Государство Алания.
В Южной Осетии 9-го апреля одновременно с президентскими выборами пройдёт референдум об изменении названия государства.
Президент Южной Осетии ЛЕОНИД ТИБИЛОВ дал интервью корреспонденту газеты "Коммерсант" ОЛЬГЕ АЛЛЕНОВОЙ:
— 9 апреля пройдет референдум о переименовании республики. Объясните, для чего это нужно? Зачем к "Южной Осетии" добавлять еще "государство Алания"?
— Мы не предлагаем добавлять, мы предлагаем название "Государство Алания" как равнозначную часть, то есть вы сможете назвать нас Южной Осетией, а сможете — Государством Алания. Не нужно будет произносить оба названия вместе. Теперь по сути вашего вопроса. Аланы — наши предки, и это исторический факт. Осетины являются потомками великих аланов, у которых было собственное государство. В результате набегов, татаро-монгольского нашествия это государство было разбито и исчезло. Его нет уже более 600 лет. Но мы же знаем, чьи мы потомки. А в последнее время предпринимается много попыток переписать историю. И мы видим, что отдельные народы хотят присвоить себе название "аланы".
— А почему это так важно, что даже референдум проводится? Что это изменит?
— Это важно для самосознания нашего народа. Мы возвращаем себе историческое название. Вопрос возвращения исторического имени давно живет в нашем народе, но не было ни возможности, ни времени этим заниматься. В 2015 году я дал поручение изучить этот вопрос, чтобы исторически он был обоснованным и юридически правомерным. И за эти два года проведена активная работа, работали ученые и Южной Осетии, и Северной, проводились круглые столы. Мы сегодня готовы к переименованию, осталось узнать мнение нашего народа.
— А почему одновременно с выборами?
— Из-за экономии средств. Законодательство наше позволяет в один день провести и выборы президента, и референдум.
— Но замена названия ведет к замене паспортов, каких-то государственных документов. Это же стоит денег.
— Нет, нам как раз не надо ничего менять. В документах все останется как есть. Но после референдума вы меня, как президента, спросите, откуда я, и я вам смогу сказать, что из Южной Осетии, а могу сказать, что из Алании. У меня теперь будет это право. И мы опередили тех, кто пытался имя аланов переписать на себя. Никто уже не сможет сказать о том, что государство Алания это не Южная Осетия, а, например, Ингушетия. Вот были выступления каких-то националистически настроенных лиц в Карачаево-Черкесии, а там много осетин проживает. Конечно, мы переживали за них, что они ввяжутся, скажут: "Да это мы аланы, а не вы",— и возникнет конфликт. А теперь у них будет легитимное право на это имя.
— Думаете, все поддержат эту инициативу?
— Ну, понятное дело, президент Грузии выступит против. Может быть, кому-то из наших соседей на Северном Кавказе это не понравится. Да и в самой Южной Осетии некоторые люди выступили против этого названия. Но я готов доказывать, что мы правильно поступаем. Может, мы даже немного запоздали с возвращением нашей республике исторического названия. Я уверен, что на референдуме мы услышим от наших граждан "да".
Полную версию беседы можно прочитать на сайте газеты "Коммерсант".
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