Политические мотивы существенно влияют на продолжение ожесточённых топонимических споров: за это дело в Грузии взялись ветераны спецслужб…
Политические мотивы существенно влияют на продолжение ожесточённых топонимических споров: за это дело в Грузии взялись ветераны спецслужб…ВОСПРОИЗВОДИМ ОДНУ ИЗ ТАКИХ ПУБЛИКАЦИЙ "СПЕЦСЛУЖБИСТОВ" - БЕЗ КУПЮР И РЕДАКТИРОВАНИЯ.
Редакция сайта Фамилии.Ру.
В 30-е годы XIX века под влиянием русских в историко-географическую лексику были внедрены два чуждых до этого времени топонимических словосочетания: "Северная Осетия" и "Южная Осетия". Закреплению в грузинской ономастике терминов "Осетия" и "Южная Осетия" способствовало открытие в составе Тбилисской губернии т.н. "Осетинского округа" (1843 г.) для горских осетин, проживавших в Двалети и ущелье Лиахви. Один из его участков, в частности, "Нарский участок" или территория исторической Двалети, в 1858 году был передан Терскому округу.
Историк Г. Тогошвили, говоря о термине "Южная Осетия", пишет, что якобы это понятие существовало в первой четверти XVIII века. По его словам, во времена Вахтанга VI царский двор Картли "имел систематические и непосредственные связи с Северной Осетией".
"Южной Осетии", как географической или политической реальности, в истории не существовало, как не существовало и не существует "югоосетинской нации". И это прописная истина. Осетин – есть осетин, живёт ли он на южном склоне Кавказа или на северном. Можно прямо сказать, что до XIX века как в грузинских, так и в русских или других иностранных источниках, не зафиксирован ни один случай употребления термина "Южная Осетия".
Примечательно, что с 1770 года до середины XIX века в записях посетивших Грузию немецких путешественников (Гюльденштедт, Райнегс, Клапрот, Айхвальд, Вагнер,), фактически представляющих труды и являющиеся для нас первоисточниками, термин "Южная Осетия" не встречается. Несмотря на то, что этим путешественникам известно о существовании осетинских поселений в верхних течениях рек Лиахви, Проне и Ксани, они пишут только о Картли.
Гюльденштедт, который т.н. Северную Осетию называет Осетией, провинции Картли упоминает как края, населённые осетинами. По справедливому замечанию одного из лидеров национально-демократической партии Грузии Григола Вешапели, "В Грузии есть только осетины, а не Осетия, в Грузии можно говорить об осетинах, но не Осетии".
На карте, составленной во второй половине XVIII века официальной Россией, отмечены Малая Кабарда, Осетия, Ингушетия и часть Чечни. "Осетия" на карте локализована на соответствующей территории Северного Кавказа. Главный Кавказский хребет обозначен как "граница Грузии". Интересно, что нынешняя столица "Северной Осетии" Владикавказ на этой карте названа "Зауром" ("Заурегом") и обозначена на территории Ингушетии.
Первые серьёзные шаги, направленные на укоренение термина "Южная Осетия", были предприняты генерал-лейтенантом Карлом Кноррингом – главноуправляющим и главнокомандующим гражданскими делами, который в своём рапорте российскому императору, датированному 26 марта 1802 года, называет "Осетией" горные районы ущелий Большой и Малой Лиахви, населённые осетинами.
Вскоре это наименование, сфабрикованное Кноррингом, подхватили и другие русские чиновники, и ещё в одном рапорте, составленном в том же 1802 году, в отношении населенных осетинами районов Шида Картли вновь самовольно был применен термин "Осетия".
На протяжении следующих 28 лет практика наглого использования этого термина в отношении одной части грузинской земли получила ещё более широкое распространение. В условиях полного беспредела топонимом "Осетия", кроме ущелий Большой и Малой Лиахви, уже стал обозначать и горные участки ущелий рек Ксани, Меджуда, Лехура и Пца. Вместе с тем, в русских документах 1802-1837 годов зафиксировано довольно многократное употребление формулировок: грузинская Осетия, Картлийская Осетия, грузинские осетины, осетины Северной Картли, имеретинские осетины.
С 1830 года в перечне официальных наименований утверждается антонимическая топонимическая пара: Южная Осетия и Северная Осетия. В частности, в публикации газеты "Тбилисские ведомости" анонимного автора "Южной Осетией" названа горная территория ущелий Большой и Малой Лиахви, Ксани и Меджуды.
