Топонимические словари - ценнейший источник информации об истории того региона, топонимию которого они описывают. Они могут включать рассказы о названиях городов, сёл и деревень, рек и озёр, местностей и т.д. Предлагаем вашему вниманию фрагмент интересного словаря, посвящённого истории и топонимии Клинского района Московской области.
Названья милых деревень
На старых картах на месте нынешнего Воздвиженска обозначен закрытый монастырь. О возможности существования на этом месте монастыря свидетельствует и топонимика. Самая ближняя к селу деревенька называется Игумново. Вероятнее всего, название связано с некалендарным Игумен. Сравните: московский дворянин Игумен Дмитреев сын Корташов, 1565 г.; поп Федор Игумнов сын Пасеин, 1541 г. Но нельзя исключать и другую возможность – в некоторых случаях образование непосредственно от «игумен», что означает – «глава, настоятель монастыря». И название Попелково может быть связано с именем игумена Попела (Попила) – запись 1658 г. А ещё ранние записи: крестьяне Дроня Попельник 1593г. и Янко Попелевич Золотарыин – 1513 г. Но есть ещё одна версия: религиозные родители могли нарекать так своих сыновей, желая им успеха и высокого положения.
Владыкино. Вероятнее всего название связано с некалендарным именем Владыка. Сравните: крестьянин Степанко Владыка 1500 г., дьяк Иван Владыкин 1657 г., Владыкины: Константин Дмитриевич Владыка Морозов 1531 г.; Дмитрий и Пятый Юрьевичи Владыкины, 1524 г. Но нельзя исключать возможность былой принадлежности селения какому-нибудь арихиерею, которого в быту называли Владыкой.
Чернятино. Название связано с некалендарным Чернята. Сравните: Олешка Чернятин, 1642 г., а также ещё ранее – Гридка Чернец 1495 г, Чернец Иванович Паюсов 1493 г. Представители нижней церковной иерархии: причетчики, дьячки пономари по своему социальному статусу очень близки к чернецам, так на Руси называли монахов. То есть, церковь-то тут точно была, а может и монастырь. Краевед А. М. Томилин полагает, что у нас было Чернятинское княжество.
Поповка. Название связано с некалендарным Поп. Сравните: крестьянин Сенко Поп, 1495 г.; крестьянин Максимко Попов, 1498 г. Не исключено, что некоторая часть названий связана с… поповкой – «земля при церкви, на которой размещались дома церковного причта (священника, дьякона, псаломщика)» Такие поповки со временем могли обрастать крестьянскими дворами и превращаться в селения, получавшие название Поповка, Поповкино.
Доршево. Корень в этом названии – «дор». Вообще само слово деревня – это термин подсечного земледелия – оно означало «участок земли, очищенный от леса…, на котором лес выдернут». Оттуда же возникли и названия наших деревень Доршево, Подорки и Подтеребово (Подтеребье в 1784 г). Слова драть и теребить говорят о том же самом… «дор и тереб – это участки леса, на которых лес выдран, вытереблен с целью подготовки их к посеву».
Ну, так Доршево. В писцовых книгах 1627 и 1628 г.г. в ней записана Церковь пророка Илии, позже Преображения Господня, была упразднена к началу XVII в., в Смутное время, и возобновлена в 1670 году. С середины XVII в. Доршево принадлежит представителям старинного российского боярского рода Засецким. В 1734 году они строят у себя храм во имя пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. И не изменяют название села.
Подтеребово. Новый деревянный храм был построен уже около середины XVIII в. А через 100 лет, в 1849 году, рядом соорудили каменную церковь соборного типа с тремя приделами. Название тоже не меняли. Может из уважения к древности села?
Захарово. Храм Захарова один из старинных, история его уходит в XVI век, а нынешний каменный стоит уже почти 200 лет. Первое письменное упоминание о деревне Захарово относится к 1646 г., деревня относилось к вотчине Троице-Сергиева монастыря. А в 1723 г. в нём упомянут храм, а деревня названа «селом»: «вотчины Троице-Сергиева монастыря села Захарова церкви Живоначальныя Троицы». В 1829 г. строительство Троицкого храма с тёплым приделом во имя Архистратига Михаила и приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери было завершено. Откуда название? Захар, а Захарий – крестильное имя, что означает память Господня (с древнееврейского), фамилия производна. Широко распространенная фамилия Захаровых неразрывно связана с дворянством. Первым упоминанием, значащимся в исторических документах, был XVII в. Родоначальником московских Захаровых, как следует из родословных книг, следует считать Захарова Молчана – 1615 г. Так в названии села уже заложена Память Господня. Может, поэтому переименовывать не стали? Южнее Захарова берет начало река Березовка – приток Сестры.
