ТОПОНИМИКОН СЕЛЕНИЯ НИЖНЕЕ МУЛЕБКИ СЕРГОКАЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Работа посвящена исследованию топонимов (названий местностей) селения Нижнее Мулебки Сергокалинского района Республики Дагестан. Это мой родной аул, где я родилась, выросла и окончила школу. Впервые я начала интересоваться топонимикой в прошлом году, когда профессор Муса Расулович Багомедов поручил собрать топонимический материал села и подготовить реферат. Некоторые названия местностей я знала давно, так как они часто используются сельским жителями, а другие – большую часть – разузнать помогла моя бабушка Раджабова Хамис Нурбагамаевна. Ей сейчас 68 лет. Бабушка интересуется историей, фольклором, традициями жителей села. В детстве мне она рассказывала очень много интересных вещей. Были также и другие сельские жители, у которых я спрашивала, но они не всё знали, либо забыли многие названия. Как ни странно, во время поиска, знания о топонимиконе становятся всё обширнее и обширнее. Образование некоторых названий местностей зависят от расположения места.
О происхождении названия села Убях1 Мулебк1и «Нижнее Мулебки». Первая часть названия села не вызывает сомнений: слово убях1 в переводе с даргинского языка означает «нижний». По образованию второй части Мулебк1и «Мулебки» имеется несколько версий.
Первое: название Мулебк1и исходит от слова мулкъ, что на мулебкинском говоре даргинского языка означает мухълухъ «пиявка». Это от того, что в пруду, расположенном в центре села водятся пиявки.
Второе: учителю истории Запирову Шапи Гулмадовичу рассказал арабист Мусала Муртузали и показал ему записи, написанные арабским шрифтом на полях книги. Учитель говорил: «В 840 году в эту местность приехал купец из Дербента, вынужденный покинуть город из-за кровной мести. Он был достаточно богат. Построил на вершине холма Шигlяйла бахl «Вершина шиая» себе дом. Когда подросли дети, они тоже построили дома. Так было основано селение. Этого купца звали Мюльбек. Со временем село росло. По имени этого человека село стали называть Мюльбека. А в последующем Мулебки. Когда не стало хватать земли, сельчане освоили дальние поля, а скот с весны до снегов пасли на склонах гор и холмов, расположенных далеко от села. Так постепенно стали появляться махьурби «хутора».
Собранные нами названия местностей (их более 50) можно подразделить следующие группы: кварталы села, ущелья, леса, скалы, вершины, родники, поляны, кладбища и т.д.
Кварталы села «Къат1ани»: Хъарша «Верхняя часть села», Хьарша «Нижняя часть села», Шилиула «Низ села», Диркьа «Равнина», Шиг1яй «Бок села», Янц1ала «Теневая сторона».
Ущелья «Къадурби»: Гьангузела къади «Надгробных камней ущелье» (это название связано с тем, что из ущелья добывали надгробные камни). Гъямгъя къади «Сливовое ущелье». В этом ущелье много сливовых деревьев, поэтому и такое название. Духъна к1ана къади «Старого платка ущелье», Мургь къади «Глубокое ущелье», Бух1на къади «Внутреннее ущелье» и др
Леса «Вац1урби»: Къябала вац1а «Кабы лес». Есть очень удивительные леса, которые названы в честь девушки Бика. Их всего 9: Хула Бика «Большая Бика», Кьиц1а Бика «Маленькая Бика», Къушкиб Бика «Палатка сверху Бика», Шурайкиб Бика «Пруд сверху Бика», Г1иркъел Бика «Длинная Бика», Цзанзбар Бика «Колючая Бика», Г1ялибигла Бика «Алибига Бика», Шурикиб Бика «Скала сверху Бика». Эти места существуют до сих пор. Представители старшего поколения, кто хорошо разбирается, могут даже показать.
