История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

Само слово familia появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская "семья" включала в себя не только современное русское значение "круг близких родственников, живущих совместно". Оно толковалось более широко.

Теме нецензурной брани в речи наших современников за последние годы было посвящено немало публикаций в прессе. И интерес к этой теме не слабеет. Как возник русский мат? Допустим ли он как элемент речи культурного человека? Или всё-таки употребление матерных слов признак культурной деградации общества? В каких случаях матершина может квалифицироваться как преступление? Ответы на эти вопросы даёт доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ, член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) Елена КАРА-МУРЗА.

 

 

Слово не воробей, или как не стать "речевым преступником"


Оскорбление, как правило, состоит в проявлении открытого неуважения к человеку. Однако всегда ли нецензурная брань может однозначно рассматриваться как оскорбление? Как словесная перепалка становится уголовно наказуемым преступлением? Как защитить свою репутацию и доброе имя? Как не совершить речевое преступление против чести и достоинства другого человека? Об этом и не только расскажет доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ, член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) Елена КАРА-МУРЗА.

 

  • Вступительное слово Кара-Мурза Елены: Добрый день, уважаемые читатели. Разрешите представиться Кара-Мурза Елена Станиславовна, доцент факультета журналистики МГУ и Института судебных экспертиз Московской государственной юридической академии, действительный член ГЛЭДИС. По роду моих занятий я, прежде всего, преподаватель, помогающий будущим журналистам-рекламистам овладеть теми богатствами русского языка и, по возможности, помочь им избежать разнообразных ошибок русской речи. Общеизвестно, что в настоящее время русское общение в высокой степени конфликтно, аудитория предъявляет много претензий и рекламе и журналистике, и эти претензии заслужены. В частности, важной особенностью настоящего момента является то, что свою критику читатели могут оформить как претензии к правовой стороне содержания текста, который в данном случае воспринимается как речевое преступление. Более того, в нашем повседневном общении тоже бывают ситуации, когда некоторые высказывания воспринимаются очень остро и тоже подходят под определение речевого преступления. Это клевета, оскорбления, угрозы и некоторые другие. Одним из самых ярких проявлений конфликтного общения является употребление мата. И именно с ним связаны основные вопросы онлайн-конференции. Я начну отвечать последовательно на вопросы и постараюсь сформулировать некоторые общие представления о сфере речевых конфликтов.
  • Маргарита Львовская: Вас не смущает когда люди ругаются? Вы не думаете, что так могут говорить только люди "низкого класса"?
  • Елена Кара-Мурза: Конечно, меня смущает, когда люди ругаются. Более того, это меня раздражает. И я соглашаюсь с Вашей постановкой вопроса, что так могут говорить только люди низкого класса. Эта постановка вопроса свидетельствует о том, что мы все понимаем некоторую социальную речевую норму. Когда ругается подзаборный пьяница это соответствует его низкому уровню. И это в общем нормально. Аналогично, когда человек высокообразованный, занимающий высокое социальное положение говорит на хорошем литературном русском языке, это тоже нормально. Об этом специально писал известный исследователь русского языка профессор Крысин Л.П., о том, что литературный язык это родной язык отечественного интеллигента. И следует признать нарушением социальной и стилистической нормы, когда человек с высшим образование или человек во власти, или деятель культуры, в том числе массовой культуры, позволяет себе выражаться по матушке и по батюшке. Это явление можно назвать инверсией социальной стилистической нормы, которая в русском общении связана с переворотом 1917 года, когда власть захватили низшие слои населения, пролетарии, а прежняя элита, в том числе элита культурная, не только правящая, была репрессирована. С тех пор языком русского начальства стал русский мат.
  • Наталия, Каменец-Подольский: Когда нецензурные слова рассматриваются не как оскорбление?