Кленково. В XVI в. в Кленково был деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. Незадолго до 1679 г. в Кленково была построена вторая церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери. Кирпичный храм 1814 г. имел два придела: в честь Архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Интересно вот что – вместе с вновь выстроенной новой каменной церковью продолжает существовать старая деревянная. А в 1812 г. крестьяне обращаются к преосвященнейшему: с просьбой разрешить перекрыть её, с целью «сохранения древности». Почему не переименовали? Возможно – с целью избежать путаницы. Ведь Михайловское название очень распространенное. Происхождение? Возможно от некалендарного личного имени Клен. Есть в записях еще Кленко – новгородский крестьянин, XVI в., Клен Прокофьев 1661 г., Михаил Кленов, 1547 г. В интернете можно найти проектную работу (2012 г.) по краеведению школьницы Ксении Некрасовой по теме «Деревня Кленково – прошлое и настоящее». В ученической работе есть ссылки на архивные документы, воспоминания старожилов. Работа интересна и, вполне заслуживает внимания.
Селенское. Откуда Селенское? Название происходит от Селиван, Селиверст, Селя. В писцовых книгах упоминается посадский человек Василий Селин – в 1623 г., а ещё ранее в 1605 г. Селя Иванов. В 1545 г. согласно Духовной грамоте Матвей Левашов давал деньги … «к Спасу в Челенское (Есленское)». С 1624г. оно Селенское. Вот ещё варианты названия села. Впервые упоминается в писцовой книге дьяка Измайлова, 1589 г. как «село Селино на речке Селенке», так же и позже.
Бирево. Документ 1624 г. сообщает, что рядом с Бирево и деревней Троицкой, лежащей чуть севернее Бирева, стоял деревянный храм Живоначальной Троицы (в полуразрушенном состоянии) на пустоши Лужниково (Лужники) во владении Сергея Мятлева. Означало – «низкое мокрое место в излучине реки». Это сейчас Бирево и Троицыно (оно именно так называется) разрослись и слились, а ранее были меньших размеров и каждое само по себе. Со второй половины XVIII в. село Бирево принадлежало семье дворян Насоновых. При них в 1804 г. была построена и освящена Троицкая церковь. Сельцо Бирево получило наименование по фамилии его владельцев, которыми в 1556 году были Арап, Истома и Замятня Васильевичи Биревы из крещёных татар.
Городище на реке Здоровце, где находится церковь Богородицы Одигитрии, почти на границе с Волоколамским районом. Само название Городище означает, что поселение очень древнее X-XV в.в. В средневековой Руси укрепленные селения, обнесенные деревянной стеной, валом со рвом обозначались термином «город» или «городок». Если «город» терял оборонительное значение и приходил в запустение, то его называли «городищем», т.е. местом, где был «город». Деревни с названием Городище возникали в разное время и при остатках различных по величине и значению городов.
На его землях располагалась деревня Никольское Булдыриха. В XVII в. там упомянуты две церкви: Одигитриевская и Никольская погоста Городище. В 1665 г. погост был ближе к Булдырихе и деревне Алферьевой. Позже была восстановлена как церковь Николая Чудотворца, а сегодняшний Одигитриевский храм имеет приделы Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского. Смоленская Икона Божьей Матери (Одигитриевская – с греческого – Покровительница) пришла на Русь в 1046 году, когда Константин Порфирородный, выдавая замуж свою дочь Анну замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её этой иконой. Её сын Владимир Мономах перенес икону в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы. С тех пор её и называют Смоленской. Эта главная икона и храма в Воронино.
А деревня Болдыриха (Бондыриха, Булдыриха)? Оно – название, вроде бы женского имени, можно предположить, что Болдыриха вдова. А он сам, вполне возможно был плодом смешанного брака (русской крови с монгольской, бурятской, татарской). Болдырем ещё называли плетеную из хвороста и обмазанную глиной трубу – потому, Болдырь мог быть специалистом по изготовлению таких труб. Есть упоминание в писцовых книгах: крестьянин Якуш Болдырь, 1495 г. подьячий Рахманин Болдырев, 1610 г. Значение слова Булдырь по словарю Даля: волдырь, шишка, нарыв, пузыристая опухоль. Или – неровное, дурное место в поле, бедное растительностью. Близкое к ним Бо́ндарь – ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт. Ранее оно имело повсеместное распространение. Вот и думайте, ведь могло иметь место любое из названий деревни, и занятий её жителей.
Вроде бы на все вопросы, связанные с именами сел (с храмами) мы с вами ответили. Теперь очередь рядовых деревень.
Рядовые деревни
Деревня им. Дмитриева. Тут просто. Это была деревня Олисово. В деревне Олисово родился Герой Советского Союза Филипп Дмитриев. Название Олисово связано с некалендарным личным именем Олис, женский вариант – Олисава, вдова Ширяя Палехова 1568 г, Ярославль.
Деревня им. Матвеева ранее называлась Гончаково, происходящего, скорее всего, от «гончая собака», то ли хозяин ее был «шибко шустрый и вынюхивал все, как заправский шпион», то ли был охотником и содержал хорошую псарню. Переименовано в честь героя Советского Союза Павла Константиновича Матвеева, родившегося в этой деревне.
