доктор филологических наук, профессор (Нижний Новгород).
Источник: Архив ИИЦ "История Фамилии".
В сокращённом варианте очерк опубликован в февральском 2008 г. (№21) номере газеты «Мiръ имёнъ и названiй». Автор статьи: М.А.ГРАЧЁВ, доктор филологических наук, профессор (Нижний Новгород).
Источник: Архив ИИЦ "История Фамилии".
КРИМИНАЛЬНАЯ КЛИЧКА КАК РЕЛИКТ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ
М.А. Грачёв
     Известно, что в собственных именах отражаются мифологические представления людей. (Летова 1982, 32).    Данный  факт имеет место и в криминальных кличках.
     Внешняя сторона веры (обрядность) для  деклассированных элементов имеет исключительное  значение. Современный преступник, как и уголовник  прошлых времён, очень суеверен. Эти суеверия отражаются в сказках, арго, татуировках, песнях и проч. Субкультура, в том числе и её составляющее – кличка-  отражает верования деклассированных элементов.
     Для криминального мира характерна условность, приверженность к символам. Кличка же для уголовника (как и личное имя  для законопослушного человека) является самым дорогим словом. И.В. Бестужев-Лада в 1968 году писал о том, что имена собственные выполняют две основные функции, тесно связанные между собой: социально различительная и ритуально-харизматическая. (Бестужев-Лада 1968, 132). В советское время на первое место вышла социально-различительная, оттеснив на задний план вторую функцию (Данилова 1971, 18). Но ритуально-харизматическая функция кличек не утрачивала своё значение у преступников даже в атеистические годы (20-70-е гг. ХХ  в).   Изучение кличек с мировоззренческой точки зрения может пролить свет на некоторые стороны философии деклассированных элементов.
      В воровской антропонимии встречаются лексемы, восходящие к религиозному мировоззрению всего русского народа. Система кличек создавалась на протяжении многих столетий; именно в них, вобравших в себя элементы территориальных  и социальных диалектов,   сохранились верования древних людей. У преступников даже сохранились отголоски античных языческих верований. Известно, что древнегреческий бог Гермес считался покровителем воров. Квазионим гермес  у современных русских преступников обозначает опытного пожилого вора, см. также фразеологизм замаслить в пользу святого гермеса – «сделать взнос в воровскую общественную кассу». 
      Кличка преступников как конспиративное средство является пережитком древних верований русского народа.  Наши предки, для того чтобы нечистая сила не навредила новорожденным, давали им неблагозвучные имена – Сопляк, Дурак, Ненаш и проч. Следовательно, цель таких имён – ввести в заблуждение нечистую силу.    Как видно из примеров,  древнерусские имена по внешнему виду и по правилам номинации сходны с кличкой. Лингвист Е.Ф. Данилина, изучая школьные и деревенские прозвища, обратила внимание на то, что «большая часть словных прозвищ не отличается по семантике и структуре от древнерусских личных имён». (Данилина 1979, 289). Наш материал воровских кличек  подтверждает этот тезис.
     Для преступника кличка (на арго - погоняло, кликуха, кличуха, псевдо, пседо) – это маска, сокрытие своего подлинного лица от  правоохранительных органов. По мнению Д.С. Лихачёва, она является своеобразным «постригом» (Лихачёв 1993, 54) – вторым именем, как, например, у монахов. Преступник до того привыкает к прозвищу, что не только откликается на него, но и сам представляется данным именем. Этим знаменуется своеобразный переход в блатной мир.      «Вор, принимая ту или иную кличку, - утверждал Д. С. Лихачёв, - редко расстаётся с ней. Принятие клички – необходимый акт перехода в воровскую среду. Каждый вор имеет свою кличку». (Лихачёв 1993, 65).
             Известно, что христианство облагородило и освятило личные имена русичей,  которые стали звучать не только  благопристойно, но и стали  иметь божественный смысл (См., например, перевод с древнееврейского языка некоторых личных христианских имён: Гавриил – моя мощь - Бог; Иван – божья благодать; Бог смилостивился; Михаил – равный Богу и проч. Языческие имена нередко имели отрицательную коннотацию. Если цель язычников при именовании ребёнка – отвадить от нечистую силу, то назначение христианского имени – приобрести небесного покровителя, который защитит земного носителя имени. Отказ от собственного имени у преступников, принятие клички – своего рода отказ от небесного защитника.