  • Елена Кара-Мурза: Исходная позиция – нецензурным называется прежде всего слова так называемого мата, обозначающие прежде всего интимные отношения и гениталии с такой особенной, скажем, жесткой точки зрения. Мы немножко позже подробнее поговорим о происхождении русского мата, это есть в наших вопросах, что же касается конкретного вопроса, не как оскорбление, а как правонарушение, как мелкое хулиганство может рассматриваться сквернословие в общественных местах, когда человек идет или стоит и материться. Оскорблением же с точки зрения права будет признано такое употребление нецензурных слов, с помощью которого некоторому человеку дается обобщенная характеристика. Правовое понимание оскорбление это как раз адресованная конкретному человеку характеристика его личности в неприличной форме.
  • Екатерина, Каменец-Подольский: Есть ли у нас цензура?
  • Елена Кара-Мурза: На вопрос есть ли у нас цензура, я сошлюсь на Конституцию, прежде всего, согласно которой цензура в любой форме у нас запрещена. Но незримое присутствие разного рода цензурирования мы все хорошо ощущаем. Я бы даже сказала, что некоторые проявления цензуры позитивны, моральная самоцензура, когда человек сознательно воздерживается от мата, даже если он зол, разгневан. Как негативное проявление цензуры следует рассматривать все виды политического цензурирования.
  • Ирина Кадо: Кто решает, что слово становится нецензурным?
  • Елена Кара-Мурза: Вопрос справедливый и сложный. В конечном счете общество, и прежде всего отдельные его группы. В исторической перспективе первым цензором русского мата была русская православная церковь. Потому что русская матершина на самом деле это словесное оформление языческих верований, и, прежде всего, ритуала плодородия и ритуала изгнания врагов и демонов. Отсюда матерные свадебные песни, отсюда посылания и проклинания, соответственно, образ пса и так далее. Именно как отражение бесовского языческого сознания воспринимался мат русскими священниками. И его живучесть в наше время, очевидно, связана с тем, что в матерных высказываниях проявляется очень глубокие архаичные пласты нашей психики. Следующим серьезным, масштабным цензором стало советское государство, которое вообще стремилось подвергнуть все проявления человеческой жизни строгой норме. И, конечно, третьим неформальным цензором является само культурное общество, которое решает, что употребление матершины оскорбляет и унижает человеческое достоинство людей. И именно моральное самоограничение в настоящее время является, наверное, самым выполняемым ограничителем матерной ругани вокруг нас. В этом я полностью солидаризируюсь с позицией известного деятеля культуры Юлия Гусмана, который вчера сформулировал на съемках ток-шоу "НТВшники. Россия без мата?"
  • Максим Козлов, Зеленоград: Вы часто используете нецензурную речь в обычной жизни?
  • Елена Кара-Мурза: Очень редко. И применительно к явлениям, которые, как обычно, мотивируют наши соотечественники свою матершину "свое отношение никак по-другому к этому не назовешь". И, надо сказать, что позволяю я себе крепкие выражения исключительно в узком семейном кругу, не в адрес своих близких, не как брань в их адрес, а при обсуждении общих болезненных тем.
  • Надежда: Откуда вообще появился мат?
  • Елена Кара-Мурза: Согласно исследованиям, в частности, профессора Бориса Успенского русская матершина, как я уже говорила, представляет собой словесный пережиток языческих ритуалов. Матершина - это общее "достояние" славянского мира, матерные корни встречаются во всех западных и восточных славянских языках. Матерные произведения, матерные высказывания сопровождали обряды на повышение плодородия и матери сырой земли, и новобрачных. Отсюда внимание к тому, что Михаил Бахтин называл телесным низом. И, соответственно, запреты на матершину это запреты на пренебрежение к матери сырой земле. Потом это отношение перешло на отношение к родной матери и уже в православный период русской жизни на отношение к Пресвятой Богородице. Некоторое количество матерных выражений выражает фактически черную магию – проклинание, наказание и так далее. Вот почему этот лексический плат сохраняется и активно употребляется. Средневековые путешественники в 16-17 веке удивлялись тому, что на Руси родители учили детей ругаться матом. Действительно, для христиан это было неприемлемое занятие, но в этом проявлялось на самом деле православное языческое двоеверие. Фактически детей обучали общаться с древними силами земли. Хотя, конечно, в значительной степени смыслы этих выражений уже были потеряны. И на поверхности оставлялись только идеи сильной эмоции, тем более сильной, что ее защищала православная церковь. Хочу подчеркнуть отечественное происхождение матершины, а не появление ее как тяжелого последствия татаро-монгольского нашествия. Современные русские люди в полной мере должны нести на себе ответственность за наследие своих славянских предков, в том числе и в сфере черной словесной магии, и сознательно ее избегать.
