История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

   

15 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения Мусы Джалиля

 

      «Казанские ведомости» публикуют материал о поэте-герое известного ученого, профессора, доктора филологических наук Фоата Галимуллина.

 

«Татары погибли, улыбаясь»

     У настоящих поэтов два дня рождения: когда родился на свет и день создания первого произведения. У редких людей и день смерти превращается в величайшую дату. Мусе Джалилю было суждено стать именно таким батыром XX века.

     115 лет назад в селе Мустафино в Оренбуржье родился мальчик, которому дали имя Муса - имя одного из пророков мировых религий, в том числе исламской. Как объясняет история религий, Муса - первый пророк, получивший непосредственно от Всевышнего священную книгу. Наш Муса в свои 13 лет написал первое произведение «Счастье», которое стало пророческим. В стихотворении есть такие строки:

Я бы счастьем считал эту гибель в бою,

Славу смерти геройской я в песне пою.

     Так и случилось - 25 августа 1944 года Муса Джалиль и его десять товарищей отдали жизнь за свободу Родины. За 10 месяцев до гибели поэт писал:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

     25 августа 1944 года в центре цивилизованной Европы за полчаса 11 татарских джигитов были казнены самым варварским способом - им отрубили головы. Свидетели их невиданного коллективного патриотизма и мужества сообщили мировому сообществу: «Татары погибли, улыбаясь». За этим мужеством просматривается пример казанского саида и мудариса Кул Шарифа, который вместе со своими шакирдами погиб, защищая Казань в 1552 году.

     Вот почему они нашли силы улыбаться перед этой нечистой силой. Однако было бы неправильно представить, что выведенные на казнь не могли оценить подлинную ситуацию в тот момент. Они же были обыкновенными людьми: сыновьями, мужьями, отцами. Накануне казни к ним в камеру пришел мулла с Кораном в руке. И каждый из них, прикоснувшись к священной книге, попрощался с жизнью. Мулла потом говорил: «Первым протянул Коран Абдулле Алишу. Он не спеша встал с места, положил руку на Коран и… прослезился…». Это было естественным состоянием Абдуллы Алиша, одного из талантливых писателей татарского народа 20 - 30-х годов, у которого в Татарии оставались мать, любимая жена и два сына. То, что на глазах своих товарищей он допустил вот такую слабость, вполне объяснимо: перед своими можно и расчувствоваться.

Поэт Ильдар Юзеев в 80-х годах об этом так и писал:

Ушли они, улыбаясь перед чужими,

Но поплакавшись перед Кораном.

 

Истоки непокорности героев

     Наш народ свято чтит память своих богатырей. Джалиль среди них самый старший, ему 38 лет. Самому младшему - Гайнану Курмашу - всего-навсего 25 лет. Вот такие молодые силы объединились вокруг идеи быть в любых условиях верным стране, народу, самому себе. Их вырастила и татарская, и башкирская, и мордовская, и узбекская, и казахская земля. Несмотря на то что они родились и выросли в разных регионах, но воспитывались на ценностях родного народа, при этом в то же время принадлежали всему человечеству.

     О мужестве Мусы Джалиля и его соратников по борьбе написано много разными авторами. По поводу драматической поэмы «Последнее испытание» Ильдара Юзеева, например, народный поэт Татарстана Сибгат Хаким писал: «Обращайте внимание на название произведения. Поэт-узник переживает духовное испытание - самое последнее и тяжелое в своей жизни. Тиран хочет победить его духовно, применяя такие способы истязания, которые, быть может, отсутствуют даже в аду. Затем, как последняя инстанция, прибегает к помощи Мефистофеля. Однако Мефистофель, который даже победил Фауста, не в силах перебороть гордого поэта. Где секрет, основа такой духовной недоступности? И.Юзеев ведет раздумья именно в этом направлении. Он ищет истоки такой духовной непокорности прежде всего в духовном мире родного народа. М.Джалиль брал свою силу у народа, у его легендарных сыновей. Именно в такой взаимосвязанной внутренней логике лежит ответ на этот философичный вопрос. Это очень ценное открытие нашей современной поэзии».

     Да, невозможно рассматривать личность и творчество Мусы Джалиля в отрыве от дел его соратников, также нельзя его понять до конца вне контекста прошлого и настоящего своего народа.

