История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.
Дискуссионная статья Николая Романова в "Литературной газете" о культуре русской речи... и не только о ней!
 
alt
Дискуссионная статья Николая Романова в "Литературной газете" о культуре русской речи... и не только о ней!
 
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля говорит о языке как о «наречии, взявшем верх над прочими, сродными наречиями». «Язык – народ, земля, с одноплеменным населеньем своим, с одинаковою речью». Последнее иллюстрируется цитатой из летописи: «Поганыи же половци свокупиша весь язык свой на рускую землю». Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова говорит о «языке» как «способности говорить, выражать словесно свои мысли, речь».
 
Количество приезжих из дальнего, ближнего и внутреннего зарубежья исторической России достигло критической массы. Мигранты вынуждены общаться с коренными жителями России и друг с другом на одном языке. Типарусском.
 
Суть типарусского диалекта передаёт определение из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова: «Язык – система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию». Бездушно, чёрство, пещерно…
 
Типарусский – примитивное средство общения; пиджин на русской основе, возникший в результате меновой торговли. Диалект существует в виде двух пересекающихся потоков: а) мигрантского пиджина; б) местных жаргонов, в т.ч. «олбанского» (интернет-наречия), «чинояза» (диалекта чиновников) и пр.
 
О высокомерном «чиноязе» – жаргоне чиновников – «ЛГ» уже писала (№ 31, 32, 2008).
 
Жаргон пользователей Интернета выражает протест юных граждан против навязанных «правил старпёров». Завышенные ожидания юных душ, обманутых рекламой и обещаниями «демрая», столкнулись с реальностью. Результат: безработица, алкоголизм, наркомания, депрессия. Интернет-диалект стал языком потерянного поколения, превратившимся в постоянный фактор российской жизни.
 
Подросло нечитающее поколение: 40 процентов населения книгу в руки не берут. Молодые люди с жалкой самоуверенностью выдают свою неграмотность за «особую грамотность». Язык стремительно нищает и уже не является показателем интеллекта. SMS-сообщения промывают сознание, оставляя в голове сотню слов, которые можно быстро набрать на клавиатуре.
 
Типарусский – вынужденный способ общения. Этот диалект существует без нашего – русского – участия. Он совершенно не исследован. Но весьма интересен для изучения грядущих межнациональных конфликтов. В типарусском диалекте каждый народ по-своему проявляет национальные амбиции. Мигранты живут своим кругом, не стремятся к общению с аборигенами и с удовольствием стараются не пользоваться русским языком в России.
 
Особенности диалекта неграмотных мигрантов в письменном типарусском сводятся к применению фонетически адекватных форм в сторону орфографически неправильных, как и в жаргоне «продвинутой» молодёжи. Это происходит вследствие сближения уровней образования обеих социальных групп. Вот почему «адын чиладрам» (среднеазиатское произношение и написание «один килограмм») имеет то же происхождение, что и интернетное «аффтар жжот».
 
Типарусский алфавит сокращается за счёт избавления от «ненужных» букв. Например, «Б» стремится к замене на «П» (в накладной: «патон хлеп»), «З» стремится к замене на «С» (на ценнике: «симни курток»), исчезает мягкий знак (из анкеты: «вадытыл гозел») и т.д.
 
Ударение утрачивает смыслоразличительную роль по мере обеднения лексики и упрощения грамматики. Утрачиваются синтетические признаки русского языка, исчезает характерная система словоизменения с помощью окончаний и приставок. Имя утрачивает категории рода, одушевлённости, числа и падежа.
 
Оказавшись в русских городах, неграмотные деревенские горцы становятся распространителями примитивных словозаменителей: цоканья, подмигивания, посвистывания, горловых звуков, жестикуляции. Базарный подход определяет характер контактов с местным населением. Ненавидящий взгляд исподлобья заменяет речь вообще.
 
Новые «завоеватели России» говорят на типарусском не потому, что восторгаются нашей многовековой культурой, а чтобы не помереть с голоду. Голод сокращает язык до «прагматического кода»: сорняка, разросшегося на лексических обломках «великого и могучего». Типарусский – язык «нехотя», от безысходности.
 
Устная речь сама сообразила, что ей делать, без учёных мужей из ИРЯ РАН. Язык стремится сохранить себя как орудие общения, пусть даже упростившись донельзя. Министр культуры России Александр Авдеев заявил, что миграция разрушает культуру русского языка. Зато в учебниках речи для мигрантов нет ничего русско-национального. Даже сказочного фольклора из азбуки. Эти учебники похожи на комикс-инструкцию по обращению с русскими. Словно руководство к пылесосу.
 
Типарусский пророс, как бурьян. Две малограмотные стороны могут хоть как-то договориться.
 
Появление типарусского – следствие убийственной политики властей в отношении коренного русского населения. Малограмотные студенты-юристы, набранные в институты по этническим квотам, и гастарбайтеры, заполонившие историческую территорию России, – следствие этой политики. На первом месте оказался рынок. Но рынок быстро превратился в базар, на котором приезжие чувствуют себя как дома.
 
Страна вступает в новую фазу деградации. Типарусский – язык пещерного клана, а не страны модернизации, нанотехнологий и пр.
 
Чего доброго, через некоторое время мы получим массу народа, говорящего на типарусском, который они будут выдавать за родной язык народа страны Типароссии. И повторится история с выдавливанием русских с Украины. Только теперь нас будут выдавливать с нашей собственной земли носители типарусского диалекта. Затем типарусские придумают себе типаисторию. Пример бывших советских республик показал, как легко и увлекательно заниматься подобным сочинительством.
 
Ситуация с языком изменится, когда даст себя знать истощение энергоресурсов. А пока каждый из нас должен начать наводить порядок в радиусе десятка метров вокруг себя, не дожидаясь неповоротливой власти. Чтобы сохранить язык, надо нам самим сохранить себя, объединяясь и помогая друг другу.
 
У стариков ещё живы воспоминания о тех временах, когда они жили одни и были многочисленным народом. Тогда не было китайцев, и только с приходом их появляются те страшные болезни, от которых они гибли во множестве… Тут я нашёл одну старуху, которая ещё помнила свой родной язык. Я уговорил её поделиться со мной своими знаниями. С трудом она могла вспомнить только одиннадцать слов… Пятьдесят лет тому назад старуха (ей тогда было двадцать лет) ни одного слова не знала по-китайски, а теперь она совершенно утратила всё национальное, самобытное, даже язык.
 
В.К. Арсеньев. По Уссурийскому краю
 
Николай РОМАНОВ.
"Литературная газета", №5 (6260).
Февраль 2010.

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра 2 и 3 апреля

   Дорогие друзья! В субботу 2-го апреля наш центр работать не будет. Приносим свои извинения. Но мы всё наверстаем в воскресенье: 3-го числа работаем с 12.00. Поэтому, если у вас срочный заказ, смело оформляйте заявку: в воскресенье мы созвонимся, и в понедельник 4-го апреля наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

2022! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с новым, 2022 годом и Рождеством Христовым! Желаем вам мира и добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней!

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.