     Преступник до того привыкает к прозвищу, что не только откликается на
него, но и сам представляется данным именем.   Сами слова: кличка, кличуха, погоняло – говорят о пренебрежении к имени. Звериные названия, даваемые уголовнику, принижают его сущность, отдаляют от Бога и приближают к язычеству.       В местах лишения свободы почти все  заключённые имеют клички. Нередко  при «крещении» обращаются ко всей тюрьме. И первое слово может стать вечной кличкой. Неофициальный лидер в исправительном учреждении (пахан, смотрящий, положенец), камеры или барака может обратиться ко всем заключённым: «Тюрьма, какое погоняло (кликуху, кличуху, погоняло) дадим пацану (новичку)?» Тогда как при назначении имени в православной церкви происходит таинство.
     Воровские клички – реликт древних верований русичей, когда давались неблагозвучные имена, чтобы  нечистая сила не вредила  нарекаемому. Следовательно, с одной стороны, цель принятия клички  – отпугнуть враждебную силу в лице сотрудников правоохранительных органов, а с другой – скрыть своё настоящее имя.  Ведь обнаружить настоящее имя – значит обнаружить подлинную сущность (применительно к носителям кличек – разоблачить преступника). Всё это также восходит к древнейшим верованиям людей, когда подлинное имя пряталось под кличкой (прозвищем), и оно не должно было  достаться врагу. Реликтом этого обычая (верования) являются многочисленные сказки. Герой, узнав подлинное имя своего врага, становится его повелителем.(См., например, Ле Гуин У. 1993).
     В кличках деклассированных элементов отражается больше языческих верований, чем монотеистических, причем имеются отголоски доантропоморфической религии. Доказательством этого является использование многочисленных зооморфизмов, обозначающих «враждебную стихию» ( термин Д.С. Лихачёва, 1993, 59). Как известно, «зооморфизм предшествует антропоморфизму» (Потебня 1989, 64). Зоо-фитоморфизмы занимают значительное место среди кличек. Следует различать зоо-фитонимные клички в зависимости от происхождения: одни образованы по усечённой форме от фамилии: Барс – от Барсов, Орёл – от Орлов, Орех – от Орехов; другие же даются по личностным характеристикам их носителей. Нередко криминальные элементы образуют клички-зоо-фитоморфизмы от  фамилий, не связанных с только что указанной группой, например: Лось – от Лоскутов, Крот – от Кортов.  Причём преобладают  названия хищных зверей и птиц. Среди них – больше номинаций диких, чем  домашних животных.  Следовательно, элементы субкультуры, в том числе и клички, подчёркивают первобытный характер преступного мышления.
     Для носителя воровские прозвища, в основном, безобидны. Этот тезис соотносится также с языческими верованиями древних русичей. Клички могут восприниматься отрицательно чаще всего только с законопослушной точки зрения, тогда как в криминальных социумах они либо нейтральны, либо произносятся с уважением, см., например, клички  воров в законе: Хищник и  Хобот. Названия хищных животных произносятся с уважением, поэтому зооморфизм хобот также может иметь положительную коннотацию. Не случайно в лексике преступников имеется арготизм хищник – профессиональный преступник,  антоним к нему -  травоядный – законопослушный человек. Но могут быть и другие антиномии: например, себя профессиональный преступник считает человеком (в арго человек – вор в законе), а законопослушного – животным. При входе в камеру (барак)  новичку обычно задаётся вопрос: «Ты из мира животных или по фене ботаешь?» или: «Как там, в мире животных?, т.е на свободе среди законопослушного общества. Всё это восходит к древнейшим верованиям, когда человек отождествлял себя с явлениями природы и миром животных и в то же время выделял себя среди них. То есть кличка-зооним – это своеобразный тотем для преступника, его защитник. Точно так же, как многочисленные татуировки с обозначением зверей на теле преступника. (См. подробнее об этом Грачёв 2001 и Грачёв 2003).     Так, Л. Успенский утверждал, что русичи называли младенцев  ещё и звериными именами, чтобы дети имели свойства зверей, например «волк – силён и вынослив, волка зверь не берёт». (Успенский 1972, 28-29).   Формирование системы зоонимов и кличек криминального мира подвержено воздействию разных многочисленных социальных  факторов.