Памятник Мусе Джалилю в Москве, 2012 г.

 

«За жизнь, что вечно сердцу дорога»

     Муса из самой простой сельской семьи, которая обеспечивала себя каждодневным крестьянским трудом. Получив первые уроки в сельской школе, учится в медресе «Хусаиния», что в Оренбурге, ибо с 1913 года семья переезжает именно в этот город. Увлекается чтением, особо выделяя при этом для себя творчество Тукая, восточную поэзию. В его юношеской жизни самым критическим был 1918 год, когда без малейших средств к существованию он остался один на один в большом городе, где руку помощи протягивают ему отдельные творческие личности. Учеба в Татарском институте народного образования для него стала хорошей школой. Весной 1918 года при газете «Яңа вакыт» («Новое время») Фатих Карими организует литературный кружок, в сферу влияния попал и молодой Муса. Шариф Камал - классик татарской литературы, заметивший его творческие возможности, дает ему рекомендацию для поступления на казанский рабочий факультет. Таким образом жизнь Мусы с 1922 по 1925 год связывается с Казанью. «Рабфаковские годы имели огромное значение для творческого возмужания поэта», - пишет Рафаэль Мустафин, основной исследователь героического пути Мусы Джалиля.

     Когда в 1935 году Джалиль возглавил литературный отдел Татарской оперной студии при Московской консерватории, перед ним встала задача обеспечения репертуаром будущего национального оперного театра. Естественно, начали работу с перевода на татарский язык известных либретто западноевропейских и русских опер. В то же время необходимо было создавать и оригинальные произведения. Для этого Муса Джалиль организовал работу татарских поэтов, живших в то время в Москве: Ахмета Файзи, Ахмета Ерикея, Шайхи Маннура, Махмуда Максуда, Ахмета Исхака. Сам взялся за создание либретто «Алтынчеч» («Золотоволосая»). Поэт в этом случае обратился к сюжетам старинных легенд.

     Премьера «Алтынчеч» - произведения Назиба Жиганова и Мусы Джалиля - состоялась в Казани в 1941 году. Ария Тугзак в исполнении Марьям Рахманкуловой прозвучала как своевременный призыв: Родина-мать поднимает на борьбу с фашистскими захватчиками.

     Сам Джалиль твердо и безоговорочно определил свое место во время войны: «Мое место - среди бойцов, моя задача - быть на фронте и бить фашистов».

Я в смертный бой иду с винтовкой новой

За жизнь, что вечно сердцу дорога.

Нас ненависть зовет, и мы готовы

Взойти к победе по костям врага, - писал Муса Джалиль в марте 1942 года на Волховском фронте («Сон»).

 

Памятник Мусе Джалилю в Казани, 1966 г.

 

Сильнее смерти

     «Как было оценено временем, »Моабитские тетради« - вершина его творчества. Все те поэтические достижения, к которым он пришел в предвоенные годы, получили здесь богатое и многогранное развитие, приобрели новое качество. Суровые испытания подняли его поэтический мир на новую высоту, сделав моабитский цикл лирическим документом эпохи, заметной вехой на пути развития всей нашей поэзии», - писал исследователь творчества Джалиля Вячеслав Воздвиженский.

     Первым рассказал о поэтическом и гражданском подвиге Мусы Джалиля видный татарский писатель, лауреат Государственной премии СССР, председатель Союза писателей Татарстана Гумар Баширов. 6 июня 1953 года газета «Правда» опубликовала его статью «Сильнее смерти». Так коротко и метко был назван смысл борьбы и творчества Джалиля в условиях фашистской неволи. «В последние дни жизни Муса пишет самые глубокие по мысли и изумительные по изяществу произведения. Удивительно, достойно пристального изучения и размышления то, что перед казнью, в камере смертника, поэт начинает шутить и острить даже больше, чем в прежние времена. Какой силой воли, каким мужеством и непоколебимой верой в свою правоту надо было обладать, чтобы мрачные камеры каземата осветить жизнерадостной, человеколюбивой улыбкой! Такую силу духа дала ему любовь к Родине. Он жил великой гордостью за свою верность народу. До самого последнего своего часа, до последних строк своих стихов поэт жил светлой думой о Родине, о ее людях», - писал Гумар Баширов. Более точно и емко не скажешь.

