ПОЭТИЧЕСКИЕ ТОПОНИМЫ В ЛИРИКЕ М. Н. МУРАВЬЕВА И Ф. Н. ГЛИНКИ
Поэтическая ономастика представляет собой особый раздел ономастики и позволяет исследовать имена собственные (далее ИС) через призму их художественного восприятия, сравнивать особенности функционирования реальных топонимов и антропонимов с особенностями использования поэтических имен, а также выявлять взаимосвязь между авторским выбором тех или иных литературных имен с культурно-историческим фоном и канонами, по которым произведение создано. Как ономастика изучает реальные антропонимы и топонимы, так и поэтическая ономастика изучает поэтические (литературные) ИС. Н.В. Подольская дала следующее определение поэтическому имени: «Поэтическое имя (собст.) – Имя в художественной литературе, имеющее в языке художественного произведения, кроме номинативной, характеризующую, стилистическую и идеологическую функции. Как правило, относится к категории вымышленных имен, но часто писателем используются реально существующие имена, или комбинации тех и других» [Подольская, с. 126]. В художественных текстах ИС являются и название произведения, и имена персонажей, и поэтические топонимы. ИС в художественном произведении функционируют не так, как реальные собственные имена: «… на употреблении имен лежит печать определенной эпохи, литературного направления, отражается влияние мировоззрения, классовой позиции писателя» [Михайлов, с. 66].
Материалом для исследования стали выбранные поэтические топонимы из собраний сочинений двух смоленских поэтов: «Стихотворения» М.Н. Муравьева и «Избранные произведения» Ф.Н. Глинки.
М.Н. Муравьев и Ф.Н. Глинка – поэты, родившиеся на одной территории – Смоленщине, но в разные эпохи. М.Н. Муравьев был видным деятелем второй половины XVIII века. Одной из главных его заслуг на государственной службе стало воспитание будущего императора Александра I, а на литературном поприще он был литературным предшественником Н.М. Карамзина и оказал влияние на раннее творчество А.С. Пушкина.
Ф.Н. Глинка застал практически весь XIX век и сначала отметился на военной службе, участвуя в войне 1805-1806 гг., потом в войне 1812 года и в заграничных походах. Был членом революционных организаций, за что подвергся суду и ссылке в Олонецкую губернию, под впечатлением от которой написал поэму (сам автор определил жанр как «описательное стихотворение») «Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой» и повесть в стихах «Дева карельских лесов». Последние годы жизни Ф.Н. Глинка провел на службе в Твери, занимаясь общественной деятельностью и благотворительностью. В своих стихотворениях поэты активно использовали поэтические топонимы, и их рассмотрение начнем с поэтических топонимов в лирике М.Н. Муравьева.
Несмотря на то, что поэтических антропонимов в текстах поэта XVIII сравнительно больше, чем поэтических топонимов, можно выделить основные черты функционирования поэтических топонимов в лирике М.Н. Муравьева: основой для поэтических топонимов стали реальные географические названия, которые можно разделить в зависимости от их принадлежности к отечественным территориям и иностранным, а некоторые ИС относятся к наследию античной культуры. Роль поэтических топонимов в стихотворениях поэта сводится к определению хронотопа, так как именно благодаря этим онимам можно определить образы места и времени лирического текста.
К поэтическим топонимам, создающим пространство древних времен в лирике Муравьева, относятся ИС, пришедшие из античности, например: Афинская страна, Фессалия, Фракия (хоронимы); Илион (др. Троя), Фивы (ойконимы); Пенеев быстрый ток, водой Кастальской (гидронимы).
Поэтические топонимы, создающие близкий к эпохе М.Н. Муравьева хронотоп, можно разделить на отечественные ИС и иностранные:
1) поэтические топонимы, основу которых составляют названия российских территорий: Вологда, Новгород, Петрополь, Тверь (ойконимы); волны Балтийские, Северная Двина, Истра, Каспий, Лухта, Непрядва, Мста, Селенга (гидронимы);
2) поэтические топонимы, основу которых составляют названия иностранных территорий: Албион, Галлия, Китай, Литва, Франция (хоронимы); Бендеры, Венеция, Воллин (Волыне), Канны, Мантуа, Рим (ойконимы); Осса (ороним); Кифера, Лемнос, Парос (инсулонимы); берега Авона, Аретуза, Евксин, Евфрат, Енипей, Ларга, Мелес, Средиземное море, Тьма (приток Волги), Чесменская бухта (гидронимы).
