Лиана Ресуль. Таракташ — наша история и судьба.
Наше село носит довольно странное название — Дачное, хотя расположено оно в крымских горах в знаменитой Судакской долине. Простирается она с севера на юг на протяжении 13 километров. Обрамлена она живописными горами с причудливыми зубчатыми вершинами, которые плотно обступили её с обеих сторон. Орошает её небольшая речка Суук-Су, что в переводе с тюркского — ‘холодная вода’. По рассказам старожилов, когда-то в прошлом она была полноводной и глубокой, а в середине XIX в. на ней даже находилась водяная мельница, которая обслуживала всю долину. Своё первородное название Таракташ село получило из-за скального гребня, который тянется практически вдоль всего села. Это сходство с гребнем отмечал даже академик Паллас. Название села так и переводится — ‘каменный гребень’. Таракташ часто упоминается в легендах, сказаниях о знаменитом «крымском Робине Гуде» Алиме-разбойнике. В этих историях он грабил богачей и помогал беднякам. Согласно преданиям, Алим часто скрывался в нашем селе у местных жителей. Одна из легенд даже утверждает, что он родом из Таракташа, но практически все исследователи с этим не согласны и уверяют, что он родом из деревни Азамат.
Речка Суук-Су условно делит всё село на две части. Та часть, где было сосредоточено больше домов, называлась Буюк Таракташ (Большой Таракташ), а другая часть Кучук Таракташ (Малый Таракташ).
Кроме прочего, село прославилось ещё и тем, что в 1908 году, при постройке дома во дворе Ибрам Селим оглу, был найден клад из почти 2000 боспорских и римских медных монет. А.Х.Стевен предполагал, что этот клад, вошедший в историю под названием «таракташский», мог спрятать какой-нибудь беглец из Боспорского царства во время нашествия гуннов.
В 1799 году в первые десятилетия после присоединения Крыма к России в селе продолжала жить княжна, сестра последнего Крымского хана Шагин-Гирея.
Бывал в нём известный писатель и педагог Евгений Марков, который вот как описывал наше село: «Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома тёмного камня, двухэтажные над обрывами —бойницы, бойницами. Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное непочатое мусульманство; ничто чуждое ещё не расшатало его, не прососалось в него» [7, с. 282-283].
Известно наше село и по одной печальной истории, когда по обвинению в убийстве местного игумена, который якобы препятствовал вырубке монастырского леса, а затем бесследно исчез, были казнены несколько жителей села. История эта настолько запутанная, что до сих пор одни исследователи настаивают на их полной невиновности, другие — на канонической версии [1, 6].
В письменных источниках село упоминается с XIV века, хотя первые поселения появились в І в. до н.э. – IV н.э. В XIXвеке Таракташ был цветущей деревней. Во времена генуэзцев Taratahiї входила в состав Солдайского консульства. В XIX в. был центром Таракташской волости Феодосийского уезда. Даже Судак в начале ХХ века является подчинённым населённым пунктом в Таракташской волости. (Знай наших!)
О буйном характере моих односельчан до сих пор ходят легенды. Шутят, что, когда таракташцам не с кем было драться, то они мутузили друг друга. А ещё наш край называют «Крымской Гасконью» [8].
После депортации народов Крыма указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Таракташ был переименован в cело Дачное, а Таракташский сельсовет — в Дачновский. [2].
В 1977 году село Дачное объединили с соседним селом Каменкой под общим названием Дачное.
С начала 90-х годов после возвращения крымскотатарского народа на свою историческую родину предпринималось множество попыток вернуть прежнее название села, но всё было безрезультатно.
В ходе научно-этнографической экспедиции 2015 года нам удалось записать воспоминания непосредственных участников событий.
Вот что вспоминал Сеитхалилов Решат: «В 90-х годах старожилы с. Таракташ: я, Сейтхалилов Решат; мой отец Сейтхалилов Меджит, Мамутов Муртаза, Османов Решат, Байрам-Али Эльмира от имени Организации Крымскотатарского национального движения написали заявление на имя председателя Дачновского сельсовета Жукова В.Э. с просьбой рассмотреть на сессии вопрос о переименовании с. Дачное на историческое название —Таракташ, которое соответствует ландшафту этого села. Нас пригласили на сессию и начали рассматривать наш вопрос. "Благодаря" их шовинистическому большинству —о тказали. «За» проголосовал лишь один депутат Юсупов Муедин, остальные были против. Аргументировали свою позицию финансовыми трудностями. Мы ответили, что соберём нужную сумму. Я начал приводить им примеры о переименовании г. Ленинград — Санкт-Петербург; Брежнев —Набережные Челны. После меня выступила Байрам-Али Эльмира, но они не поменяли своё решение. Мы демонстративно ушли. После чего я от отчаяния самовольно установил указательные знаки с группой единомышленников. Их снимали, я переставлял и так 3 раза» [4].
Дорожные указатели, самостоятельно установленные инициативной группой жителей села, при въезде и выезде в населённый пункт.
«На тот момент председатель сельсовета была Романова Людмила. Мы с помощью местного меджлиса начали собирать подписи. Многие русские также были за» [6].
«В 2003 – 2006 гг, когда уже председателем сельсовета стала Романова Людмила , обращались к ней, на что она ответила: "Я не против, но сверху не дают разрешения”. Разрешения так и не дождались.
Тогда я с товарищами поставили памятный знак "TARAQTAS" [5]
Название села — это и наша история, и наша память. К тому же историческое название имеет смысл, так как оно дано основателями поселения и относится к одноимённой горе, у подножья которой находится селение. Является памятником языка, истории, культуры.
Мы видим, что жители села, как крымские татары, так и люди других национальностей после некоторого недопонимания нашли общий язык, но всё дело упирается теперь в республиканские власти. Впрочем, все предшествующие события развивались в тот период, когда Крым был частью другого государства.
Возвращение исторического названия нужно не только нам, крымским татарам, но и остальным жителям села, жителям всего Крыма, всей России, всего мира. Возвращение исторического топонима привлечёт внимание туристов, которые захотят раскрыть для себя историю посёлка. Это может заложить основу этнотуризма в регионе, который в свою очередь сделает немалый вклад в казну района.
Сегодня в соответствии с законом о реабилитации репрессированных народов Крыма, возвращение исторических топонимов должно стать логическим продолжением политики реабилитации не только народов, но и ни в чем не повинной топонимии.
Использованная литература:
1. Абдуллаев Ибрагим. Таракташская трагедия — Симферополь: ИД «Тезис», 2010. — 292 с.
2. Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783–1998 гг. /Справочник. — Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. — 464 с.
3. Воспоминания Аметова Ильвер п. Асрет г. Судак
4. Воспоминания Сейтхалилов Решатс . Дачное, г. Судак.
5. Воспоминания Фезиева Фаика Муртазаевича. с. Дачное, г. Судак.
6. Доненко Николай протоиерей.http://krymology.info/index.php / Игумен_Кизилташского_монастыря_Парфений.
7. Марков Е.Л. Очерки Крыма — СПб./ М.: Издание товарищества М.О. Вольфа , 1884. — 593 с.
8. Поляков В.Е. Старый колодец // Голос Крыма — 8 сентября 2006 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:.
Лиана Ресуль, студентка 1-го курса Крымского инженерно-педагогического университета, Симферополь.
Научный руководитель: д.и.н. Поляков Владимир Евгеньевич.