Переименование улиц, названных в честь российских классиков, в Узбекистане начались давно, но улица Пушкина, казалось, должна была сохраниться. И не только из-за особого отношения русских к символу своей культуры, но и потому, что это одна из центральных и старейших улиц Ташкента (именем Пушкина она была названа еще до 1917 года). Симптоматично, что «обижают» в Узбекистане только русских писателей – к примеру, на улицу имени татарского поэта Габдуллы Тукая пока никто не покушался. Чем так не угодили русские литераторы президенту Каримову, достоверно неизвестно, но у местных жителей есть свои догадки.
«Официальный Ташкент, похоже, пытается как-то реагировать на всплеск насилия в России по отношению к приезжим из азиатских республик, – предположила в интервью «НИ» Ирина Ильина, до последнего времени проживавшая в Узбекистане, работая в различных некоммерческих общественных организациях. – Сообщения о нападениях и убийствах приходят почти каждый день, и видно, что российские власти практически ничего не делают для того, чтобы остановить ксенофобию. Я надеюсь, что это не выльется в ответный экстремизм по отношению к русским в Ташкенте – узбеки пока ведут себя мудрее. Надо понимать, что переименование улиц, названных именем русских поэтов и писателей, – это инициативы отнюдь не снизу: большинство жителей узбекской столицы равнодушно относится к таким действиям, тем более что среди них очень много приезжих из областей, мало знающих город».
«Нельзя исключать, что подобные действия Ислама Каримова (а не может быть сомнений, что все это происходит, как минимум, с ведома президента) – это реакция на насилие в отношении азиатов, и в том числе узбеков в России, – сообщил «НИ» главный редактор информагентства «Фергана.ру» Даниил Кислов. – Так это или нет – понять невозможно, ведь в условиях жесткого авторитаризма эти проблемы в стране никак не обсуждаются, логика властей неизвестна и самим жителям Узбекистана. Но, как бы то ни было, эти действия нельзя воспринимать в отрыве от планомерного уничтожения любого упоминания о советском прошлом. Еще с 1990-х годов Ислам Каримов пытается забыть об этом периоде истории Узбекистана: даже Вторую мировую войну в учебниках нельзя уже назвать «Великой Отечественной» – по официальной версии узбеки воевали не «за отечество», а просто в составе Красной Армии. Кроме того, на днях вдвое была увеличена площадь ташкентского Музея колониализма, призванного иллюстрировать тяжелое советское прошлое Узбекистана».