Копылова Алёна Игоревна.
Товарные знаки кондитерской продукции (конфет).
В современном мире, когда рынок переполнен товарами и услугами, требуется регулирование сферы, связанной с наименованием продукции. Для того чтобы не возникло недоразумений, необходимо маркировать товары отличительными признаками. Одним из таких признаков является товарный знак. Согласно определению, данному в ст.1477 ГК РФ, товарный знак – это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.
Объектом нашего изучения являются товарные знаки кондитерской продукции (конфет), цель данного исследования — анализ товарных знаков кондитерской продукции, относящихся к 30 классу МКТУ, а именно конфет, выявление их лингвистических особенностей.[1]
Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объёмными, комбинированными и др. Они представляют собой оригинальные названия или слова, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.[2]
Т.А. Соболева и А. В. Суперанская считают: «Товарный знак – это особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и нести убытки за поставку некачественного товара».[3]
В ходе исследования были проанализированы 200 товарных знаков конфет, полученных методом сплошной выборки из прайс-листов интернет-магазинов, рекламных текстов, изучения ассортимента продуктовых магазинов.
Классифицировать товарные знаки конфет можно по различным основаниям:
по графемному оформлению: с использованием латинского алфавита 18 (Esfero, FerreroRoshen, Raffaello, Q, GrandToffy), с использованием русского алфавита 180 (Вкус тропиков, Мечта поэта, Трюфель), обозначения, содержащие цифры 2 (777, 10 gFineGold).
по структуре: однословные 105 (Маска, Merci, Toffifee, Комильфо), которые могут быть простыми (Мечта, Неженка, Халва, Грильяж) или сложными (Мишка-малышка, Шоко-лапки); двусловные 80 (Моя лапуля, Птица счастья) и многословные 14 (Кофе со сливками, Вкус скорого свидания).
Среди однословных преобладают названия-существительные:
1) имена существительные (Ласточка, Ромашки, Вдохновение) 88;
2) прилагательные (Бабаевские, Традиционные, Зачарованные) 3;
3) числительные («777», «10 gFineGold») 2.
По характеру производящей основы наименования могут быть образованы от апеллятивов и от онимов (имён собственных). Онимы, в свою очередь, включают антропонимы, топонимы, прецедентные имена.
Особенно широко в ТЗ конфет представлено лексико-семантическое поле « ПРИЯТНЫЙ, СЛАДКИЙ ВКУС» 72 (Вкусная слойка, Вкус скорого свидания, Вкус черносмородинки, Барбарис).
ВКУС,-а (-у); м.1.Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия — одно из пяти внешних чувств.[4]
Для данного вида продукции характерными являются обозначения, образованные от названий кондитерских изделий — десертов и напитков (Крем-брюле, Кос-халва, Крем-ликер, Каппучино, Эспрессо, Шоколадный крем, Птичье молоко, Тирамиссо).
Менее широко представлены лексико-семантическое поле «ЖИВОТНЫЕ» 22 (Левушка, Лебедушка, Коровка, Белочка, Мишка на Севере, Мишка косолапый), «РАСТЕНИЯ» (Барбарис, Дюшес, Васильки, Золотая лилия).
Частотны абстрактные, не имеющие отношения к конфетам, названия 49 (Фант, Три-Икс, Унисон, Курьез, Мюзикл, Маневр).
Среди товарных знаков, созданных на основе онимов, преобладают наименования от антропонимов (Roshen, Алёнка, А.Коркунов, FerreroRosher) или зоонимов (Корова Мушка), а также названия, созданные на основе топонимов (Кара-Кум, Солнечный Кызыл-Кум, Огни Москвы, Севастопольский вальс, Яшкинская картошка, Черноморочка).
В основе ряда названий конфет лежат прецедентные имена (Нильс, Царство Нептуна, Ассоль, Красная шапочка, Подмосковные вечера, Джульетта, Феникс, Лель, Обыкновенное чудо, Птица счастья).
