История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

По секрету

Имя АЛЕКСАНДР обычно переводят неправильно.

Наиболее часто встречается такой перевод этого имени: "Мужественный защитник".

Но это совсем не так. В переводе с древнегреческого языка имя Александр означает "Защитник мужчин"...

 

Станислава Блажевич

ПРИНЦИПЫ НОМИНАЦИИ СЕРБСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

 

Объектом анализа в данной статье являются наименования сербских ресторанов и кафе в разных городах России с точки зрения их номинативной ценностиипрагматической успешности. Основное внимание уделяется использованию сербских топонимов, заимствованных лексем, прецедентных имён, экзотизмов.

 Ключевые слова: номинация, ономастика, принципы номинации, национальный компонент, прецедентность

S. Blazhevich

PRINCIPLES OF NOMINATION OF SERBIAN COMMERCIAL OBJECTS

IN THE TERRITORY OF RUSSIA

The object of the analysis in this article is the names of Serbian restaurants and cafes in different cities of Russia in terms of their nominative value and pragmatic success. Attention is focused chiefly on those commercial names that update the national specifics of a commercial object. This can be achieved through the use of Serbian toponyms, borrowed lexemes, precedent names, exotism.

Keywords: nomination, onomastics, principles of nomination, national component, precedence

 

Введение

В последние годы в лингвистике всё больше внимания уделяется изучению процесса искусственной номинации, рассматриваемого как «преднамеренное словотворчество» (М.С. Голомидова), что обусловлено появлением новых единиц в сфере коммерческих номинаций.

Объектом исследования в данной статье являются названия коммерческих объектов — сербских кафе и ресторанов в городах России, а предметом изучения стали особенности языкового творчества в сфере городской номинации.

В качестве материала статьи послужили названия сербских коммерческих заведений (более 50 номинаций) в различных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сочи, Пермь, Краснодар), которые были выбраны в результате поиска по различным Интернет-сайтам (www.afisha.ru, www.restoran.ru, www.timeout.ru, www.hipdir.com, и т.д.).

Kоммерческая номинация представляет собой развивающуюся часть современного нейминга: она обусловлена активными языковыми процессами и прагматическими намерениями номинатора — создателя коммерческого имени [Замалетдинова 2016].

 

Принципы номинации коммерческих объектов

Об ономастическом пространстве современного города пишут М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова, Е.Н. Ремчукова, М.С. Голомидова, М.В. Горбаневский и многие другие.

В таблице представлены примеры наименований ресторанов в соответствии с наиболее продуктивными моделями номинации [Китайгородская, Розанова 2013: 446-454].

Принцип номинации

Коммерческое имя

Информативный

Serbish Meat&Fish, Сербская мясара, Сербская таверна, Серпска кафана, Балкан Гриль, RакиЯ Бар

Топографический

Marus

Ассоциативно-информативный

Сербия, Серб и Я, Београд, Югославия, Стара Юга, Монтенегро, Душа Сербии, Дунай, Сливовица, Балканский дворик, Югос

Ассоциативно-концептуальный

Все твои друзья, Маринад, Ботик Петра, Вкусновица, Аэродром, Золотая долина

Эстетический

Корона, Гранд, Орнамент, The Optimist, Che-Dor,

VintaЖ 77, Serbish Soulfood

Развлекательный

Джумбус, Боэми, Широкую на широкую

 

Рассмотрим последовательно каждый из выделенных типов номинации.

Информативный принцип номинации

Данный принцип образования коммерческих наименований обеспечивает информативную функцию: имя указывает на специализацию заведений, которые предлагают определённые блюда и напитки (Serbish Meat&Fish, RaкиЯ Бар) или же специализируются на кухне того или иного региона (Балкан Гриль, Плескавица: использован приём метонимического переноса названия широко распространённого на территории региона блюда).

Топографический принцип номинации

Коммерческие имена, образованные в соответствии с данным принципом, также выполняют информативную функцию: они прямо или косвенно указывают на месторасположение заведения: Marus — название ресторана, расположенного в Сочи, недалеко от моря (лат. mare, maris — море).

Ассоциативно-информативный принцип номинации

Такие названия характерны для заведений, которые специализируются на блюдах национальной кухни; в них используется лексика, имеющая национально-культурный компонент:

— топонимы (Сербия, Београд, Дунай, Войводина, Югославия, Балканский дворик);

— экзотизмы (Сливовица, Слава, RaкиЯ, Плескавица)

— прецедентные феномены (Никола Тесла);

— национальные имена или их модификации (Драго, Марков дворик).

