История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

   

15 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения Мусы Джалиля

 

      «Казанские ведомости» публикуют материал о поэте-герое известного ученого, профессора, доктора филологических наук Фоата Галимуллина.

 

«Татары погибли, улыбаясь»

     У настоящих поэтов два дня рождения: когда родился на свет и день создания первого произведения. У редких людей и день смерти превращается в величайшую дату. Мусе Джалилю было суждено стать именно таким батыром XX века.

     115 лет назад в селе Мустафино в Оренбуржье родился мальчик, которому дали имя Муса - имя одного из пророков мировых религий, в том числе исламской. Как объясняет история религий, Муса - первый пророк, получивший непосредственно от Всевышнего священную книгу. Наш Муса в свои 13 лет написал первое произведение «Счастье», которое стало пророческим. В стихотворении есть такие строки:

Я бы счастьем считал эту гибель в бою,

Славу смерти геройской я в песне пою.

     Так и случилось - 25 августа 1944 года Муса Джалиль и его десять товарищей отдали жизнь за свободу Родины. За 10 месяцев до гибели поэт писал:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

     25 августа 1944 года в центре цивилизованной Европы за полчаса 11 татарских джигитов были казнены самым варварским способом - им отрубили головы. Свидетели их невиданного коллективного патриотизма и мужества сообщили мировому сообществу: «Татары погибли, улыбаясь». За этим мужеством просматривается пример казанского саида и мудариса Кул Шарифа, который вместе со своими шакирдами погиб, защищая Казань в 1552 году.

     Вот почему они нашли силы улыбаться перед этой нечистой силой. Однако было бы неправильно представить, что выведенные на казнь не могли оценить подлинную ситуацию в тот момент. Они же были обыкновенными людьми: сыновьями, мужьями, отцами. Накануне казни к ним в камеру пришел мулла с Кораном в руке. И каждый из них, прикоснувшись к священной книге, попрощался с жизнью. Мулла потом говорил: «Первым протянул Коран Абдулле Алишу. Он не спеша встал с места, положил руку на Коран и… прослезился…». Это было естественным состоянием Абдуллы Алиша, одного из талантливых писателей татарского народа 20 - 30-х годов, у которого в Татарии оставались мать, любимая жена и два сына. То, что на глазах своих товарищей он допустил вот такую слабость, вполне объяснимо: перед своими можно и расчувствоваться.

Поэт Ильдар Юзеев в 80-х годах об этом так и писал:

Ушли они, улыбаясь перед чужими,

Но поплакавшись перед Кораном.

 

Истоки непокорности героев

     Наш народ свято чтит память своих богатырей. Джалиль среди них самый старший, ему 38 лет. Самому младшему - Гайнану Курмашу - всего-навсего 25 лет. Вот такие молодые силы объединились вокруг идеи быть в любых условиях верным стране, народу, самому себе. Их вырастила и татарская, и башкирская, и мордовская, и узбекская, и казахская земля. Несмотря на то что они родились и выросли в разных регионах, но воспитывались на ценностях родного народа, при этом в то же время принадлежали всему человечеству.

     О мужестве Мусы Джалиля и его соратников по борьбе написано много разными авторами. По поводу драматической поэмы «Последнее испытание» Ильдара Юзеева, например, народный поэт Татарстана Сибгат Хаким писал: «Обращайте внимание на название произведения. Поэт-узник переживает духовное испытание - самое последнее и тяжелое в своей жизни. Тиран хочет победить его духовно, применяя такие способы истязания, которые, быть может, отсутствуют даже в аду. Затем, как последняя инстанция, прибегает к помощи Мефистофеля. Однако Мефистофель, который даже победил Фауста, не в силах перебороть гордого поэта. Где секрет, основа такой духовной недоступности? И.Юзеев ведет раздумья именно в этом направлении. Он ищет истоки такой духовной непокорности прежде всего в духовном мире родного народа. М.Джалиль брал свою силу у народа, у его легендарных сыновей. Именно в такой взаимосвязанной внутренней логике лежит ответ на этот философичный вопрос. Это очень ценное открытие нашей современной поэзии».

     Да, невозможно рассматривать личность и творчество Мусы Джалиля в отрыве от дел его соратников, также нельзя его понять до конца вне контекста прошлого и настоящего своего народа.

Памятник Мусе Джалилю в Москве, 2012 г.

