История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Очирова А.Ч.

 Доменные имена и средства индивидуализации: сходство
до степени смешения

 

До настоящего времени в законодательстве и доктрине не выражена единая позиция относительно дефиниции понятия «доменное имя».

Отечественное законодательство, регламентирующее положение доменных имен, сводится фактически к техническому определению данного термина: «доменное имя –это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет»[1]. Среди позиций, выраженных в доктрине, можно выделить группу сторонников исключительно технического толкования термина «доменное имя»[2].

Противоположную сторону занимают ученые, которые акцентируют свое внимание на функциональных особенностях доменных имен, на их индивидуализирующих свойствах. Такие ученые, как В.О. Калятин[3], В.Б. Наумов[4], А.Г. Серго[5] поддерживают концепцию правовой природы доменного имени как средства индивидуализации юридического лиц или индивидуального предпринимателя наряду с товарным знаком, фирменным наименованием, коммерческим обозначением и наименованием места происхождения товаров.

Индивидуализирующие возможности доменного имени довольно широки: доменное имя может индивидуализировать физическое лицо, гражданина, автора, географический объект, внутригородской объект (эргоним)[6].

В связи с этим довольно часто доменные имена содержат обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями географических объектов, средств индивидуализации, в частности, с наименованиями мест происхождения товаров, а также географическими указаниями.

Наименованием места происхождения товара, которому в соответствии с российским законодательством предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой современное или историческое наименование местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования, которое стало известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Одними из самых известных в мире примеров наименований мест происхождения товаров (НМПТ) являются шампанское (игристое вино, произведённое во французской провинции Шампань), бургундские вина (вина, производимые во французском регионе Бургундия), коньяк (крепкий алкогольный напиток, производимый во французском департаменте Шаранта), портвейн (вино, производимое на северо-востоке Португалии в долине реки Дору).

В российском сегменте зарегистрированы доменные имена, содержащие обозначения, тождественные или сходные с наименованиями мест происхождения товаров: масло-из-вологды.рф (вологодское масло), gzhel.ru (Гжель), narzanwater.ru (Нарзан), abraudurso.ru (Абрау-дюрсо), тулпряники.рф (тульский пряник) и др.

Если наименования места происхождения товара указывают на его географические истоки, то национальные доменные имена могут выполнять аналогичную функцию. Так, перед обращением к доменному имени с доменом «.fr» пользователь сети может посчитать, что сайт зарегистрирован гражданином Франции, контент изложен на французском языке и (или) он обращен на франкоговорящую аудиторию.

Однако, в отличие от географических наименований, доменное имя всегда является результатом искусственной номинации.

Искусственная номинация представляет собой интенсифицированный способ выработки новых имен, объективная необходимость в котором возникла вместе с ускорением темпов общественной жизни и обществен­ного развития[7].

Искусственная номинация имеет несколько основных отличий от естественной номинации.

Во-первых, искусственную номинацию отличает намеренное нарушение стандартов процесса номинации. Часто искусственные наименования отличает произвольность, асистемность и др.

Во-вторых, искусственное называние отличает намеренность субъекта создать нейм. Это означает, что при искусственном наименовании у субъекта есть ясно осознаваемая цель номинации. В случае с доменными именами – это создание уникального в Интернет-пространстве коммерчески успешного, емкого, но лаконичного и запоминающегося обозначения.

Помимо лингвистического компонента, доменное имя имеет ряд особенностей, обусловленных его технической природой. Это связано с тем, что доменное имя формируется не только по правилам нейминга – процесса создания коммерчески успешных имен собственных, но и по правилам, предъявляемым технической структурой сети «Интернет».

Доменное имя в доменах .RU и . РФ должно состоять из собственного обозначения, уникального в пределах домена верхнего уровня, и символов «.ru» и «.рф» соответственно. Собственное обозначение должно отвечать следующим техническим требованиям: 1) содержать не менее двух символов; 2) содержать не более 63 символов; 3) начинаться и заканчиваться буквой или цифрой; 4) не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса (допустимыми буквами являются буквы латинского алфавита (в домене .РФ – буквы русского алфавита, включая букву «ё»); прописные и строчные буквы не различаются); 5) не содержать одновременно дефисы в 3-й и 4-й позициях[8]. В случае, если обозначение, заявленное на регистрацию в качестве доменного имени, не соответствует хотя бы одному из названных требований, оно не подлежит регистрации.

Так, например, в Мытищинском районе Московской области расположен коттеджный поселок «M.o.n.a.k.o.v.o.». Согласно положениям закона «О государственном языке Российской Федерации», «при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию». «Комбинированное обозначение «M.o.n.a.k.o.v.o.» — это продукт искусственной номинации, в отличие от географического наименования деревни Монаково Наро-Фоминского района Московской области. В искусственно сконструированном на латинице мультимодальном нейме за счет изобразительного компонента (княжеской короны над буквой «о») выделяется иноязычный топоним «M.o.n.a.k.o.». Конечный формант названия «v.o.», будучи омонимичным типичному форманту русских топонимов (Медведково, Коровино), вводит знак обслуживания в топонимический ландшафт, но в то же время соотносится с русской восклицательной частицей «во!» (характеризующей высокое качество предлагаемых фирмой товаров и услуг), которая стала продуктивной в сегменте коммерческой номинации. Таким образом, положения ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» на знак обслуживания «M.o.n.a.k.o.v.o.» не распространяются»[9].