     По мнению В.А. Никонова, «все религии забирали себе власть над именами, объявляли  их своей собственностью и делали их своим орудием”. Воины папуасского племени маринг-аним на острове Новая Гвинея охотились за именами, врывались  к соседним племенам и, убивая, требовали, чтобы человек перед смертью назвал своё имя. (Никонов, 1988, 17). Священнослужители и шаманы некоторых народов (чукчей, эскимосов, яванцев)  практиковали следующее: чтобы прогнать болезнь, у человека меняли имя.
     Между тем в России также были случаи лишения имени. Так, Ж. Росси утверждает: “На царской каторге арестанты носили номера на спине и гимнастёрке. Вместе с каторгой Февральская революция упразднила и номера. Четверть века спустя ленинское руководство восстановило каторгу и номера, т.е. с 1943 до 1953-1954 гг. советские политзаключённые и часть уголовников-рецидивистов носили номера, заменившие им фамилии. Заключённых, не снявших номера, наказывали тем же карцером. В 1970 г. секретная инструкция МВД СССР ввела обязательное ношение на груди фамилии, а позже ещё и номера личного дела”. (Росси 1990, 237). Всё это типологически очень напоминает обычай у некоторых племён Северной Америки: “берущий в долг теряет право на своё имя, пока не расплатится”. (Никонов 1988, 15).  Понятно, что в  условиях отсутствия имени, отчества и фамилии уголовники вынуждены использовать клички, иначе как им общаться друг с другом? А может, клички - это ещё и протест против официального обращения в местах лишения свободы. 
     Воровская кличка – своеобразная  знаковая принадлежность к касте  преступного мира. Как показывают наблюдения, уголовники в своей среде охотнее откликаются на кличку, чем  на имя. Клички в определённой степени похожи на индейские прозвища, когда воин получает за подвиги высшие прозвища – Могучий Воин, Зоркий Сокол, Медведь и т.п. (И в то же время плохие воины получают и позорные прозвища (клички). Это было характерно и для древних русичей. «Иногда популярности имён с нейтральным или отрицательным апеллятивом, - говорит об этом исследователь А.В. Суперанская, - способствуют мистические верования. Так, например, у древних славян имена Волк или Медведь символизировали силу и долгую жизнь и давались, таким образом, как пожелательные» (Суперанская 1970, 9).
     Точно так же и  у воров в законе, когда им при «коронации» присваивают новые клички: Гога Кутаисский,  Саша Новгородский, Микола Питерский (совсем как в возвеличивающих  прозвищах – Александр Невский, Дмитрий Донской).  А  уголовники с низким криминальным статусом получают и соответствующие  клички: Амёба, Сопля, Плевок. Право на имя в древности обычно связывалось с привилегией воина и вообще представителя социальной верхушки. (Кузьмин 1985, 453). Право на красивую кличку имеют только привилегированные преступники. Не имеющие кличек  не признавались  профессиональными преступниками и к ним отношение, как и к любому законопослушному человеку, - презрительное.
     Ряд кличек возник в результате конспирации -  своеобразного табу на произношение фамилии. Табу характерны для народов с архаичной культурой. Несомненно, данные табу должны существовать во всех более или менее устойчивых группах, деятельность которых связана с риском, в частности, у криминальных элементов. «Особенно распространены табу на имя человека, - почёркивает А.А. Леонтьев, - которое воспрещается сообщать посторонним…, - все эти имена собственные заменяются описательными выражениями». (Леонтьев 1990, 501). В преступном обществе для этого используются указательные  и притяжательные местоимения – тот, этот, свой – (это хорошо проиллюстрировано в кн. Вс. Крестовского «Петербургские трущобы») или клички.    
      Наши исследования показывают, что и  раньше   кличку выбирали тщательно, думая, что она может уберечь её носителя от бед, что, впрочем, соотносилось с основными верованиями русского народа. В воровских прозвищах присутствуют многочисленные  мифонимы, которые включают в себя мифоантропонимы, мифотопонимы, мифозоонимы, мифофитонимы, мифоперсонимы, теонимы, например: Анютка-Ведьма, Самсон, Буря-Богатырь, Кудеяр, Демон.    В дореволюционных прозвищах встречаются библейские имена: Голиаф, Каин и др. В послереволюционных их фактически нет, кроме прозвищ в тоталитарных сектах. Это – влияние атеизма, несмотря на то что профессиональные преступники, по их утверждению, являются верующими людьми.