  • Елена: Почему так много людей употребляют матерные слова?
  • Елена Кара-Мурза: На вопрос почему так много людей употребляют матерные слова фактически я ответила в своих предыдущих высказываниях. Во-первых, потому что это общедоступное средство выражение сильных негативных эмоций. То есть сбрасывание агрессии через словесный канал. И в данной ситуации лучше выругаться, чем ударить собеседника. Во-вторых, очевидно, что некоторая часть людей говорит по матерному в знак некоторого протеста против окружающей действительности, в таком случае можно назвать мат проявлением протестной субкультуры. При этом его табуированность, запрещенность достаточно хорошо осознается. И это тоже является, видимо, одним из стимулов к употреблению. Банально говоря "запретный плод сладок". И, к сожалению, для многих говорящих по-русски это практически уже не осознаваемые эмоциональные связки. Что свидетельствует, конечно, о низких речевых способностях и о низком культурном уровне большого количества россиян.
  • Ирина , Москва: День добрый! Язык падонкофф давно перестал так шокировать публику, да и использовать его стали реже. А есть ли у Вас данные, а , может быть, просто личные наблюдения, как сейчас говорят по-русски: хуже, лучше? Что-то изменилось? Что надо сделать, чтобы речь вокруг нас опять стала нормальной, а не набором сокращений и американизмов? Спасибо за ответ.
  • Елена Кара-Мурза: Начну с личных наблюдений. Пожалуй, что за последние годы говорить стали немножко хуже в каком смысле. Не так развернуто, не так убедительно, может быть, это связано со слабой работой школы, может быть, это связано с кризисом домашних отношений. Потому что главный учитель русского языка это, конечно, семья. И, кроме того, русская речь стала "грязнее" именно с точки зрения ее насыщения матом. Матершина всегда считалась преимущественно мужским выразительным средством. Это в том числе язык воинов и бойцов. А для женщин матершина была запретной, что отображено в славянских пословицах. Сквернословие женщин, по поверьям, могло вызвать непогоду, неурожай. И лично для меня самое противное это слышать матершину из женских и девичьих уст. На вопрос, что изменилось, я бы сказала, что, конечно, ослабели моральные нормы относительно всего нашего поведения, и бытового, и профессионального, и городского общения. И эта общее одновременно и равнодушие и агрессия проявляются в избытке грязной ругани. Во втором вопросе обращу внимание на то, что Ирину раздражает кроме, очевидно, грязной речи, в том числе языка подонков, насыщенного матершиной, большое количество сокращений и американизмов. Насчет сокращений я бы не волновалась, потому что это, как правило, не больше чем дополнительные наименования, работающие наряду с полными и позволяющие делать речь емкой и краткой. Насчет американизмов это отдельная проблема, которая имеет и глобальное измерение и отечественное. В последнем случае я имею в виду "моду на иностранщину", введенную в царствование Петра I. И активное влияние западной культуры и экономики на постсоветскую культуру и экономику проявилось в большом количестве английских и американских выражений. На вопрос, что надо сделать - надо работать в разных направлениях. Надо активнее использовать родную литературу в школе и дома, надо общаться друг с другом, таким образом развивая способности общения, надо осознавать и отслеживать нравственный аспект речевого поведения, не ругаться, не подкалывать, не издеваться друг над другом. И в конце концов каждый решает для себя. Это можно назвать индивидуальной личностной ответственностью каждого русского человека за родной язык и за родную речь.
  • Татьяна Филиппова, Москва: Здравствуйте! Мой маленький внук, хихикая и краснея, ляпнул тут что-то "героическое". Был отруган. Мыть рот с мылом не стала, но объяснила, что нельзя. А не кажется ли Вам, что если бы мат разрешили, то он через некоторое время исчез бы совсем? Хотя, есть риск, что стал бы частью нашей жизни. Что Вы думаете, Елена Станиславовна?