Однако нужно учитывать, как такие обозначения могут «повести себя» в цифровом пространстве. Может возникнуть ситуация, когда в доменном имени сайта или страницы сайта, на котором бы размещалась информация о названном коттеджном поселке и о предоставляемых организацией услугах, содержится обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с географическим наименованием.

Такое тождество или сходство может возникнуть ввиду правил, предъявляемых технической структурой сети «Интернет». В частности, как было сказано выше, доменное имя не должно содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса. Таким образом, обозначение «M.o.n.a.k.o.v.o.» в доменном имени не может содержать точек между буквами. Вследствие этого, указанное обозначение трансформируется в «monakovo», сходное до степени смешения с наименованием географического объекта: kp-monakovo.ru (доменное имя сайта коттеджного поселка «M.o.n.a.k.o.v.o.») и dshi-monakovo.ucoz.ru (доменное имя сайта детской школы искусств в селе Монаково Старооскольского района Белгородской области).

Таким образом, доменное имя выступает как уникальное сочетание буквенных и цифровых символов, которое формируется по правилам, предъявляемым технической структурой сети «Интернет». При трансформации обозначения в доменное имя с соблюдением правил их регистрации необходимо учитывать результат такой номинации, чтобы предотвратить негативные последствия тождества или сходства до степени смешения с иными обозначениями и наименованиями.

 

[1] ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ФЗ [принят Государственной Думой РФ 08.07.2006, ред. от 02.12.2019] // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – правовой сайт – 2020. (дата обращения: 10.03.2020)

[2] См., напр., Андронов А.С. Доменное имя как часть информационного ресурса // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. № 4.С. 50-56.

[3] Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Норма, 2004. С. 58.

[4] Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 162-165.

[5] Серго А.Г. Доменные имена. Правовое регулирование: монография. М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2013.

[6] Соколова Т.П. Нейминговая экспертиза: организация и производство: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 69.

[7] Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. С. 210.

[8] Правила регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ. Электронный ресурс. URL: https://cctld.ru/files/pdf/docs/rules_ru-rf.pdf (дата обращения: 10.03.2020)

[9] Соколова, Т.П. (2019). Нейминговая экспертиза как особый род судебной лингвистической экспертизы. Медиалингвистика, 6(2), 196–207. Электронный текст. URL: https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.204 (дата обращения: 10.03.2020)

 

 

Автор: Очирова Амулана Чингисовна, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Институт судебных экспертиз, 5 курс

Научный руководитель: Соколова Татьяна Петровна, к.ф.н., доцент кафедры судебных экспертиз, магистр юриспруденции

Наши новости

55-я Научная студенческая конференция по топонимике

 

РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ТОПОНИМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

 

55-я НАУЧНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТОПОНИМИКЕ

 

г. Москва, 25 марта 2020 г. (в заочной форме)

 

Руководители:

Татьяна Петровна Соколова - к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Амалия Викторовна Акопджанова - учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса"

Вступительное слово

Андрей Васильевич Барандеев - к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

Дорогие дамы! Коллектив центра История фамилии от всей души поздравляет вас с Международным женским днём и желает всегда оставаться такими же красивыми и цветущими, вдохновляющими и сподвигающими нас на самые разнообразные подвиги, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма! 

 

 

Поздравляем с Новым 2020 годом!

Дорогие друзья! Всех посетителей нашего сайта, наших коллег и друзей поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым! Желаем вам счастья и благополучия, бодрости и здоровья, а также успехов во всех ваших начинаниях! С праздником!

Подробнее...

В. О. Максимов в программе "ОТРажение"

Интервью генерального директора ИИЦ "История фамилии" 26.11.2019 на канале ОТР. Тема: буква "Ё" и необычные названия населенных пунктов.

Подробнее...

Буква года 2019 - Ё!

Ещё одна область приняла решение привести написание названий расположенных на её территории географических объектов в соответствии с законом "О государственном языке РФ" и рекомендациями Министерства образования и науки РФ. Итак, к концу года в двух областях России - в Новгородской и Воронежской - началась активная работа по исправлению написания на дорожных знаках, сайтах органов власти, в служебных, уставных и других документах географических названий, в которых имеется буква «ё», а также дефис или прописные буквы.

Подробнее...

Новости ономастики

Евангелия, Демид, Варвара...

Какие имена давали новорожденным тулякам в октябре?

Подробнее...

Кортеж и Стрелец: как отметили день ФСО в Калининграде

На Калининградском комбинате удалось добыть сразу два крупных янтарных самородка за смену

Подробнее...

Муза, Космос и Афина: как еще называли детей, родившихся этим летом

Самыми популярными именами по-прежнему остаются Александр и София.

Подробнее...

Аврора, Мелания, Ратибор, Оливия. Кого еще подарил Калуге август

Калужане в августе продолжали удивлять работников управления ЗАГС нестандартными именами, подобранными ими для новорожденных. В этом месяце на свет появились Мирон, Иоанн, Роберт, Ратибор, Демид, Яромир. 

Подробнее...

Страна, в которой у людей нет фамилий

Лишь у иммигрантов, которых в стране 10%, есть фамилии.

Подробнее...
История фамилии © 1996-2020.