     Мы утверждаем, что современные криминальные клички  мало чем отличаются от личных  имён дохристианского  и христианского периода. В дохристианский период можно было встретить имена, похожие на современные клички: Блуд, Мал, Негодяй, Неудача, Беззуб, Баламут, Брюхан, Холоп, Анчутка, Кобель, Блоха, Гнида, Хрен, Кривой Колпак,  Грех.   Несомненно, два имени после принятия христианства (одно христианское имя, а другое мирское, языческое) – это показатель борьбы двух религий: уходящей и уже пришедшей. Но верования не исчезают мгновенно. И реликт старой религии ещё прочно держится в сознании людей. Процесс замены языческих имён растянулся на многие годы. Но древнерусские языческие имена (похожие на прозвища) не исчезли бесследно: в дальнейшем они превратились в фамилии (Дурак – в Дуракова, Сопляк -  в Соплякова, Негодяй – в Негодяева, Ненаш – в Ненашева, Разгильдяй – в Разгильдяева). То есть определённая лингвистическая эмотивная база для криминальных кличек существует и в настоящее время.
     Анализ кличек указывает на негативное отношение преступников к религии и в то же время говорит о «святости»   дела их носителей.
     Клички, свидетельствующие о верованиях уголовников, проливают свет на ряд серьёзных философских мировоззренческих проблем. Например, о древности профессиональных преступников с их субкультурой свидетельствуют клички, имеющие отношение к доантропоморфической религии.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бестужев-Лада 1968 – Бестужев-Лада И.В. Имя собственное: прошлое и      настоящее // Советская энциклопедия, 1968. № 2. С.132-133.
Грачёв 2001 - Грачёв М.А. Татуировки деклассированных элементов как лингвистический объект исследования // Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. Ч.I. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001. С.29-37.
Грачёв 2003 - Лингво-юридический аспект изучения татуировок преступного мира. // Право и лiнгвiстика // Матерiали мeждународной науково-практичноi конференцii: У 2-х ч. , 18-21 вересня 2003 р. – Сiмферополь: ДОЛЯ, 2003. – Ч.I. С. 41-49.
Даль 1994 – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Терра, 1994. Т.I-IV.
Данилина  1979 - Данилина Е. Ф. Прозвища в современном русском языке // Востославянская ономастика: Исследования и материалы. М.: Наука, 1979. С.281-297.
Данилова,1971 - Данилова З.А. К вопросу о мотивах выбора личных имён // Ономастика Поволжья. Горький, 1971. С.18-22.
Кузьмин 1985 - Кузьмин А. Г. Исторические романы Валентина Иванова // Иванов   В. Д. Повести древних лет: Хроники IX века. – М.: Современник, 1985. С.445-472.  
Кунин В. Интердевочка. Н.Новгород,1990.
Ле Гуин У. 1993 - Ле Гуин У. Волшебник Земноморья: Фантаст. трилогия. М.: Мир, 1993. – 550 с.
Летова 1982 - Летова И.А. О следах языческих представлений в русской топонимии // Вопросы ономастики. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Свердловск: УРГУ, 1982. С.32-44.
Лихачёв 1993 - Лихачёв Д.С. Картёжные игры уголовников //Статьи ранних лет.Тверь,Тверское областное отделение Российского фонда культуры, 1993. С.45-54.
Никонов 1988 - Никонов В.А. Ищем имя. М.: “Советская Россия”, 1988. – 128 с.
Потебня 1989 - Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 623 с.
Росси 1990 - Росси 1990 - Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу: В 2-х ч. 2-изд., доп. М.: Просвет, 1991. 408 с.
Суперанская 1970 - Суперанская А.В. Внеязыковые ассоциации собственных имён // Антропонимика. М.: Наука, 1970. С.7-17
Успенский 1972 - Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Имя дома твоего. Л. – Детская литература, 1972.

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра 2 и 3 апреля

   Дорогие друзья! В субботу 2-го апреля наш центр работать не будет. Приносим свои извинения. Но мы всё наверстаем в воскресенье: 3-го числа работаем с 12.00. Поэтому, если у вас срочный заказ, смело оформляйте заявку: в воскресенье мы созвонимся, и в понедельник 4-го апреля наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

2022! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с новым, 2022 годом и Рождеством Христовым! Желаем вам мира и добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней!

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.