У Ф.Н. Глинки в стихотворениях все поэтические топонимы также можно разделить на: 1) поэтические топонимы, создающие пространство древних времен: Иония, Эллада (хоронимы); Байя, Вавилон, Мантинея (ойконимы); 2) поэтические топонимы, создающие близкий к эпохе Ф.Н. Глинки хронотоп в культурном и историческом планах:
– поэтические топонимы, основу которых составляют названия российских территорий (XIX век): Волынь, Карелия / Карела / Кареоландия, Олонецкая губерния, Смоленская губерния (хоронимы); Валдай, Вологда, Екатерингоф, Казань, Кемь, Киев, Кронштадт, Москва, Новгород, Олонец, Онега, Петербург / Северная Пальмира, Петергоф, Петрозаводск, Петрополь, Сестрорецк, Смоленск, Таганрог, Тверь, Шлиссельбург (ойконимы); гора Покровская, Токсова гора (оронимы); Беломорские воды / Белое море, Бельт, Буг, Ваг, Габ-озеро, Десна, Днепр, Левый брег Днепра, Днестр, Дон, Кивач, Колочь, Ладога, озеро Лекса, Лососинка, Машеозеро, Москва, Нара, Неглинка, Ока (гидронимы); Кижи (инсулоним); селения в Карелии Укша, Косалма, Конче; Бородинские холмы / Бородинские вершины; деревня в Смоленской губернии Кочерговка; села Толвуя и Никольское;
– поэтические топонимы, основу которых составляют названия иностранных территорий: Африка, Германия, Европа, Египет, Иемия, Израиль, Иран, Италия, Литва, Молдавия, Саволакская сторона, Саксония, Горная Шотландия (хоронимы); Верлиц, Вильна, Вифлеем, Дессау, Пальмира, Стамбул, Ширас (ойконимы); Альпы, Сион (оронимы); Висла, Луара, Неман, Рейн, Берег Секваны (Сены) (гидронимы); Индейские острова, Сюйсарские острова (инсулонимы); турецкая крепость Рущук.
Кроме того, была также выделена группа поэтических топонимов, которые встречаются в лирических текстах обоих поэтов: Авзоний / Авзония, Афины, Волга, Греция, Дунай, Кавказ, Кагул, Крым / Таврида, Нева, Нил, Париж, Польша, Россия, Русь, Спарта, Троя, Эгейское море. Выделение и рассмотрение ИС, встречающихся в лирических текстах обоих поэтов, позволяет проанализировать некоторые аспекты: во-первых, какие собственные имена были актуальны для их художественного осмысления поэтом XVIII века и потом XIX века, во-вторых, как именно реализовались эти имена собственные в литературном произведении, какие образы у авторов совпадали, а какие нет.
Общие литературные топонимы не имели такого большого потенциала для авторской интерпретации, как поэтические антропонимы и другие литературные ИС, но можно выделить тенденцию к устойчивости в стихотворениях и М.Н. Муравьева и Ф.Н. Глинки употребления гидронимов (особенно названий рек): Волга, Дунай, Кагул, Нева, Нил, Эгейское море, а также тяготение к античным названиям (Авзония, Афины, Спарта, Троя). Функция литературных топонимов у обоих поэтов ограничивалась преимущественно обозначением образа места, в котором происходят события или о котором рассуждает лирический субъект.
Таким образом, при сравнении ономастиконов поэтов можно заметить, что ИС, связанные с территорией и историей Смоленска встречаются только у Федора Глинки. Муравьев писал свои тексты преимущественно в эпоху классицизма, поэтому его поэтические топонимы и антропонимы связаны либо с античностью, обращение к которой было одним из канонов литературного направления, либо с территориями, вдохновляющими сторонников Просвещения. В начале XIX века, когда начал писать Глинка, с одной стороны, сменились литературные каноны, теперь авторы обратили внимание на историю собственной страны и на ее богатства, с другой, прошла Отечественная война 1812 года, в который Смоленск сыграл важную роль, что позволило посвятить ему ряд произведений и активнее использовать образы родных мест.
Список использованных источников
1. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе // Филологические науки. 1966. № 2. С. 54-66.
2. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 201 с.
Автор: Барабанова Екатерина Сергеевна, студентка 3 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет)
Научный руководитель: Картавенко Вера Сергеевна, доктор филологических наук, профессор