История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Происхождение фамилии не всегда можно выяснить, узнав лишь происхождение слова, лежащего в основе фамилии.

Получить достоверные сведения о происхождении фамилии часто бывает возможно лишь после  того, как удаётся "локализовать" эту фамилию на карте.

В Орле пройдёт Всероссийский праздник русского языка

14–15 октября 2008 г. на базе Орловского государственного технического университета в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» проводится Всероссийский праздник русского языка, посвящённый А. С. Пушкину.

Задача праздника – привлечь внимание молодого поколения к проблеме сохранения русского языка, истории отечественной словесности, творческому наследию А. С. Пушкина. К участию в празднике приглашаются учащиеся старших классов, учителя русского языка и литературы, работники органов народного образования, писатели, работники библиотек.

Проведению праздника предшествует организация заочного конкурса, в котором участвуют ученики 10–11 классов (рефераты, исследовательские работы, эссе) и учителя (методические разработки, исследования). Заочный отборочный конкурс проводится в августе–сентябре 2008 г. В ходе праздника приглашенные старшеклассники и учителя смогут выступить со своими работами на творческой конференции и принять участие в проведении очной конкурсной программы.

Условия участия в заочном конкурсе

1. До 15 сентября 2008 г. необходимо прислать конкурсную работу и заявку по электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

2. При написании конкурсных работ рекомендуется ориентироваться на примерный перечень тематических заданий творческой конференции.

3. Конкурсные работы до 20 сентября 2008 г. проходят экспертную оценку.

4. Победителям заочного конкурса высылаются приглашения к участию в празднике.

5. Лучшие работы публикуются в альманахе и сборнике материалов праздника.

6. Требования к оформлению: текст конкурсной работы не менее пяти страниц – через полтора интервала; поле слева, справа, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см, межстрочный интервал – полуторный; шрифт: размер (кегль) – 14 пунктов; тип – Times New Roman; ориентация книжная; красная строка (отступ) – 1,25; не использовать табуляций, автоматических списков, стилей, специальных символов и подчеркиваний.

Творческая конференция

Творческая конференция будет проводиться в первый день праздника. Планируется работа четырех секций: I. «Литературная. Исследовательские работы»; II. «Лингвистическая. Исследовательские работы»; III. «Литературная. Творческая»; IV. «Методическая».

На секцию «Литературная. Исследовательские работы» представляются рефераты, доклады, исследовательские работы учащихся, тематически связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, пушкинскими местами России, а также с пушкинскими традициями в русской классике. Примерные тематические задания первой секции: «Диалог Пушкина с предшественниками и последователями» (варианты: «Пушкинские традиции в поэзии Серебряного века», «Пушкин и Маяковский», «Учителя Пушкина», «Культурные истоки творчества Пушкина» и пр.); «Пушкин и родной край (варианты: «Пушкин и Орловщина», «Пушкин и Тверской край» и пр.); «История проходит предо мною» (тема истории в творчестве Пушкина); «Фольклор в творчестве Пушкина»; «Уроки высокой нравственности в творчестве Пушкина»; «Женские образы в произведениях Пушкина»; «Ирония в поэзии и прозе Пушкина»; «Эпиграфы произведений А. С. Пушкина»; «Проблема цели и смысла жизни в творчестве Пушкина»; «Кто является главным героем «Капитанской дочки»; «Философия лирики А. С. Пушкина»; « «А. С. Пушкин и современники» (варианты: «Пушкин и император Николай I», «Пушкин и Мицкевич», «А. С. Пушкин и Серафим Саровский: была ли встреча» и пр.); «Исчерпывает ли понятие «памятника литературы» значение творческого наследия А. С. Пушкина» и др.

На секцию «Лингвистическая. Исследовательские работы» представляются рефераты, доклады, исследовательские работы учащихся, посвященные лингвистическому анализу текстов произведений Пушкина, характеристике значения его творчества для формирования и развития современного русского литературного языка, а также освещению роли пушкинских языковых традиций для утверждения и сохранения культуры речи, сохранения высоких образно-стилистических традиций русского языка. Примерные тематические задания второй секции: «Пушкин – основоположник современного русского литературного языка»; «Слова-символы в поэзии и прозе Пушкина»; «Золотые россыпи пословиц в произведениях А. С. Пушкина»; «Церковнославянизмы в текстах произведений А. С. Пушкина»; «Галлицизмы в прозе А. С. Пушкина»; «Синтаксис прозы А. С. Пушкина» (варианты: «Роль обращений в поэзии Пушкина», «Односоставные предложения в прозе Пушкина» и пр.); «Архаизмы в поэзии и прозе А. С. Пушкина»; «Глагол как изобразительное средство в произведениях А. С. Пушкина»; «Тропы и фигуры в текстах произведений Пушкина» (варианты: «Сквозные метафоры у Пушкина», «Перифразы как средство художествен-ной выразительности в произведениях Пушкина» и пр.); «Звукопись и смысл в стихе А. С. Пушкина»; «Средства передачи разговорной интонации в стихе Пушкина»; «Лингвостилистический анализ одного из стихотворений А. С. Пушкина»; «Сопоставительный лингвоэстетический анализ стихотворений А. С. Пушкина и других русских поэтов» (например: «Пророк», «Памятник». «Поэт» и т. д.); «Язык Пушкина и современная русская речь» и др.