Скалы «Шурми»: Шяг1ба шурми «Шахбана скалы». На этих скалах мы совершаем какие-либо обряды во время засухи или дождя. Кьони шури «Сундук гора», Аждагьала шури «Дракона скала»
Вершины «Бах1ани»: Аждагьала шурла бах1 «Дракона скалы вершина», Хъит1ала хъу бах1 «Пеньковая пашневая вершина», Ц1илда бах1 «Могилы вершина», Чяка шурла бах1 «Птичья скалы вершина», Дях1ни кабиръул шурла бах1 «Ребята сидящая скальная вершина».
Родники «Г1инзурби»: Шилиубил г1иниз «Внизу села родник», Кьула г1иниз «Кула родник», Гьаршабил г1иниз «Нижней части села родник», Дарма г1иниз «Лечебный родник», Загьила г1иниз «Загира родник». Такое название дано в честь моего дедушки Магомедзагира, в селе его звали Загир. Он первым привёл воду в село в 1989 г. Вода была только на пастбищной стороне Угучагьа, где находился родник Чях1и г1иниз «Водопад родник». Это было место, куда вода выходила из-под земли. С виду это как бы маленький дом, но когда заходишь – посередине дорожка, а внутри два водоёма. И нужно нагнуться, чтобы набрать воду. Они достаточно глубокие и раньше всегда были полны водой. Есть даже такая легенда, что, когда путник хотел набрать воду, споткнулся и упал. Из-за того, что не смог выбраться, он утонул. Так вот, оттуда и набирали жители села воду, а в самом селе воды не было. Дедушка воду привёл, а другой житель села построил родник в 1999 г. На этом роднике до сих пор имеется запись.
Поляны «Диркьа»: Хъяразила, Бартузила, Байликила, Дух1надург1яла, Учугагьала (К сожалению, их этимология затемнена. Они дошли до нас так, как их употребляли наши предки).
Кладбища «Х1ябри». Кладбища – основные показатели того, что село образовалось более 2000 лет тому назад. В селе кладбищ очень много, на некоторых могилах даже не имеются записи. Г1иркъа х1ябри «Длинное кладбище», Дуркьа х1ябри «Старое кладбище», Г1ях1мала х1ябри «Ахмеда кладбище», Парила х1ябри «Пари кладбище», Султ1анзала х1яб «Могила Султанзы». Раньше, когда из села выезжали, из-за перемены климата моментально заболевали холерой. Однажды, когда девушка Султанза уехала работать у моря, заболела этой болезнью. Глава села запретил везти девушку в село, чтобы других не заразить. Когда девушка умерла, её мать пошла к главе, чтобы получить разрешение похоронить её в селе. Тот ответил: «Курзе что ли делаешь из неё, пропустив через мясорубку?». От услышанного мама остолбенела, и говорит ему вслед: «Чтоб ровно через неделю, твоё тело привезли в село без головы!» Спустя неделю, так и происходит. Из-за вражды человек из другого аула ударил по шее кинжалом, у него отлетела голова. Так без головы привезли его тело. Говорят, что это реальное событие.
Подготовив этот доклад, хотела показать то, что невозможное иногда возможно. То есть, если бы я сидела и думала, что ничего не знаю, что таких названий у нас нет, как я найду и т.д., то я бы в действительности ничего бы не нашла. А вот когда человек хочет, он может многое. Хочу призвать таких же как и я к тому, чтобы изучали свой язык и занимались изучением богатого ономастического фонда наших аулов. Если мы тоже не будем изучать язык, названия мест, историю их образования и т.д., поколения после нас не будет их знать вообще. В сёлах, практически не остаётся взрослое население, и если не интересоваться тем, что они знают, эту информацию они заберут с собой. Так и будет утерян, ценнейший материал сельских общин.
Автор: Мутазова Анжела Ахмедовна, студент 2 курса русско-дагестанского отделения филологического факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Научный руководитель: Муса Расулович Багомедов, д. филол. наук, профессор