История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

     В сравнении с Римом или Киевом Саранск очень молодой город. Да и на фоне многих других европейских городов Саранск - по возрасту - малый ребёнок. Но разве в возрасте дело? Вот уже и чемпионаты мира по футболу принимать начал: любой болельщик вам подтвердит, что для величия города достаточно одного этого факта. А если добавить сюда славную боевую историю города Саранска? Судите сами.

 

     «Где казак, там и слава!»: «Известия Мордовии» продолжают проект в честь 380-летия Саранска

     «Известия Мордовии» продолжают свой новый проект «Город-крепость», посвященный 380-летию Саранска. Вместе с экспертами Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина и специалистами из Клуба исторической реконструкции «Владычный полк» мы рассказываем о наших предках, которые строили, защищали и украшали Саранск прошлых веков. В прошлый раз мы познакомились со стрельцами – воинами и тружениками. А сегодня узнаем об их товарищах по ратным трудам и торговым посадским делам – о казаках XVII столетия.

     Счастье казачье

     «Откуда взялись казаки у нас, в Саранске? Мордовия – это вам не Кубань и не Дон, – частенько говорят горожане, глядя на бородатых мужчин в папахах и военной форме, встречая их на патриотических и спортивных мероприятиях, или в Кафедральном соборе. – Разве есть у нас казачьи традиции?» Отвечаем по всей правде: традиции есть! И 380 лет тому назад первые казаки прибыли в Саранск – по царскому указу!

     — Разумеется, казаки жили не только на Дону, — рассказывает заместитель директора по научной работе Республиканского краеведческого музея Дмитрий Фролов. – Существует же сейчас Сибирское казачье войско. Свои казаки были у поляков и территориях, которые потом стали Украиной. У слова «казак» нет национальной окраски. В XVII веке, в Российском государстве, казаки были особым сословием служилых людей, которые селились при приграничных крепостях. Как стрельцы, от царя они получали землю и жалованье – при условии несения сторожевой службы. Только стрельцы были пехотой, а казаки – конницей, хотя могли воевать и в пешем строю.

     После строительства Саранской крепости первыми переведенными в неё на «вечное житье» людьми стали 63 казака из разных городов. Многие были из соседних крепостей: 10 казаков из Темникова, 5 из Ядрина, 3 из Курмыша, 2 из Арзамаса, по одному из Алатыря, Лыскова и Касимова. Некоторых перевели издалека: по одному казаку – из Владимира, Юрьевца, Казани и Перми. Уже к весне 1642 года основой гарнизона Саранска были 200 казаков. Каждый получил земельный надел: пашню и сенные покосы. Причем под покос казаку земли отводилось больше, чем стрельцу: коня-то кормить надо! Кстати, сразу после основания Саранска лучшие пойменные земли у реки Инзеры (современный Инсар) отдали именно казакам. Как говорится, «Бог не без милости, казак не без счастья».

      С плугом и саблей

     — Статус у казаков был почетный: государевы служилые люди! — продолжает Дмитрий Фролов. – В обществе того времени казаки, как стрельцы и пушкари, были «прослойкой» между дворянами и посадскими людьми и крестьянами. Царь освободил казаков от уплаты некоторых податей. Как и стрельцу, рядовому казаку за год жаловали от 3 до 5 рублей и определенный объем «хлеба» — ржи и овса. Торговые и судебные привилегии у казаков были такие же, как у стрельцов. В свободное от службы время они могли заниматься ремеслом. В списках саранских служилых XVII века я нашел упоминания казака «портного мастера» и казака-рыбака. И, конечно, всех кормила пашня, отсюда старинная пословица: «У казака две опоры – плуг и сабля».

     Наши читатели уже знают, что за одно стрелецкое жалованье часто вызывалось нести службу и два, и три человека. Та же история была у казаков. «Дольщиков» называли «половинщики» и «третчики». Иногда между ними велись судебные тяжбы.

     Где тревога, туда и дорога!

     О непростой доле служилых людей в народе говорили: «Где тревога, туда казаку и дорога», «Кто пули боится, тот в казаки не годится». Ведь казаки постоянно несли сторожевую службу на Саранско-Атемарской засечной черте – «с великим бережением» стерегли границу от кочевников. От засеки, то есть линии валов с частоколом и башнями, на 4-5 дневных переходов в степь выдвигались казачьи патрули и заставы. В Диком поле они тянулись цепочкой. Казаков в дозорах называли «станичники». По очереди они несли службу по 2 недели.

     — Увы, кочевники умели обходить заставы-«станицы», — говорит Дмитрий Фролов. – В 1646 году, сразу после Пасхи Христовой, отряды ногайцев подошли к Атемарской засеке, ограбили и сожгли много сел вокруг Шишкеевского острога, взяли людей в «полон». Атемарский воевода послал отражать набег 200 конников – алатырских мурз (татарских дворян) и казаков. Но разведка сработала плохо: считалось, что алатырцы идут на небольшой отряд, а ногайцев оказалось 2 тысячи. «Наших» разбили. Сбежав из плена, кружным путем домой вернулся всего один казак – Василий Данилов.

