История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

                                                                                  

Воронина К. А.

          Семантическое пространство эргонимов города Торжка

 

Семантическое пространство эргонимов Торжка  многообразно. Каждое наименование ассоциируется с определённым понятием и имеет внутреннее содержание. Для анализа эргонимов в номинативном аспекте интересны названия, выполняющие рекламно-информативную или рекламную функцию. Семантический анализ собственного материала позволил нам выделить следующие группы:

1.      Именные эргонимы, содержащие в названии имена собственные.

Структура таких речевых единиц типична: имя собственное или его падежная форма.

А) эргонимы – женские имена. «Полина» (хозяйственный), «Пальто у Ксюши», «Катрин» (одежда), «Ника» (одежда), , Крэйзи Дэйзи (одежда), Мария(обувь),Людмила (обувь), «VIKA» (сумки), «Николь» (домашняя одежда), «У Наташи»(магазин одежды) – это специализированные магазины для женщин, основным товаром которых является одежда, бельё или обувь. Нередко номинанты подбирают эргонимы – женские имена для продуктовых магазинов: «Евгения», «Продукты от Томки», «Элма» (продуктовый), «Натали» (ларёк), «У Ксюши» (продуктовый).      Необходимо заметить, что «мужские» эргонимы для наименования магазинов продуктов не встречаются.

Меньшая часть подобных лексем является названиями парикмахерских или салонов красоты: «Нинель» (парикмахерская). Кроме того, в нашем материале встретилось название кафе, образованное от  женского имени: «Надежда».

Б) эргонимы – мужские  имена. Нельзя выявить направление в наименовании конкретных объектов мужским именем. Нам встретилось три подобных эргонима: «Шляпки от дяди Саши»  (ассортимент: шапки, сумки для женщин), продуктовый магазин «Асмар» и салон-парикмахерская «Алекс».

В) эргонимы – имена детей, уменьшительно-ласкательные названия. Такие лексемы стали апеллятивами для названий детских магазинов. Например, детский развлекательный центр «Викуся» . Подобных номинативных единиц в торговом пространстве Торжка очень мало.

«Женские» эргонимы в Торжке  преобладают в городских именных названиях коммерческих предприятий. Можно назвать три причины такого выбора: 1) женские имена более благозвучны; 2) позитивно настраивают потенциального клиента; 3) основной потребитель торгового продукта или предоставляемых услуг – женщина.

2. «Литературные» эргонимы – имена сказочных героев или названия, ассоциирующиеся с легендой, сказкой, популярными информативными источниками («Золотой петушок», «Гулливер»).

А) эргонимы – греческие  и римские божества. Выбирая имена греческих и римских божеств для названий своих коммерческих объектов, владельцы преследуют рекламные цели и часто забывают об информативной. К примеру, клуб-ресторан «Зевс», магазин «Атлант», торгующий хозяйственными товарами. Он носит имя мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод. Трудно определить мотивированность данного эргонима.

Б) эргонимы – имена сказочных героев и героев мультфильмов.

Торговые объекты, названия которых связаны с символами детства, носят позитивный характер. Это один из действенных способов привлечения клиента. Эргонимика подобного типа является интересным вариантом для торговых предприятий, занимающихся реализацией продукции для детей. Однако в Торжке такие эргонимы непопулярны, нами зафиксирован только один оним: детский магазин «Капитошка».

В) эргонимы, источниками которых являются художественная литература, искусство, кино или исторические лица. По-видимому, в данном случае можно говорить о неоднозначности данной группы онимов, о двойном смысле подобных названий (который может быть связан как с объектом номинации, так и с функцией, которую выполняет объект). Например, одно из кафе называется «Тысяча и одна ночь», такое название связано, скорее всего, с тем, что кафе располагается вдоль трассы и дальнобойщики останавливаются здесь перекусить, отдохнуть. Многозначным  становится эргоним «Хамелеон» (развлекательный центр): то ли отдающий дань Чехову, то ли указывающий  на разнообразие услуг. Встречается также продуктовый магазин с пушкинским названием «Золотой петушок» и название магазина мужской одежды «Платон» (возможно, название указывает на древнегреческого философа или на владельца данного магазина, что менее вероятно, так как такие антропонимы не свойственны русской культуре).

3. Эргонимы – географические названия.