В серии опубликованных писем (№№27-88) автор, как видно, употребляет этот термин по собственной инициативе, так как в отчете, представленном графом Паскевичем военному министру Чернышеву, отмечено: " чтобы усмирить осетинское племя, счел целесообразным провести небольшую военную операцию. Эта операция была направлена против осетин Северной Картли, расположенной южнее горного Кавказа". До этого времени ни в одном грузинском, русском или иностранном источнике не подтверждается употребление какого-либо определения "северный" или "южный" по отношению к осетинам.
После этого этот термин ("Южная Осетия") довольно редко встречается в течение всего XIX века. Профессор Пфафф отмечал: "Все закавказские осетины помнят, что они переселились с севера". А академик Н. Дубровный указывает: "Из-за малоземелья часть осетин переселились на южные склоны Главного Кавказского хребта... Заняли ущелья рек Большой и Малой Лиахви, Ксани и ее притоков, осетины стали крепостными князей Эристави и Мачабели. Эти переселенцы составляли население именно т.н. Южной Осетии".
Таким образом, в 1802-1830 годы произошёл беспрецедентный факт в мировой истории – представители зарубежной страны (России) одну большую часть другой страны (Грузии) назвали именем ещё одной чужой страны (Осетии). В этом однозначно проявляется коварный антигрузинский маневр, основывающийся на принципе "разделяй и властвуй", а не ляпсус, допущенный российскими чиновниками по элементарной невнимательности, неосведомлённости в традициях этнографической науки. Тогда как вовсе нетрудно дать исчерпывающий ответ на вопрос: какую цель преследовала отмеченная топонимическая диверсия, подобно тому, как нетрудно основательно прояснить и без того очень прозрачную этимологию названия столицы Осетии "Владикавказ". Поэтому введение понятий "Осетия" и "Южная Осетия" в центральной Грузии происходит за 120 лет до создания т.н. Югоосетинской "автономной области".
В ноябре 1917 годавновь избранный Национальный Совет Грузии изъял из употребления понятия, принятые империей: Тбилисская губерния, Кутаисская губерния. Вместо Батумского округа утвердился термин "Аджария", или "Мусульманская Грузия", вместо Сухумского округа – "Абхазия", Закатальского округа – "Саингило". Выдуманной Россией "Южной Осетии" восстановили настоящее имя – "часть Горийской уезда". Проживающих в Шида Картли (Самачабло) осетин назвали "картлийскими осетинами"(!). Хотя наследники империи большевики вновь "перекрестили" грузинскую землю.
Термин "Южная Осетия" юридически был узаконен декретом №2 Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров в апреле 1922 года, согласно которому древнейшая историческая провинция Грузии вне всяких исторических и правовых оснований была объявлена "Югоосетинским автономным округом". Именно с этого года берёт начало псевдоапробация отмеченных терминов и ожесточенный процесс искоренения исконных грузинских топонимов. Вместе с тем, русские и грузинские большевики "прославили" себя еще и тем, что они почти в два раза расширили и без того большой ареал употребления полученных в наследство от Крининга-Паскевича терминов "Осетия"- "Южная Осетия" за счет предгорных и равнинных районов ущелий Большой и Малой Лиахви, Ксани, Лехуры, Меджуды и Фроне, в основном или полностью населенных грузинами. А в качестве областного центра этой искусственно "затиснуто" в сердце Грузии автономной единицы "преподнесли" город Цхинвали. Город Цхинвали - один из древнейших грузинских населенных пунктов еще дохристианских времен, что подтверждают археологические материалы, найденные на его территории и в окрестностях.
Наименование "Цхинвали" происходит от названия дерева "рцхили" – "бук". На древнегрузинском это растение называется "крцхила", поэтому в древних грузинских исторических источниках Цхинвали упоминается как "Крцхинвали". В одном из документов 1344 года он упоминается как пункт, населенный торговцами, чему способствовало его месторасположение. Цхинвали как город впервые был зафиксирован в 1392 году в Мцхетской грамоте.
Таким образом, утверждение понятий "Северная Осетия" и "Южная Осетия" - настолько искусственный процесс, что фактически никто и не говорит, а, может, и "не думает", что тогда у Осетии должны быть и западная и восточная области!?
3 марта 1992 года в Вашингтоне, в актовом зале радиостанции "Голос Америки" состоялась конференция, на которой участники обсуждали ситуацию на территории бывшего Советского Союза. Положение на Кавказе, в том числе, Грузии – было одним из главных вопросов конференции. На эту тему выступил известный американский советолог профессор Виксман.
