БАШКИРСКИЙ "ИНТЕРНАЦИОНАЛ".
Свежая родоплеменная память башкир позволила этнографам составить полный список племён и родов этого молодого уральского народа, вливавшихся в него в последние века.
Свежая родоплеменная память башкир позволила этнографам составить полный список племён и родов этого молодого уральского народа, вливавшихся в него в последние века. Общие названия племён с другими народами говорят о том, что в башкирский народ вошли киргизы, туркмены, казахи и их предки, кипчаки, калмыки, черемисы-мари, чуваши-суваш, татары-казанчи и мишари, или мещеряки, ногайцы, булгары… Явно родство с венграми. Память о далекой восточной великой державе киданей хранят родоплеменные названия племени катай-ктай.
Тюркологи выделяют ранних, или «старых», тюрков, которые появились в нашем краю первыми. Они заметно отличаются от поздних, например, своими следами на карте — в топонимике. «Новые» тюрки уже не всегда понимали «старых». Тому такое свидетельство. В области встречается за десяток речек с созвучным названием Зюзелька, Зюзелга, Узельга. В таких случаях говорят «масло масляное».
Условно «старых» и «новых» тюрков в составе башкирского народа разделяют Чингизо-Батыевы завоевания от Японского до Черного моря. Рождение Темучина, ставшего «завоевателем вселенной» Чингисханом, в глубинах монгольских степей стало в своем роде извержением вулкана на дне океана. Без того неспокойный тюркский океан взволновался до предела.
Из «старых» тюрков нашей истории заметнее всего хазары, булгары, печенеги, кимаки, кипчаки. Родство с ними прослеживается в созвучных названиях башкирских племен и этих народов. Из башкир бурзяне первыми переняли мусульманство от волжских булгар, возможно их родство.
Об исходе сартов в их преданиях говорится: «В Бухаре проживали два джигита — сарта. Одного из них звали Мондоших, другого — Толоших. Однажды они выступили против бухарского хана, но он подавил мятеж братьев. Они бежали в Казахстан, а потом пришли на Урал и стали здесь жить. Мондоших имел большое потомство. У него был сын Мустай, его имя получил аул в шести километрах от Магнитогорска.
Схожая легенда об основании деревни Сарт-Наурузово в тех же местах. В ней вспоминается уже конкретно, что пришельцы из Бухары говорили на своем языке «сарт». Прижились они неплохо, только зимние холода южан изводили. Соседи их называли бухарцами и узбеками.
На средний Ай, по шежере — родовым преданиям, сарты пришли века три назад. Их привел Каракисяк (Черный Щенок). Он женился на девушке дуванского рода, и ему выделили землю. Поселился он на месте деревни Сарты. Его потомки разъехались, основав более десятка деревень, была целая Сартская волость — родовое подразделение каракисяк.
Сартскую волость и Сарт-аул проезжал на пути из Челябинской крепости в Кыштымский завод в 1772 году Петр Симон Паллас. Обитание сартов на Миассе в устье Бишкиля указано на картах первой половины XVIII века.
Отзвук — в названии сел с составной частью «сары» в Кунашакском, Еткульском и Троицком районах. Кунашакское село именуют еще Сарино, точно известно, это и есть Сарт-аул, который проезжал Паллас. Очевидный отзвук обитания сартов на Миассе — поселок Сар (т) газы неподалеку от Челябинска, некогда знаменитый плодово-ягодным хозяйством.
В переписи 1725 года кунгурский бургомистр Юхнев называет враждебную Тангаурскую волость. Через четверть века П.И. Рычков отмечает в ней около 80 дворов и размещает ее на Яике южнее крепости Магнитная. Тангауры участвовали в Пугачевском бунте под началом старшин А. Якшибаева и К. Аксинова.
Тамьянцы вправе считаться, как бурзянцы, усергане, тангауры, в числе первобашкир прихода конца первого тысячелетия, соседи их по проживанию в пограничье по Яику. В племени непосредственно тамьянскими родами считались мулют, куян (заяц) и месягут (возможная память о предках-массагетах). Помимо них входили, судя по этнонимам, сынрянские (угры), сартские, бурзянгские, каракалпакские, казахские роды.