  • Елена Кара-Мурза: Вопросу о легализации мата было посвящено много дискуссий и, в частности, ток-шоу на канале НТВ, которое скоро выйдет в свет. Я думаю, что легализация мата не привела бы к исчезновению его негативной эмоциональной силы и к его исчезновению. Потому что у него есть своя серьезная коммуникативная роль, и не одна, что я старалась показать в предыдущих ответах. Но легализация мата означала бы, что мы не просто смирились с тем, что вокруг нас ругаются, а едва ли не сочли это нормой нашего общения. Но, на мой взгляд, это, конечно, не норма. В значительной степени проблема запрещения мата упирается в то, что ограничительные инстанции – милиция, суд, - сами далеко небезупречны. И поэтому полагаться на их добросовестность при наказании за матершину немножко наивно. В то же время я серьезно считаю, что именно правовой путь является одним из реальных способов минимизации грязной ругани вокруг нас. Здесь речь идет вообще о формировании правого сознания у соотечественников, в чем есть историческая необходимость. И, я думаю, что последовательное использование статьи Административного Кодекса о наказании за сквернословие в общественных местах и последовательное применение статьи об оскорблении сыграло бы свою положительную роль. В этой правоприменительной практике серьезную роль выполняют лингвисты, осуществляющие специальное исследование конфликтных текстов по особым методикам, с использованием особой терминологии, то есть выполняя то, что называется лингвистическая экспертиза текста. Это то, чем я занимаюсь как член ГЛЭДИС.
  • Сергей, Москва: Где-то читал, что мат - это замена каких-то табуированных слов. Кто-то из преподов в ВУЗе говорил, что отсыл в материнскую утробу - пожелание в стиле "чтобы ты не родился". Расскажите подробнее, пожалуйста, что есть мат? Почему сам мат табуирован и считается нецензурным? Почему его использование на людях столь нежелательно, и нежные барышни морщат носик? Почему, в конце концов, если мат - это плохо, то за ругань в общественных местах у нас не штрафуют, и, более того, он все чаще проскакивает на экранах телевизоров и кино? Спасибо!
  • Елена Кара-Мурза: Я уже отвечала на вопрос что такое мат. Это словесное воплощение языческих практик. Сила магического слова всегда считалась столь большой, что слова этого ряда регулярно запрещались, табуировались и вытеснялись новыми, которые, для начала, звучали более мягко, эвфемистично. Но потом сами эти слова принимали на себя негативную энергию первичных матерных слов и сами встраивались в эту систему. Именно таково происхождение практически всех современных матерных слов, в том числе известных русских слов, начинающихся с буквы "х" и на три буквы. Первично матершина была табуирована именно как конкуренция в обращении к высшим силам. Языческие боги, к которым обращался матершинник, конкурировали с православной Троицей. С течением времени религиозная магическая нагруженность истончалась, слабела. И в центр значения попадало очень грубое эксплуататорское, как я полагаю, по отношению к женщине как к сексуальному партнеру. Поэтому "нежные барышни морщат носик" не просто так, а чувствуя незаслуженные оскорбления в свой адрес. Почему за ругань в общественных местах у нас не штрафуют – может быть, окружающие боятся хулиганов. Активизацию мата в массовой культуре, в том числе в театре и в кино, можно считать очень резкой ответной реакцией за десятилетия советской цензуры, замалчивавшей действительные проблемы нашей жизни. Естественно, я не приветствую подобного рода творчество, но сознаю, что в ряде случаев отображение сущности нашей жизни невозможно без выражение оценки именно таким предельно экспрессивным способом. И надо сказать, что художественная литература и искусство, это та область, где, очевидно, мат возможен, но в данном случае можно использовать систему рейтингов, как в западном кино. И в самом деле матерные выражения, свойственные небольшому количеству художественных практик, которые на общественный вкус и общественное сознание имеет очень слабое влияние. И уж во всяком случае не художники и не драматурги учат русских людей матершине, а совсем даже наоборот.
  • Эрнест: Что в большей степени окажет положительное влияние на проблему, институт возмещения морального вреда или административное/уголовное наказание?
  • Елена Кара-Мурза: На этот вопрос мне ответить затруднительно, потому что это вопрос, скорее, к юристам, а не к лингвистам. Статистика действенности разного рода наказаний известна, наверное, именно специалистам этого профиля. В любом случае, способствовать постепенному разрешению этой проблемы может общественная нетерпимость к мату.
  • Игорь: Как вы предлагаете искоренять мат в российских деревнях и селах, где такой способ общения является нормой?