 

«За жизнь, что вечно сердцу дорога»

     Муса из самой простой сельской семьи, которая обеспечивала себя каждодневным крестьянским трудом. Получив первые уроки в сельской школе, учится в медресе «Хусаиния», что в Оренбурге, ибо с 1913 года семья переезжает именно в этот город. Увлекается чтением, особо выделяя при этом для себя творчество Тукая, восточную поэзию. В его юношеской жизни самым критическим был 1918 год, когда без малейших средств к существованию он остался один на один в большом городе, где руку помощи протягивают ему отдельные творческие личности. Учеба в Татарском институте народного образования для него стала хорошей школой. Весной 1918 года при газете «Яңа вакыт» («Новое время») Фатих Карими организует литературный кружок, в сферу влияния попал и молодой Муса. Шариф Камал - классик татарской литературы, заметивший его творческие возможности, дает ему рекомендацию для поступления на казанский рабочий факультет. Таким образом жизнь Мусы с 1922 по 1925 год связывается с Казанью. «Рабфаковские годы имели огромное значение для творческого возмужания поэта», - пишет Рафаэль Мустафин, основной исследователь героического пути Мусы Джалиля.

     Когда в 1935 году Джалиль возглавил литературный отдел Татарской оперной студии при Московской консерватории, перед ним встала задача обеспечения репертуаром будущего национального оперного театра. Естественно, начали работу с перевода на татарский язык известных либретто западноевропейских и русских опер. В то же время необходимо было создавать и оригинальные произведения. Для этого Муса Джалиль организовал работу татарских поэтов, живших в то время в Москве: Ахмета Файзи, Ахмета Ерикея, Шайхи Маннура, Махмуда Максуда, Ахмета Исхака. Сам взялся за создание либретто «Алтынчеч» («Золотоволосая»). Поэт в этом случае обратился к сюжетам старинных легенд.

     Премьера «Алтынчеч» - произведения Назиба Жиганова и Мусы Джалиля - состоялась в Казани в 1941 году. Ария Тугзак в исполнении Марьям Рахманкуловой прозвучала как своевременный призыв: Родина-мать поднимает на борьбу с фашистскими захватчиками.

     Сам Джалиль твердо и безоговорочно определил свое место во время войны: «Мое место - среди бойцов, моя задача - быть на фронте и бить фашистов».

Я в смертный бой иду с винтовкой новой

За жизнь, что вечно сердцу дорога.

Нас ненависть зовет, и мы готовы

Взойти к победе по костям врага, - писал Муса Джалиль в марте 1942 года на Волховском фронте («Сон»).

 

Памятник Мусе Джалилю в Казани, 1966 г.

 

Сильнее смерти

     «Как было оценено временем, »Моабитские тетради« - вершина его творчества. Все те поэтические достижения, к которым он пришел в предвоенные годы, получили здесь богатое и многогранное развитие, приобрели новое качество. Суровые испытания подняли его поэтический мир на новую высоту, сделав моабитский цикл лирическим документом эпохи, заметной вехой на пути развития всей нашей поэзии», - писал исследователь творчества Джалиля Вячеслав Воздвиженский.

     Первым рассказал о поэтическом и гражданском подвиге Мусы Джалиля видный татарский писатель, лауреат Государственной премии СССР, председатель Союза писателей Татарстана Гумар Баширов. 6 июня 1953 года газета «Правда» опубликовала его статью «Сильнее смерти». Так коротко и метко был назван смысл борьбы и творчества Джалиля в условиях фашистской неволи. «В последние дни жизни Муса пишет самые глубокие по мысли и изумительные по изяществу произведения. Удивительно, достойно пристального изучения и размышления то, что перед казнью, в камере смертника, поэт начинает шутить и острить даже больше, чем в прежние времена. Какой силой воли, каким мужеством и непоколебимой верой в свою правоту надо было обладать, чтобы мрачные камеры каземата осветить жизнерадостной, человеколюбивой улыбкой! Такую силу духа дала ему любовь к Родине. Он жил великой гордостью за свою верность народу. До самого последнего своего часа, до последних строк своих стихов поэт жил светлой думой о Родине, о ее людях», - писал Гумар Баширов. Более точно и емко не скажешь.

 

Автор: Фоат ГАЛИМУЛЛИН, профессор КФУ

Источник: Казанские ведомости

 

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

2023! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! От всей души поздравляем вас с Новым годом и Рождеством Христовым! Российским воинам желаем успешного завершения спецоперации; многострадальной Украине - избавления от безумного режима и прекращения новой Руины; мирным жителям - безопасности и скорейшего наступления мира; всем тем, кто разделяет эти пожелания, - добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в самой ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней! С праздником!

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.