    История сохранила фамилии некоторых саранских казаков. Как писал краевед И.Д. Воронин, и теперь в Саранске проживают их потомки: Свитины, Плодухины, Холоповы, Трубчиковы, Воронины, Новокрещеновы, Комаровы, Лукины, Пусковы, Лаптевы, Зотовы, Щетинины, Нищевы, Спиридоновы, Переплетчиковы, Калашниковы, Калмыковы.

      Нельзя бежать и воровать!

      Сколько же всего было в нашем городе казаков? Как подсчитал Дмитрий Фролов, в 1661-63 гг. в Саранске русских казаков насчитывалось 211, казаков из мордвы и татар – 270. В соседнем Инзерском остроге (на месте современного Посопа – «ИМ») русских служилых было 87, казаков татар и мордвы – 57. Известно, что в Инзерском остроге казачью службу несла мордва из деревни Малая Елховка. Всего же в Саранске в 1661 году «служилых людей по прибору» — стрельцов, казаков и пушкарей — было 1299 человек, в Атемаре – 691, в Инзерском остроге – 688, в Шишкеевском остроге – 469.

     Тяжелая служба давалась не всем. Сохранилась челобитная двух казаков Инсарского уезда царю Федору Алексеевичу (старшему сводному брату Петра I – «ИМ»): они жаловались, что им «казачья служба не в мочь и не за обычай, ружьем владеть не умеют, от службы оскудали и разорились». Эти люди просились обратно в посадское «тягло». Бывало, что казаки, сопровождавшие казенные грузы между городами, бежали: однажды по дороге из Москвы в Полоцк дали тягу сразу 340 из 800 «новоприборных солдат», набранных на мордовских землях.

     Поэтому не хватало служилых! И в них охотно набирали казачьих братьев, сыновей, племянников, вольных и «гулящих» людей. Как хороших всадников, верстали в казаки татар. Брали и мордву – крестьян и бортников. Правительство даже закрывало глаза на свои собственные запреты. В стрельцы беглых крестьян и холопов не принимали, а в казаки – пожалуйста, только нужно было выдать компенсацию помещикам: 20 рублей за семейного человека, 10 — за холостого. И у каждого нового казака было несколько поручителей, обещавших, что новый воин не сбежит «в Крым, в Литву, в Нагаи и в иные орды», не станет «никаким воровством воровать», с татями и разбойниками дел не будет иметь, и награбленное лихими людьми добро на продажу не возьмет!

 

     Казачьи святыни

     Мысленно мы можем пройтись по саранской Казачьей слободе. Она начиналась сразу за крепостью и тянулась от церкви Рождества Христова (на ее месте сейчас стоит гостиница «Мордовия», проспект Ленина, д. 2) до Троицкой церкви (ул. Володарского, 55). Еще одной святыней казаков был Богородицко-Казанский мужской монастырь: сейчас на его месте — дом №17 по улице Коммунистической. Это средняя из трех новых высоток у Интернет-Дома. Одна из центральных улиц слободы совпадала с современной улицей Володарского.

     — Южной границей Казачьей слободы была улица Советская, — рассказывает Дмитрий Фролов. — Западной — улица Льва Толстого (до перекрестка с улицей Коммунистической), дальше граница слободы загибалась дугой к современному Дому Союзов. Улица Богдана Хмельницкого была северной границей слободы, а восточной – улица Рабочая. У слободы была своя система укреплений.

      «Казачий» Троицкий храм был сначала построен из дерева. В 1690 году, уже при молодом царе Петре, казаки «Васька Михайлов и Ивашка Кузьмин со товарищи» получили благословение на это доброе дело от митрополита Казанского Андриана. В камне Троицкая церковь возведена в 1771 году купцом Алексеем Васильевичем Ашмариным.

     Куда же исчезли казаки из Саранска? Отбыли к новым границам: вконце XVII века Саранско-Атемарская засечная черта утратила прежнее значение, и часть служилых людей стали переводить на другие оборонительные рубежи. Оставшиеся казаки постепенно перешли в сословие посадских людей.

     Как снаряжались казаки?

     Реконструкторы Клуба «Владычный полк», с любовью к истории и с научной тщательностью восстанавливают наряды наших предков. Основатель клуба Игорь Лошкарев помог мне почувствовать себя казаком из былого Саранска. Одежда казачья похожа на стрелецкую: такие же широкие штаны без карманов, нижняя свободная рубаха изо льна. На ноги – льняные онучи и кожаные сапоги. Ох, и удобные, будто специально для меня шили! В XVII веке сапоги были дорогими: работать по хозяйству казаки могли в поршнях. Но в седло – только в сапогах!