Посёлок Шевляково, возник в послевоенные годы и назван в честь командира взвода 1174-го стрелкового полка Героя Советского Союза младшего лейтенанта Н. С. Шевлякова. Во время контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. Н. С. Шевляков в составе войск 30-й армии участвовал в освобождении Клинского района от немецко-фашистских захватчиков, но похоронен он в другом месте.
Надо отметить, что в советское время названия менялись, не так часто, но в 2005 поселку Совхозный присвоили название Раздолье, потому что нет уже здесь никаких совхозов. Хорошее название. А Радованье? Означает радость, роскошь, удовольствие. Почему нет. Вроде бы название современное, но известно с конца XVIII в. Связано с некалендарным личным именем Радован, неоднократно упоминаемым в западнославянских источниках XI-XV вв. Есть в клинском районе названия Отрада, Раздолье. Они входят в число так называемых «помещичьих» сентиментальных названий типа Радостное, Рай, Убежище, Утеха и т. п., которые часто присваивались селениям с барскими усадьбами. Кстати, можно даже найти фамилии их хозяев в XIX веке – в «Справочных книжках Московской губернии». Самое ранее издание, которое мне удалось найти – «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии». К. Нистрем 1852г. Фамилии владельцев деревень и сел, правда, с их названиями уже никак не связаны. Но вдруг вам удастся выяснить свою личную принадлежность к своим пра-пра – помещикам. Вот Радованьем, например в 1852 году владел Бахтияров Василий Васильевич, деревней Срипящая – Смирнова Клеопатра Николаевна…
Папивино. Деревня названа в честь уроженца этой деревни, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Н. Ф. Папивина (1903-1963). Ранее деревня называлась Голяди по названию балтийского племени голядь, представители которого в I тыс. н. э. жили на территории современной Московской области. Проживание балтийского племени голядь на территории современной Московской обл. отмечается летописью: в «Повести временных лет» под 1059 г.
Вернёмся к некалендарным личным именам. Чего там только не было, даже представить трудно и всё равно имен не хватало, в ход шли: Некормигость, Битых щей Пятой, Иуда Кривец, Несосед, Немятый, Лысая Свинья… ну и другие. От них возникали фамилии и их модификации. Попробуйте сами найти такие от самого распространенного Иванова: Иванцов, Иванников, Ивашкин, Иванкин, Иваничев, Иванчин, Ивахнов… Вот и здесь происходило то же самое. Так что мы долго шли к привычному сегодня Петрову Семёну Александровичу, которое когда-то можно было записать примерно тридцатью разными способами.
Характер человека-основателя тоже оказывал влияние на название. Вот, например, Бакланово. С названием этой деревни разобраться легко: Бакланово – от баклана, птицы, живущей рыбой. Бакланов там нет, и не было, потому как моря рядом нет. Но рядом берет свое начало река Катыш. В «Толковом словаре» Даля есть ещё несколько значений этого слова. Например, так раньше называли деревянные чурки (или баклуши). Не совсем лестно звучало это слово в отношении определённого человека, поскольку указывало на его вздорность, праздность, болтливость. Может та, и произошли фамилии Баклан, Баклановы? Сравните: Андрей Григорьевич Баклан Бутурлин, конец XV в., Новгород; Семен Бакланов, 1565 г., Казань.
А Копылово от глагола «копылить» может означать и часть саней, и «утюжить белье», а может означать человека, который не соглашался – копылился. Или от некалендарного Копыл. Сравните: Юрий Копыл 1510 г., Борис Павлович Копылов 1556 г..
Минино от греческого имени Миней, что по-русски означает луну, или миновать, пройти, пережить. Или от некалендарного Мина, или производного ряда Вениамин, Гемин, Михей и даже Михаил. Аксёниха, Название связано с Аксён, разговорной формой, календарным личным именем Авксентий.
Анненка. Известно, что в Егорьевском районе есть деревня с таким названием. Деревня возникла в середине XIX в. на земле, принадлежавшей полковнику Д. Д. Засецкому. Названа по имени его жены Анны. Но Засецкие владели землями и в Доршево, так что и здесь вполне могла быть та же история, ведь Анненка рядом с Доршево.
Атеевка (Атёевка). Название связано с некалендарным именем Отей. Сравните: писец Стефан Тимофеевич Отяев, 1547 г.
Белавино связано с некалендарным личным именем Белова. Сравните: крестьяне Михалко Белава, 1495 г., и Яшко Белавин, 1500 г. Здесь вблизи деревни берет свое начало речка с милым названием Лютенка.
Колосово. Название связано с некалендарным Колос. Сравните: Иван Андреевич Колос Кокорев, 1495 г.; Василий Колосов, 1624 г. Все значения имени Колос: Творческий, Темпераментный, Дружественный, Везучий, Серьезный, Щедрый, Изменчивый, Внимательный, Компетентный, Активный, Современный, Веселый. Из всех современных можно допустить, наверное, одно – щедрый. Но есть ещё вариант – анаграмма носителя от Соколов или Соколовский.
Автор: Татьяна Кочеткова
Источник: Клинские новости