Обозреватель "Голоса России" Нина Яхонтова: Я хочу предложить вашему вниманию беседу с очень интересным человеком, нашим гостем академиком Российской академии образования Виталием Костомаровым. Выбор кандидатуры не случаен. Нынешний год объявлен в Годом русского языка в мире, а Виталий Григорьевич является президентом Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина. В институте обучаются представители десятков стран. А сам Виталий Григорьевич много бывает в зарубежных командировках. О нём недаром говорят: "Он учил русскому языку буддийских монахов и американских учёных. Виталий Григорьевич, в печати появляются сведения неутешительные: в мире стали, как бы, меньше изучать русский язык. Как Вы к этому относитесь и правда ли это?
КОСТОМАРОВ: Во-первых, я думаю, что не надо преувеличивать. Мы наблюдаем сейчас явление, которое немножко противоречит торжествующему мнению, что, дескать, русский язык перестают изучать. Его изучают достаточно широко - и в школах, не говоря уже о вузах, в очень многих странах.
Да, число изучающих значительно меньше, чем было до развала Советского Союза. Для этого есть разные причины. Прежде всего то, что русский язык, может быть, даже по вине нашей, был сильно идеологизирован. И считалось, что это язык, который нужен коммунистам, не только российским. Это кого-то привлекало к русскому языку, а кого-то сильно отталкивало.
Прекращение, снятие этих идеологических оков с русского языка, восприятие этого языка просто как одного из величайших языков человечества, конечно, поставило его в состояние конкуренции с другими языками широкого международного употребления. Прежде всего с английским, ну и с немецким, французским, испанским, то есть с теми языками, которые действительно обслуживают не только свою нацию, но и широко используются, скажем, в мировых коммуникационных сетях. Так что я не думаю, что имевшее место некоторое падение числа изучающих - очень отрицательное для русского языка.
С другой стороны, сейчас, в связи с глобальными проблемами, борьбой с терроризмом, улучшением отношений между странами, политикой нашего правительства, дают новые стимулы для экономического, политического, культурного сотрудничества России с другими странами. И это сразу сказывается на числе изучающих русский язык. Оно стабилизируется. Во многих случаях показывает тенденцию к росту. Я могу привести примеры Финляндии, Австрии и Китая, где наблюдается рост числа изучающих русский язык.
ЯХОНТОВА: Мы говорили о том, что в некоторых странах количество изучающих русский язык осталось прежним. В частности, в Италии, во Франции. Это действительно так?
КОСТОМАРОВ: Да, без изменений, но там и не было особенно много изучающих. А вот ситуация, скажем, в США, в Германии - несколько другая. В Германии расширилось изучение русского языка. Там, в силу эмиграционных процессов, оказалось очень много людей, владеющих русским языком, и он реально функционирует. Ведь одно дело изучать русский язык, а другое - действительно им пользоваться. Ситуация изменилась и в США. Я только что вернулся из Калифорнии и должен сказать, что там очень сильное русское население, точнее русскоязычное. Вообще Калифорния - это не только самый богатый штат, но и самый многонациональный. Русская община Калифорнии - это очень уважаемые люди, и русский язык там звучит совершенно нормально. В Сан-Франциско есть целые кварталы, где говорят по-русски. Так что я думаю, о русском языке можно сказать словами Марка Твена, что сведения о его смерти сильно преувеличены.
Сведения о том, что русский язык перестали изучать в мире, - конечно, нет, не соответствуют действительности. Русский язык изучается сейчас в мире, скажем, на уровне испанского и немецкого, в школах многих стран.
Есть такое выражение - "Клуб мировых языков", то есть языков широкого употребления не только внутри данной страны, а на международной арене. Вот в этом качестве русский язык остаётся. Делит 3-4 место, может быть, даже 2-3 место с такими языками, как французский, немецкий, испанский. Сейчас очень сильно распространяется обучение китайскому языку, очень большой интерес представляет сейчас изучение японского языка. Но и на этом фоне русский язык сохраняет свои международные позиции.
ЯХОНТОВА: Контингент учащихся в Вашем институте говорит сам за себя. Сейчас они представляют 80 стран мира...
КОСТОМАРОВ: У нас не было никогда отсутствия учащихся. Конечно, нам хочется, чтобы русский язык возвращался к тем позициям, которые он занимал в конце 80-х, в начале 90-х годов.
ЯХОНТОВА: А какова была тогда ситуация?
КОСТОМАРОВ: Очень широко изучался русский язык. Он занимал после английского второе место.
ЯХОНТОВА: Как Вы оцениваете перспективы?
КОСТОМАРОВ: Я думаю, перспективы отрадные. Мир нуждается в той культуре, которая стоит за русским языком. Мир, западный мир нуждается сейчас в русской духовности, в русской литературе гораздо даже больше, чем в русской нефти, русском газе и якутских алмазах. Но делать многое надо.
Я думаю, что многое надо делать и с нами самими. У нас, к сожалению, какое-то странное отношение к своему родному русскому языку. Нам доставляет удовольствие обязательно говорить, что он невероятно трудный. Почему он должен быть труднее других языков, я не понимаю. И он на самом деле не труднее других. Это, может быть, наша орфография, которую надо было бы упрощать, это наша школа, которая фактически не преподаёт, не развивает языковые навыки, а занимается изучением орфографических правил или теоретических вопросов, заучивает, а не занимается логическим анализом языка. Что такое сложное, сложно-подчинённое предложение, сложно-сочинённое, т.е. такие вещи, которые филологов очень интересуют, других не очень. К сожалению или к счастью, не знаю, не все школьники становятся филологами.
Есть ещё одно обстоятельство. Не надо забывать о том, что язык всё время требует внимания. У нас наблюдается некая такая американомания. А мой учитель, академик Виноградов, он переводил фразу "американомания" на русский язык и говорил, что это "американобесия". Действительно, у нас это есть. Например, наблюдаются ненужные заимствования из английского и американского. У нас их просто бесконечное количество. У нас было иностранное слово "мультипликация", кино, "мультяшки" говорили - теперь только анимационное кино. Почему рубашки у нас бывают коттоновые, а не хлопчатобумажные. Вот это ужасно.
Год русского языка должен многое поправить. Нужно показывать богатство русского языка. Язык, я бы сказал, надо ласкать, любить, нежить, беречь.