Ребрендинг "России" отменяется
Госдума вернула бизнесу право использовать в фирменных наименованиях слова «Россия», «российский» и «федеральный». Раньше это решалось по согласованию с правительством, но потом появилась важная оговорка. ГК РФ постановил, что для включения соответствующих слов в название государству должно принадлежать не менее 75% акций компании. Теперь же всё снова будет отдано на волю исполнительной власти.
IV часть Гражданского кодекса РФ (ГК), регулирующая вопросы интеллектуальной собственности и авторских прав, требует, чтобы после 1 января 2008 года те структуры, которые не имеют права на слово «российский» в своих названиях, изменили их в обязательном порядке при первой же перерегистрации.
Ребрендинг – дело дорогостоящее, поэтому вместо положенных по ГК действий бизнес предпринял совсем другие. В результате в Госдуму был внесен законопроект, необходимость смены фирменного наименования отменяющий. Вместо этого теперь снова надо будет хлопотать в правительстве. Проект появился летом, но уже в начале осенней сессии пошёл в работу. В прошедшую пятницу он был принят в первом чтении. Причем ни одна из фракций не стала задавать вопросов, да и выступлений от оппозиции не было. Таким образом, все согласились, что у российского большого бизнеса лишних денег нет.
На заседании Госдумы, кстати, были приведены данные о затратах на ребрендинг для отдельных компаний, остающихся «российскими», по сути дела, незаконно. Например, зампред думского комитета по законодательству Андрей Назаров («Единая Россия») заявил, что для Сбербанка России смена имени стоила бы около 200 млн. долл., а для «Аэрофлота – Российских авиалиний» – более 10 млн. Именно эти организации были причислены депутатом к тем, «которые в массовом сознании традиционно связаны с государством, но его доля в основном капитале таких компаний часто составляет менее 75%». По мнению Назарова, который сам и является официальным автором проекта, для таких структур «название – дорогой нематериальный актив». Поэтому депутат заявил, что изменение правил образования фирменных наименований, введенное ГК, «нарушает права данных организаций и препятствует осуществлению ими нормальной экономической деятельности». Любопытно, правда, что никто в ГД не вспомнил: IV часть ГК РФ была внесена от имени президента Владимира Путина, так что с такого рода обвинениями надо всё-таки быть поосторожнее.
Интересно также, что никто не вспомнил и о другом факте: в нашей стране есть и другие компании, где госдоли нет, а название – полностью «российское». И если «Русский алюминий» под действие ГК РФ из-за нескольких букв скорее всего не подпадает, то вот акционерный банк «Россия» – наоборот. Напомним, что председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук считается одним из самых близких к Владимиру Путину людей. Банк этот по происхождению петербургский, однако, как указано на его интернет-сайте, «в 2000 году банк начал экспансию в другие регионы: сначала за счёт открытия филиала в Москве, затем за счёт привлечения на обслуживание (в том числе дистанционное) клиентов федерального масштаба, имеющих подразделения в различных регионах страны».
Опубликовано в Независимой Газете, окт.2008г. |