На секцию «Литературная. Творческая» представляются творческие работы учащихся, сочинения-эссе, поэтические опыты школьников. Примерные темы: «Читая произведения Пушкина», «Мой Пушкин», «Светлое имя Пушкина» «Духовный мир Пушкина», «Здравствуй, племя молодое, незнакомое», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина: современное восприятие», «Земли родной минувшая судьба…», «Пушкин и ХХI век», «Тайна бессмертия Пушкина», «Солнце русской поэзии», «Поэт и власть» и др.

На методическую секцию представляются методические разработки и исследования учителей-словесников, в том числе программы элективных, факультативных курсов, посвященные творческому наследию А. С. Пушкина. Примерная тематика конкурса учителей: «Интегрированные уроки русского языка и литературы, посвященные творчеству А. С. Пушкина»; «Обучение анализу художественного текста на материале произведений Пушкина»; «Музыка и живопись на уроках, посвященных Пушкину»; «Внеклассная работа по творчеству Пушкина» (варианты: «Литературно-музыкальные композиции, посвященные жизни и творчеству Пушкина», «Литературно-краеведческая работа по изучению связи Пушкина с родным краем», «Роль школьных музеев, посвященных Пушкину, в нравственном и эстетическом воспитании школьников» и пр.); «В творческой мастерской Пушкина»; «Интерпретация произведений А. С. Пушкина в театре и кино»; «Конспект урока на тему «Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина»; «Конспект урока на тему «Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина»; «Эволюция лирических жанров в творчестве Пушкина» (варианты: эволюция жанра элегии, дружеского послания, оды и пр.); «Функции предметно-бытовой детали в прозе Пушкина»; «Особенности интонационно-фразового членения стиха Пушкина» и др.

Очная конкурсная программа

Конкурсная программа будет проводиться во второй день праздника. Предусматриваются три вида состязаний: конкурс на знание жизни и творчества Пушкина (1 этап), конкурс чтецов (2 этап), диспут (3 этап).

На первом и втором этапе конкурсы будут проводиться отдельно – среди учащихся и учителей. При оценке эрудиции им будут предложены задания разного уровня сложности – на знание текстов пушкинских произведений, а также на знакомство с деталями творческого и жизненного пути великого поэта. Для исполнения в ходе конкурса чтецов могут быть выбраны не только стихотворения, но также отрывки из поэм, прозаических и драматургических текстов, созданных А. С. Пушкиным. Предполагается, что после первого и второго этапов число участников конкурсной программы сократится на 75 %. При проведении третьего этапа конкурсной программы будут сформированы две команды, чле-ны которых должны будут отстаивать одну из противоположных точек зрения, сформулированных в названии диспута.

Тематические задания диспута:

А. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»: возвеличивание гения или призыв к смирению?».
Б. Пугачев в изображении Пушкина: зверь или человек?
В. «Вольность» А.С.Пушкина: призыв к революции или к утверждению закона?
Г. Где прав поэт, утверждая:
– «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»).
– «Тебе нет отклика, поэт»(«Эхо»).
На основании оценок жюри определяются победители итогового конкурса.

Победители конкурса по итогам награждаются дипломами лауреатов и дипломантов трех степеней в соответствии с номинациями и призами. Кроме того, участники будут награждены специальными дипломами.

ЗАЯВКА

1.Фамилия, имя, отчество.
2. Город (село).
3. Название работы.
5.Секция.
6. Адрес.
7. Телефон.
8. E-mail.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Почтовый адрес: г. Орел, Наугорское шоссе, 29, ОрелГТУ, кафедра «Русский язык и педагогика».
E-mail:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Телефоны:
8 (4862) 41-98-58 – ответственный секретарь конференции Людмила Петровна Ивентьева.
8 (4862) 41-98-34 – зам. ответственного секретаря конференции Виктория Юрьевна Преснецова.

Факс: 8 (4862) 41-66-84.
Служба новостей интернет-портала Грамота.Ру.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Третий раз спрашиваю, можно ли исследовать мою фамилию.

А вы ни разу не ответили и даже не спросили какая у меня фамилия.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Происхождение фамилии не всегда можно выяснить, узнав лишь происхождение слова, лежащего в основе фамилии.

Получить достоверные сведения о происхождении фамилии часто бывает возможно лишь после  того, как удаётся "локализовать" эту фамилию на карте.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Третий раз спрашиваю, можно ли исследовать мою фамилию.

А вы ни разу не ответили и даже не спросили какая у меня фамилия.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.