     Одеваюсь дальше. Верхняя рубаха – нарядная, из алой хлопчатобумажной материи, «кумача». Такую ткань могли пожаловать за участие в походе. Для чего две рубахи? Климат 380 лет назад был прохладнее, чем сейчас. Подпоясываюсь пояском с кистями: без него ходить было неприлично, как и без шапки. Головной убор похож на стрелецкий: колпак с верхом из синего сукна, околыш из овчины. Теплый кафтан из темно-синей шерстяной ткани украшен плетеными шнурами. Весь комплект одежды – нарядный, наши предки любили яркие краски, стремились выглядеть опрятно и красиво.

     Теперь снаряжение и оружие. На кожаном ремешке – хозяйственный нож и сумочка (вместо карманов!). Затем Игорь Лошкарев помогает мне накрутить вокруг талии длинный плетеный кушак. И еще один яркий пояс у меня – из витых плетеных шнуров, к которым крепятся ножны тяжелой сабли. Ах, сабля-красавица, казачья невеста! Венгеро-польского типа, гусарская. Саранский казак мог добыть её как трофей, на Польской войне. Весит сабелька прилично – около килограмма. У нас махать такой нет привычки (и слава Богу, что нет надобности!), а казаки тренировались всю жизнь и были лихими рубаками. Казачья смелость брала любую крепость… Думая об этом, вешаю через плечо точеную из дерева пороховницу: казаки воевали, как правило, с укороченными мушкетами – карабинами. «Государево ружье» выдавалось из казны. И кожаная сумочка-лядунка при мне. У казаков он был «патронташем» на 10-12 заранее приготовленных бумажных патронов. Вот в таком снаряжении и «казаковали», то есть несли службу казаки, не щадя головы и защищая границы России.

     Автор: Александр Ефремов

     Источник: Известия Мордовии

 

 

Новости словесности

Редкие имена новорождённых: с миру по Виттке

   Ономастикон (полное собрание всех имён собственных) любого народа содержит гораздо больше единиц, чем сам язык. Так было всегда. Но в последние годы словосочетание «гораздо больше» становится уже не вполне подходящим. Например, складывается впечатление, что некоторые родители при выборе имени ребёнку думают не о нём, а о чём-то совершенно неодушевлённом. У нас в России это тоже заметно. Но стоит немного отъехать…  Словом, что даже индонезийцу в диковинку, то русскому вообще - уму не р-ра-стя-жи-мо.  

Подробнее...

История России в фамилиях: Ваенга - человек, река, посёлок...

   ...а также губа в Кольском заливе, железнодорожная станция и аэродром. Всё это тоже когда-то носило название Ваенга. Это название родственно давно известному в русском языке слову "важенка" — самка оленя. Его поморы когда-то давно заимствовали у своих соседей - финских племён. В общем, всё сложно и интересно. Так какую же фамилию носит певица Елена Ваенга?

Подробнее...

Власти Серпухова навязывают горожанам названия улиц

   Тема выбора имён для новых улиц в городах России, как и тема переименований уже существующих, не сходит со страниц сетевых изданий с первых лет их существования. Причём тема действительно непростая. В 90-е годы её у нас «раскручивали» с политической стороны, а в ряде бывших союзных республик и «стран соцлагеря» местные активисты по-прежнему с исступлением борются за полное уничтожение из народной памяти всего, напоминающего о советском (социалистическом) периоде. Но конфликты возникают и в неполитической плоскости, и даже между сторонниками схожих подходов к выбору тем для внутригородских топонимов. 

Подробнее...

Памятник золотошвейке в столице «золотного шитья» г. Торжке

   Единственное в России училище золотного шитья находится в городе Торжке. Этот город имеет многовековые традиции этого промысла. Этот факт вскорости будет отмечен установкой соответствующего памятника и, вероятно, изменениями в торжокской топонимии.

Подробнее...

Наши новости

56-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 30 марта 2021 г., 12.00 (на платформе Zoom)

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой доступен исследователям

     Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает Вас принять участие в работе круглого стола по теме «Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой в собрании Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова».

     Заседание состоится 31 марта 2021 г. в 15.00 по адресу ул. Моховая д. 9.

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

     Дорогие дамы! Коллектив Исследовательского центра "История фамилии" от всей души поздравляет вас с Международным женским днём! Желаем вам всегда быть обаятельными и энергичными, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма!

Большой Курильской вопрос

     Приходя на новые земли, люди часто изменяли или переиначивали на свой манер названия, данные этим землям их предшественниками. И такая чехарда происходила на протяжении тысячелетий. Поэтому сегодня учёные пишут толстые топонимические словари и выдвигают порой противоположные версии о происхождении многих географических названий. И спорят, и каждый по-своему прав. В России, правда, никому в голову не приходит предложить отказаться от исторического названия на основании только того, что оно «не родное»: это же часть нашей истории и культуры. Хотя мы видим, что практически на всём постсоветском пространстве это не так.

     И вот, видя, как кто-то из соседей скачет и требует подарить ему часть российской территории, военный человек говорит: «Если придется отстаивать остров, как, например, некогда бились за Даманский, то пусть лучше это будет остров Дерзкий, чем Шикотан». Неожиданно, да?

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

История фамилии © 1996-2021.