Ассоциативно-концептуальный принцип номинации

Целью использования данного принципа номинации является создание ассоциаций, которые не только указывают на специализацию заведения, но и характеризуют его концепцию:

«Ресторан Ботик Петра — настоящий подарок для всех ценителей средиземноморской кухни (в Черногории часто встречаются названия, посвящённые святому Петру). МосковскийБотик Петра презентует свое меню как лучший ассортимент блюд прибрежных зон Средиземного и Адриатического морей... Жемчужина ресторана — традиционные сербские блюда. Современная сербская кухня сочетает влияние средиземноморья и тенденции Центральной Европы» [http://botikpetra.ru].

«Дом Пряностей Маринад: среди ароматов трав и специй, в уютных гостиных ресторана мы всегда рады накормить вас вкусными мясными шедеврами и домашними маринадами» [http://marinad-sochi.ru/].

Такие названия достаточно сложны, потому что они малоинформативны, а ряд  вызываемых ими ассоциаций не всегда понятен. В подобных случаях лучшему пониманию коммерческого компонента названия способствует описательное высказывание:

Золотая долина— «Гастрономический рай, выполненный в стиле сербской деревушки: дубовая выбеленная мебель, уютные зоны…» [http://goldvalley.ru/ ]

Эстетический принцип номинации

Данный принцип номинации отражает не только  информативную направленность названия, но и стремление сделать его привлекательным для будущих посетителей. Ради этого используется сочетание внешней благозвучности слова с его положительным значением; примеры таких наименований:

Корона, Гранд,Орнамент, The Optimist, Che-Dor, VintaЖ77,Serbish Soulfood

Развлекательный принцип номинации

Развлекательный принцип номинации позволяет коммерческому наименованию осуществлять функцию аттракции, которая сочетается с мнемонической функцией; это обеспечивает привлечение внимания и запоминание (особенно когда заведение  ориентировано на молодёжную аудиторию):

Джумбус (рус.бедлам’), Боэми (рус.‘богема’), Широкую на широкую.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что коммерческие названия следует рассматривать как в собственно языковом, так и в социолингвистическом аспекте. В сфере современной коммерческой номинации ярко выражена коммуникативная направленность: названия — это средство позиционирования заведения и способ воздействия на потенциального посетителя. Владельцы сербских коммерческих объектов при номинации используют разные принципы, из которых наиболее распространённым является, несомненно, информативный принцип, так как они в первую очередь заботятся о том, чтобы их заведения были соотнесены со страной, которую они представляют. Большинство из них знают, что русские люди с удовольствием посещают Сербию, и будут рады вспомнить местную вкусную еду, вернувшись в Россию. Поэтому владельцам сербских ресторанов и кафе в России важно, чтобы названия их заведений ассоциировались со страной, в которой россияне любят отдыхать и чувствуют себя комфортно.

 

Литература

1.Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01.  Екатеринбург, 1998.  215 с.

2.Замалетдинова Л.Р. Современные русские урбанонимы в аспекте креативной речевой деятельности: дис. ... кандидата филол. наук: 10.02.01. М.: РУДН, 2016.  204 с.

3.Китайгородская М.В. Активные социолингвистические процессы в сфере городских наименований: московские вывески  // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / Отв. ред. Л.П. Крысин.  М., 2003.  С. 127–148.

4.Китайгородская  М.В., Розанова Н.Н. Современная городская коммуникация: тенденции развития (на материале языка Москвы) // Русский язык конца ХХ века (1985–1999).  М., 2000.  С. 345–383.

5.Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковое существование современного горожанина: на материале языка Москвы.  М.: Языки славянских культур, 2010.  496 с.

6.Ремчукова Е.Н., Махиянова, Л.Р. Коммуникативные стратегии в сфере номинации урбанонимов (на примере названий ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга) // Речевая коммуникация в современной России: Материалы II Международной конференции (Омск, 27-30 июня 2011 г.) / под ред. О.С. Иссерс.  В 2-х т.  Т. 2.  Омск: Вариант-Омск, 2011.  С.43–50.

       7.Ремчукова Е.Н., Соколова Т.П., Махиянова Л.Р. Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы

        в лингвокреативном аспекте//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.

        Краснодар, 2015.  № 9.  С. 328–333.

 

Станислава Блажевич, Российский университет дружбы народов

 

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Опубликуйте, пожалуйста, список самых успешных фамилий для бизнесменов.

Хочу открыть своё дело.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

По секрету

Имя АЛЕКСАНДР обычно переводят неправильно.

Наиболее часто встречается такой перевод этого имени: "Мужественный защитник".

Но это совсем не так. В переводе с древнегреческого языка имя Александр означает "Защитник мужчин"...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Опубликуйте, пожалуйста, список самых успешных фамилий для бизнесменов.

Хочу открыть своё дело.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 59-й Научной студенческой конференции по топонимике

Конференция состоялась 26 марта 2024 г. смешанном (очном и дистанционном) формате. Ознакомиться с тезисами можно, пройдя по ссылкам, указанным в этом материале, или в отдельных материалах, опубликованных на нашем сайте в разделе ОНОМАСТИКА: в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ.  

Подробнее...

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.