В интервью, данном после конференции, профессор Виксман коснулся вопроса "Южной Осетии": "Не вызывает сомнения, что вопрос Южной Осетии крайне важен для Грузии. Это Грузия. Осетины перешли границы Грузии во время нашествия монголо-татар на Кавказ. Грузины приютили осетин. Для меня,- говорит американский эксперт,- среди упомянутых вопросов самой неясной является проблема Южной Осетии. Вообще, возникает вопрос: почему возникла эта проблема? Нет ничего яснее того, что Южная Осетия – это Грузия".
По правдивому заключению Виксмана, грузины вопросы своей территории решали не в Грузии, а в Москве.
И то, что населенную осетинами территорию Шида Картли (Самачабло, Сапалавандо, Ксанское эриставство) назвали Южной Осетией ничем не оправдано. Не может существовать Осетия в Грузии, Китай – в России и т.д. Как отмечают некоторые авторы, если рассуждать согласно этой логике, тогда районы Грузии, в частности, населенные армянами, должны называться Северная Армения, населенные азербайджанцами – Западный Азербайджан, а греками – Восточная Греция.
В Грузии существуют грузинские земли, населенные осетинами, конкретно - населенная осетинами территория Шида Картли, и присвоение ей названия другой страны - это преступление. Но подобная тактика давала России возможность легче осуществить свою колониальную политику.
... Существует только одна Осетия, которая расположена на Северном Кавказе, и ей нужно вернуть историческое имя.
Статья подготовлена по материалам книги А. Сонгулашвили "Южная Осетия в Грузии?"
Использованная литература:
1. Итонишвили В. Очерки из истории Кавказа - Тб.: 2002. - с.177,193-200, 203-204
2. Тогошвили Г. Вахушти Багратиони об Осетии и осетинах - Тб.: 1977. - с.5
3. Лекишвили С. Когда возник термин "Южная Осетия?! Сб. "Осетинский вопрос", с.229
4. Гелашвили Г. Немецкий путешественник в Грузии (XVIII-XIX вв.), Кр. "Вопросы новой и новейшей истории", 2007.- №3, с. 301
5. Гвасалия Д. Очерки исторической географии Восточной Грузии - Т.: 1983.- с.114
6. Топчишвили Р. Осетины в Грузии: миф и реальность - Т.: 2009.- с.143
7. Блуашвили У. Грузино-осетинский конфликт: кто и почему начал его? - Т.: 2005.- с.5-6,8-9
8. Силагадзе А., Гурули В. Историко-политические очерки -Т.: 2001.
9. Лекишвили С. Когда возник термин "Южная Осетия", К. "Вопрос Осетии", с.248
10. Тодадзе А. Осетины в Грузии Т., 1994.- с.48,57
11. газ. "Дрони", 1992.- 25 апреля
12. Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.) - Т.: 1999.- с.87
Информационно-аналитический сайт "Клуб экспертов" (Грузия).
"Группа единомышленников" во главе с бывшим заместителем председателя Государственного департамента разведки, бывшего министра безопасности Абхазии генерала Левана Кикнадзе заложила основу для создания при общественном объединении "Абджари" "Клуба экспертов". В него вошли бывшие сотрудники грузинских спецслужб, у которых, помимо богатого жизненного и профессионального опыта, есть свое видение реальных причин трагических событий в Абхазии и Цхинвальском регионе и путей мирного решения проблемы. Благодаря своим личным связям, они и сегодня обладают информацией об обстановке в этих регионах и надеются, что на начинание "Клуба экспертов" откликнутся заинтересованные в этой проблематике бывшие коллеги и сотрудники, в том числе из Абхазии и Цхинвальского региона, и окажут деловую помощь. Осознавая всю серьезность ситуации, "Клуб экспертов" ставит целью внести посильный вклад в дело восстановления территориальной целостности страны. "Клуб экспертов" разделяет мнение о том, что единственный путь спасения стоящего перед угрозой исчезновения абхазского этноса - его возвращение в лоно грузинского политического и культурного пространства. "Клуб экспертов" планирует расширить и обогатить информационный банк данных о событиях в Абхазии и Цхинвальском регионе; намерен по-новому осмыслить факты; добывать информацию о деятельности спецслужб различных стран в Абхазии и Цхинвальском регионе, направленную против интересов Грузии, и, сделав соответствующие выводы, обнародовать результаты своей работы посредством печатных и электронных СМИ. Вниманию общества также будет предоставлено много доселе неизвестных и табуированных фактов.
http://rus.expertclub.ge/portal/expert-club-georgia-abkhazia-osetia-conflict/alias__Expertclub/lang__ru/tabid__2538/default.aspx
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ХЛЁСТКИЙ РИСУНОК НА "КАВКАЗСКУЮ ТЕМУ" ДРУГА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ" АКАДЕМИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ ВЛАДИМИРА МОЧАЛОВА.