 

Автор: Фоат ГАЛИМУЛЛИН, профессор КФУ

Источник: Казанские ведомости

 

Наши новости

Кто, где, когда: тамбовцы или тамбовчане?

    Названия жителей разных мест и селений складывались столетиями и неоднократно изменялись. Многие из таких прозвищ сохранились в основах современных фамилий, но некоторые из привычных нам сегодня прозваний в фамилиях вы не обнаружите. Таково, например, прозвище «тамбовчанин»: Тамбовцевых в России многие тысячи, а Тамбовчаниновых просто нет (если всё же есть и такие - откликнитесь). О его необычной истории и пойдёт речь.

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра накануне Дня Защитника

Дорогие друзья! Ввиду большой загруженности, возникшей из-за подготовки ко Дню Защитника, наш центр будет работать и воскресенье 21 февраля. Но - обращаем ваше внимание -23-го февраля мы не работаем. Если вы не успеваете забрать сделанный заказ до 18.00 22 февраля, пожалуйста, сообщите об этом накануне. В таком случае в понедельник 22-го наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

В Томской области открылся первый в стране Клуб реальной географии

     В рамках этого проекта предполагается создание в сельских школах клубов эколого-географической направленности для привлечения интереса школьников к родному краю, улучшения их познаний в географии и экологии.

     Важной частью тематики клуба должна стать и региональная ономастика. Изучение топонимов родного края, фамилий и имён его жителей, несомненно, привлечёт к деятельности клуба не только школьников, но и взрослых энтузиастов, которые помогут решить проблему сбора информации и сами станут ценными информантами. Кстати, лучшие пять клубов реальной географии получат по 30 тысяч рублей от РГО на развитие.

Подробнее...

Рейтинги имён: польский опыт

     Читая рейтинги самых популярных и самых редких имён, которыми российские родители наградили в минувшем году своих детей, регулярно задумываешься: только ли в России эта проблема волнует такое количество журналистов, блогеров и тех, кто сами себя таковыми считают. Оказывается, не только у нас.
     Возьмём, например, Польшу. Там тоже публикуют такие рейтинги. Кстати, похоже, что польские родители несколько меньше российских соревнуются в том, кто даст своему дитяти самое смешное имя, хотя тоже оригинальничают. Но к самым безумным оригиналам в Польше относятся без особого почтения.

Подробнее...

Новости словесности

Погружение продолжается: улицы Бандеры и Мазепы теперь есть и в Черкассах

     Городской совет Черкасс присвоил одной из улиц имя Степана Бандеры и переименовал ещё несколько улиц и переулков в деятелей типа Мазепы и его подражателей на других фронтах - литературном, религиозном и др. Против переименования не выступил ни один из членов совета, а члены местной топонимической комиссии заявили, что улицам были возвращены «исторические названия». Разумеется, ни одна из них никогда таких имён не носила.

Подробнее...

В Белорусском государственном университете проходит литературный квест для популяризации чтения

     Участниками интеллектуальной игры могут стать все желающие студенты, магистранты и аспиранты БГУ. Им нужно будет по символическим предметам узнать название произведений и их авторов.  По-доброму завидуем: хорошо было бы позволить поучаствовать в этом квесте в режиме онлайн и жителям  других регионов. Наверняка, многие захотели бы проверить себя не ради баллов, а из культурно-спортивного интереса.

Подробнее...

В Ивановской области насчитали более 14 тысяч именных «защитников»

     В продолжение темы Дня защитника Отчества: к 23-му февраля в Ивановской области было проведено необычное антропонимическое исследование. В региональном управлении Пенсионного фонда подсчитали обладателей всех имен со значением «защитник» и «защитница». Вы думаете, речь идёт только об Александрах и - даже тут возникают сложности - Александрах? А вот и нет.

Подробнее...

Когда Красная Армия стала Советской

     Любой, кому доводилось писать о российской армии времён Великой Отечественной войны, сталкивался с проблемой её названия. Разные авторы послевоенной эпохи, рассказывая о военных и послевоенных годах, начинают употреблять название Советская Армия по-разному: кто-то с 1946 г., а кто-то с середины войны. Это не существенно, если статья пишется в вольном стиле. Но если требуется фактология, то возникает проблема.

Подробнее...
История фамилии © 1996-2021.