Так, в Торжке есть коммерческие предприятия, указывающие на местонахождение объекта. Часто подобные эргонимы повторяют названия городских улиц, районов, площадей. Это распространённые имена, которые выполняют информативную функцию, они, как правило, указывают на место расположения объекта: магазин «Центральный», стоматология «На Пушкинской» (на площади Пушкина), ТЦ «Марсовский» (расположен в районе Марс, там же находится и такси «Марс»), гостиница «Тверца» (расположена на берегу Тверцы), гостиница «Староямская» (на бывшей улице Ямской), магазин продуктов «Ржевский» (на ул. Ржевской), «Старицкий» (на улице Старицкой), «Мебель на Вагонке» («Вагонкой» называют район, в котором находится Вагоностроительный завод), магазин мебели «Бережок» (находится недалеко от берега реки), такси «Центральное».

4. Номинативные лексемы, содержащие в своей семантике указание на символику.

А) эргонимы – названия представителей флоры (деревьев, цветов). Анализ собранного материала показывает, что среди владельцев торговых точек огромное количество любителей флоры. Ср.: «Магнолия» (магазин одежды), «Вереск» (магазин алкогольной продукции); «Маргаритка» (магазин, торгующий непосредственно цветами); «Берёзка», «Рябинушка», «Дубравка», «Ромашка»  (продуктовые магазины).  

Б) эргонимы – названия представителей фауны (птиц, насекомых, животных):  женское бельё «Стрекоза», магазины продуктов «Пеликан», «Колибри», магазин детской обуви «Крокодил», детский развлекательный центр «Какаду», бассейн «Дельфин», кафе «Бегемот».

в) эргонимы, указывающие  на субъект (направленность продукта). Органично в эргонимическом поле города Торжка выглядят номинативные единицы, определяющие товар. Магазин «Рыболов», «Рыба-клюй», может торговать только товарами для рыбаков, магазин «Пышечка» – женской одеждой для дам с пышными формами, «Ай ти доктор» (компьютерный магазин), «Сотовик» (основная товарная единица – сотовые телефоны), «Стройдом» (строительные материалы для дома), «Торжокские золотошвеи» (товары с золотным шитьем), «Магия золота» (ювелирный магазин). Мотивированным является название магазина мужской одежды «Эгоист», которое не только подчеркивает пол клиента, но и подсознательно определяет качество товара. Изысканно и понятно звучат эргонимы: «Леди», «Лидер», «Женские штучки».  Вместе с тем, нами отмечены и эргонимы, где форма не совпадает с содержанием. Например, магазин детской одежды «Магнолия» (название цветка никак не ассоциируется с детской одеждой), «Снежинка» (продуктовый магазин, название которого никак не соотносится с зимой), ювелирный магазин «Фантазия» (само название не наводит на мысль о ювелирных изделиях), продуктовый «Дуэт» – никак не указывает на предлагаемый товар, скорее можно подумать, что это магазин одежды для мужчин и женщин и т.д.

5.  Эргонимы, прямо обозначающие сферу деятельности: «Частная стоматология», «Продукты», «Цветы», «Живые цветы», «Одежда и обувь», «Электроника», «Аптека», «Нотариус», «Обувь для дома и отдыха», «Стройдом». Анализ эргонимического материала показал, что такие объекты относительно часто встречаются в Торжке.

6. Эргонимы, имеющие патриотическую направленность: продуктовый магазин «Россиянка», такси «Новотор» (оним может быть как и географическим: такси находится в городе Торжок, так и патриотической направленности, – в данном случае выступает двойная мотивация эргонима).

7. Эргонимы, в основе которых лежит стремление отразить внешний вид здания или особенности интерьера. Относятся к наиболее редким мотивационным установкам. Магазин продуктов «Пирамида» (здание внешне напоминает форму пирамиды).

Наряду с этим  выделяются эргонимы с семантикой абстракции. Анализ названий торговых точек города Торжка показал, что номинативные единицы подобного типа занимают существенное место в эргонимическом поле. Это сочетания типа: «Мир кожи и меха», «Твой стиль», «Сезон красоты», «Райское небо», «Пивной мир», «Студия обоев», «Джинсовый рай» и т.п. Номинатор, выбрав для вывески такие названия, дает понять потенциальному клиенту, что выбор нужного товара не ограничен, огромен.