Когда производитель кондитерской продукции имеет целью представление оригинального и самобытного товарного знака, то появляются креативные названия, например, конфеты серии «Ореховичи» и «Фруктовичи» кондитерской компании «Озёрский сувенир»[5] связаны с обыгрыванием русской модели антропонима, включающей отчество, разработаны Студией Артемия Лебедева[6] (Курага Петровна, Орех Сергеевич Грецкий, Груша Борисовна, Алыча Ибрагимовна).
Реже среди товарных знаков конфет встречаются неологизмы (Тортимилка, Зимолюбка, Добрянка, Сладушонина, ЛевЛандия), а также варваризмы (Махаббат, Sharlet, Луэро, Мон Ами).
Товарные знаки конфет часто становятся предметом судебных разбирательств, и в этих случаях необходима нейминговая экспертиза для установления фактических данных и обстоятельств создания и функционирования неймов, подлежащих доказыванию по конкретному делу[7].
Например, в сентябре 2011 года Роспатент отказал фабрике имени Крупской (входит в состав ОАО "Оркла Брэндс Россия") в регистрации товарного знака "Солнечный Кызыл-Кум", посчитав это название сходным до степени смешения с товарным знаком "Кара-Кум", принадлежащего кондитерской фабрике "Красный октябрь" (холдинг "Объединённые кондитеры"). Не согласившись с этим, фабрика обратилась в палату по патентным спорам Роспатента, которая в июне 2012 года оставила решение об отказе в силе. Тогда обжаловать решение Роспатента фабрика стала вАрбитражном суде г. Москвы(делоА40-126936/2012). Рассматривавший спор судья Андрей Чадовпривлек к нему "Красный октябрь" в качестве третьей стороны, посчитав, что судебный акт, которым закончится рассмотрение спора по существу, может повлиять на права и обязанности московской фабрики.
В своем решении А.С. Чадов встал на сторону фабрики имени Крупской и признал незаконным решение Роспатента об отказе в регистрации за ней товарного знака "Солнечный Кызыл-Кум". Судья сослался на содержание Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утверждённых приказом Роспатента от 31.12.2009, согласно которым в комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом является словесный, так как он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нём акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Анализируя словесный элемент в названиях двух сортов конфет, А.С. Чадов указал на разное количество букв и слов в "Кара-Кум" и "Солнечный Кызыл-Кум", влияющих на их фонетику, различное графическое исполнение этих названий, а также на их различное смысловое значение. Кроме того, добавил судья, наличие во втором обозначении элемента "Солнечный" придаёт сильное фонетическое различие с товарным знаком "Красного октября", что дополнительно усиливает отсутствие сходства товарных знаков.
Представленный в статье материал даёт возможность исследовать процессы номинации, что может быть полезным в разработке новых наименований конфет.
Список литературы:
1. Гражданский Кодекс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_33.html.
2. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Режим доступа: http://www1.fips.ru/MKTU10_PDF_2015/part1_mktu10_2015.pdf.
3. Соболева Т.А., Суперанская А.В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986. — 176 с.
4. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2013. – 98 с.
5. Соколова Т.П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 208 с.
[1] Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Режим доступа: http://www1.fips.ru/MKTU10_PDF_2015/part1_mktu10_2015.pdf
[2] Новичихина М.Е., Стернин И.А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2013. – С. 5.
[3] Соболева Т.А. Товарные знаки / Т.А. Соболева, А.В.Суперанская. – М.: Наука, 1986.– С. 15.
[4] Большой толковый словарь. Электронный ресурс: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=вкус (Дата обращения: 23.03.2016).
[5] Сайт компании «Озёрский сувенир» Электронный ресурс: http://www.sweets.ru (Дата обращения: 23.03.2016)
[6] Сайт компании «Студия Артемия Лебедева». Электронный ресурс: http://www.artlebedev.ru/studio (Дата обращения: 23.03.2016)
[7] Соколова Т.П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. – М.: Юрлитинформ, 2016. – С. 32.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Копылова Алёна Игоревна, студентка 5 курса Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина.
.Научный руководитель: к.ф.н., доц. Татьяна Петровна Соколова.