  • Елена Кара-Мурза: В нескольких российских регионах недавно были предприняты мероприятия, проводились целые кампании по искоренению мата: в Белгороде, насколько я знаю, в Барнауле. Я думаю, что усилия, которые предпринимает отечественная интеллигенция в данных случаях, сработают, что они реализуются хотя бы в воспитании нынешних детей. Я надеюсь на это. И вообще, я думаю, что дискуссия относительно русского мата и русской брани очень актуальна, что показывает наша сегодняшняя конференция. И они помогут осознать эту проблему, обсудить ее с научной, выверенной точкой зрения. И, может быть, найти коллективное решение, созревшее в недрах общества.
  • Артур Мокроусов: Всегда ли нецензурная брань может однозначно рассматриваться как оскорбление? Т.е. немного с другой стороны: слово коррупционер оскорбление или нет?
  • Елена Кара-Мурза: Слово коррупционер, конечно, не оскорбление, потому что оно не имеет неприличной формы, оно не относится к обсценной или к грубо просторечной лексике. Однако, это слово способно возбудить конфликт, чреватый иском. А именно иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Это слово характеризует человека, как нарушающего нормы деловой этики чиновника. И в определенных контекстах может служить основанием для возбуждения иска. Другое дело, что контекст может свидетельствовать о том, что правонарушение под названием "диффамация" отсутствует, несмотря на резкую эмоциональную реакцию того, кого назвали коррупционером.
  • Игорь Пикулов, Самара: Почему женщины обижаются на "дуру"? самое обычное слово, цензурное. И в некоторых ситуациях очень точное. Что обидного-то?
  • Елена Кара-Мурза: Слово "дура" действительно цензурное. Оно негативно обозначает умственные способности человека и выражает пренебрежение к женщине, названной дурой, со стороны того, кто употребил это слово. Такими же обидными словами являются слова типа "толстуха", "грязнуля" и так далее. Что обидного в личных отношениях, лингвист сказать вряд ли может. Но это слово, даже если оно кого-то не просто обидит, а оскорбит, не сможет служить основанием для возбуждения иска об оскорблении. Слово "дура" не неприличное, не нецензурное. Однако, мой комментарий не избавляет людей, которые употребляют это слово, от моральной ответственности. Я призываю быть добрыми и терпимыми друг к другу. С уважением, Елена Кара-Мурза.
  • Юлия, Москва: Здравствуйте! Среди студентов и выпускников МГУ ходит легенда о некой преподавательнице, женщине очень интеллигентной, которая занималась исследованием как раз русского мата. Будто однажды, услышав как кто-то на улице ругается матом, дама ( к тому моменту уже преклонных лет) не выдержала, остановилась и преподавала короткий урок: "Вы не совсем корректно используете данное выражение. Правильно будет так....". У меня два вопроса: есть ли исследователи, филологи, которые занимаются именно матерной бранью и имела ли место эта история. Заранее спасибо!
  • Елена Кара-Мурза: Легенда о филологах, которые матерятся со знанием дела, очень живуча, хотя я не встречала подобных персонажей. Я встречала просто бранчливых женщин, которые позволяют себе крепко выругаться, несмотря на то, что они женщины. Но есть серьезные исследователи, филологи и культурологи, которые занимаются матерной бранью как частью отечественной языческой мифологии. Я уже называла профессора Б.А.Успенского, советую познакомиться с его работами. Современное состояние русского мата исследует лексикограф и культуролог А.Ю.Плуцер-Сарно, выпустивший несколько томов словаря русского мата и опубликовавший много интересных научных исследований по этой теме. А правовые аспекты русского сквернословия специально исследовал профессор В.И.Жельвис.
  • Завершающее слово Кара-Мурза Елены: Внимание к русской матершине, проявленное в этой онлайн-конференции, – это не праздный интерес к ядреному русскому слову, а тревога за состояние отечественной культуры, за качество личных отношений и общественной атмосферы. Я думаю, что обсуждение этой проблемы должно продолжиться.

 

Источник: РИАН

 

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Пятиклассник Еремей ничуть не комплексовал из-за своего имени.

Его больше волновало то, что родители носили лапти и ездили по городу на телеге.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

Само слово familia появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская "семья" включала в себя не только современное русское значение "круг близких родственников, живущих совместно". Оно толковалось более широко.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Пятиклассник Еремей ничуть не комплексовал из-за своего имени.

Его больше волновало то, что родители носили лапти и ездили по городу на телеге.

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.