Эргонимы, построенные на ассоциативном соответствии наименования виду деятельности организации.  Например: магазины нижнего белья «Грация», «Стрекоза», обувной магазин «Каблучок», кафе «Бу’тик», магазин косметики «Сезон красоты», магазин продуктов «Домовой», магазин женской одежды «Шопоголик», магазин инструментов «Крепёж». Данные эргонимы строятся на метафоре – вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии[1].

Как показывает материал исследования, эргонимическое поле города Торжка насыщено лексемами, выполняющими главную функцию эргонима – рекламно-информативную.

Систематизация и анализ эргонимов города Торжка позволяют сделать ряд выводов:

1)    Эргонимы города Торжка в основном являются обоснованными, информируют потребителя о товаре и его качестве: «Цветы», «Студия обоев», «Детская обувь»;

2)     Эргонимы разнообразны по семантике: «Магнолия» (названия цветов), «Крокодил» (названия животных), «Евгения» (Женские имена), «Пирамида» (форма), «Сотовик» (указание на товар), «Марс» (Место нахождения) и др.

    Таким образом, эргоним является элементом городской лингвокультуры, частью языкового пространства города, где он коммуникативно реализуется. В настоящее время, когда существует жесткая конкуренция, номинаторам нужно серьёзно подходить к изобретению названия, так как от этого зависит успешность предприятия или компании.



[1] Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

 

Сведения об авторе

5-й курс. Тверской государственный университет, филологический ф-т.

 

 

Наши новости

55-я Научная студенческая конференция по топонимике

 

РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ТОПОНИМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

 

55-я НАУЧНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТОПОНИМИКЕ

 

г. Москва, 25 марта 2020 г. (в заочной форме)

 

Руководители:

Татьяна Петровна Соколова - к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Амалия Викторовна Акопджанова - учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса"

Вступительное слово

Андрей Васильевич Барандеев - к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

Дорогие дамы! Коллектив центра История фамилии от всей души поздравляет вас с Международным женским днём и желает всегда оставаться такими же красивыми и цветущими, вдохновляющими и сподвигающими нас на самые разнообразные подвиги, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма! 

 

 

Поздравляем с Новым 2020 годом!

Дорогие друзья! Всех посетителей нашего сайта, наших коллег и друзей поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым! Желаем вам счастья и благополучия, бодрости и здоровья, а также успехов во всех ваших начинаниях! С праздником!

Подробнее...

В. О. Максимов в программе "ОТРажение"

Интервью генерального директора ИИЦ "История фамилии" 26.11.2019 на канале ОТР. Тема: буква "Ё" и необычные названия населенных пунктов.

Подробнее...

Буква года 2019 - Ё!

Ещё одна область приняла решение привести написание названий расположенных на её территории географических объектов в соответствии с законом "О государственном языке РФ" и рекомендациями Министерства образования и науки РФ. Итак, к концу года в двух областях России - в Новгородской и Воронежской - началась активная работа по исправлению написания на дорожных знаках, сайтах органов власти, в служебных, уставных и других документах географических названий, в которых имеется буква «ё», а также дефис или прописные буквы.

Подробнее...

Новости ономастики

Кортеж и Стрелец: как отметили день ФСО в Калининграде

На Калининградском комбинате удалось добыть сразу два крупных янтарных самородка за смену

Подробнее...

Муза, Космос и Афина: как еще называли детей, родившихся этим летом

Самыми популярными именами по-прежнему остаются Александр и София.

Подробнее...

Аврора, Мелания, Ратибор, Оливия. Кого еще подарил Калуге август

Калужане в августе продолжали удивлять работников управления ЗАГС нестандартными именами, подобранными ими для новорожденных. В этом месяце на свет появились Мирон, Иоанн, Роберт, Ратибор, Демид, Яромир. 

Подробнее...

Страна, в которой у людей нет фамилий

Лишь у иммигрантов, которых в стране 10%, есть фамилии.

Подробнее...

Лев-Ричард и Милагрос: в ставропольском ЗАГСе раскрыли редкие имена младенцев

Cтавропольское управление ЗАГС раскрыло список самых необычных имен новорожденных и поделилось статистикой за 2020 год.

Подробнее...
История фамилии © 1996-2020.