Мугутдинова Ю.К.
Топонимия селения Янгигент Кайтагского района РД
Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков [Багомедов 1994: 99].
Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды [Гасанова 1996: 45]. Собственные имена в языке являются частью духовной культуры народа и отражают первобытные верования, представления, быт древних людей. Исследования по ономастике способствуют разгадыванию тайн прошлого, дают ценный материал для исследования истории, этнографии, социологии.
В названиях населенных мест часто присутствуют имена, фамилии, прозвища первых поселенцев, помещиков и др.
Многие названия указывают на характер местности, величину, цвет объекта. Они отражают также отдельные стороны общественно -экономической жизни, исторические события. Для выделения этимологии топонимов, пожалуй, наиболее важным орудием является народная терминология. В них скрывается указание на наличие растительного и почвенного покрова, формы рельефа, на наличие тех или иных типов населений.
Определённая часть топонимов на современном этапе развития топонимической науки ещё не может быть удовлетворительно объяснена. Некоторые топонимы будут раскрыты, видимо, в исследованиях ученых. Сейчас в основном придётся довольствоваться народной этимологией. Основная трудность данной работы заключалась в том, что до сих пор нет исследовательских работ по кумыкской этимологии.
Топонимы различны по смысловому содержанию и этимологии. Одни из них легко объяснимы, а других, наоборот, очень трудно объяснить.
У селения Янгигент богатое историческое наследие. История его уходит в глубь веков. Сама его история до последних годов фактически не была изучена историками-этнографами.
Население села Янгигент по переписи 2010 года составляет 1248 человек. Площадь села - 58, 6 кв. км. Его высота над уровнем моря составляет 313 м. В переводе с кумыкского Янгигент означает «Новое село», янги – «новый» + гент «село» Р. М. Магомедов в книге «Памятники истории и письменности даргинцев 18 века» писал: «Село Янгигент трижды сжигалось: в 1277 году, 1818 году и 1877 г., столько же раз восстанавливалось, чтобы каждый раз называться Янгигентом [Магомедов1960: 45].
Большое число горских евреев проживало в селе Нюгеди Кайтагского района. «Нюге дигь» – в переводе с татского языка означает новое село. Село Нюгеди после того как его покинули евреи, вошло в состав Янгигента.
Горские евреи пришли в Нюгеди из селения Маджалис. Вначале они приходили по торговым делам, затем образовали свое поселение – жугьут аул – «еврейский квартал», так назвали его кумыки. Согласно по семейным спискам 1843 года, в еврейской слободе села на тот момент проживало 125 человек, из них - 66 мужчин и 59 женщин. Эти жители составляли 45 домов. Старостой села был Нусу Израил оглы, 54 лет. Раввином – Амрам Раба оглы, 40 лет. В 1860-х годах в общине Янгигента раввином служил р. Хизгил (Иехизкель), ученик раби Ильогу Багдади, чьи предки пришли в Дербент из Ирана в 1695 году.
В 1866 году известный путешественник Иуда Черный, благодаря которому сохранилось много сведений о том периоде, зарегистрировал еврейское население в числе 100 домов. Илья Анисимов в том же году подал сведения о том, что в селе Янгигент имелось 103 дома в составе 360 мужчин и 324 женщин. До начала первой мировой войны в селе проживало 684 еврея.
Евреи села Нюгеди занимались торговлей, были отличными кожевенниками.
Нам удалось выяснить, что причиной ухода из села горских евреев стало убийство члена общины – Ягуды (Иохуда) Семандуева, в 1930 году он был убит у села Джаванкент Каякентского района. Об этом рассказывал его сын, Ахом Семандуев. Но в книге А. Ракитникова «Глиняный квартал» есть документальное подтверждение этого факта. Автор книги пишет его имя Иохуда. «Мы возвращались в Джугут-аул втроем и обсуждали убийство кустаря-кожевника Иохуда Семандуева из аула Нюгеди. Он продавал кожи в ауле Башлы. На обратном пути из Башлы возле селения Джаванкент, Иохуда убили и ограбили. Горско-еврейский Нюгеди был взбудоражен». После этого случая многие жители Нюгеди покинули село. У Ягуды Семандуева осталась жена и четверо детей: дочь и три сына. Двое сыновей Семандуев Шамиль и Семандуев (Семен) Симанду погибли во время Великой Отечественной войны.
На одном надгробных памятниках написано, что Аарон Бен Матай похоронен в апреле 1878 года. В посемейных списках 1843 года есть Аарон бен Матай 45 лет. Выходит, что он умер в возрасте 80 лет.
Один из старожилов Гапизов Гапиз Гереевич, 1935 года рождения, говорит, что в его время в селе евреи уже не жили, а мама его рассказывала, что кумыки купили у евреев дома и земли. Мусульмане не занимали еврейские постройки и поля, так как у них бытовало поверье: змеи оберегают дома хозяев и охраняют их жилище, даже тогда, когда жители покидают его. У местных жителей и сегодня сохранилось много поверий и легенд, связанных с еврейскими захоронениями на территории села.
Во многих источниках есть предания, связанные с обрядом вызывания дождя. Горско-еврейское предание о Дерей-Гата (или жуут –гъэтта – еврейское ущелье), записанное А. Барсовым в Темир-Хан-Шуре: «К северо-западу от г. Дербента в 44 верстах есть аул Меджлис [Маджалис. – И.С.] – административный пункт Кайтаго-Табасаранского округа. Близ этого аула есть место, известное под именем Джиут-Гатта /Жугъут къатта/: здесь когда-то было несколько маленьких аулов. Теперь на этом месте находятся еврейские памятники. Из таких памятников замечателен надгробный памятник раввина Анины, найденный Евреями в 1872 г.
Последним покинул село Нюгеди Натанил и его сыновья: Нагдим и Ситкил. Дом Натанила стоит и сегодня, но его перестроили и живут там другие люди.
Местный житель, преподаватель Багатыр Абдуллаев, рассказал, что в селе много лет работал учителем еврей по имени Чираги. Его сыновья погибли во время войны.
Еврейского кладбища как такового в селе нет: есть отдельные захоронения, которые нуждаются в ограждении.
Литература
- Багомедов М. Р. Топонимия Дарга: структурно – семантический аспект. - Махачкала, 2013.
- Гаджиахмедов Н. Э. Даргинское влияние на кайтагский диалект кумыкского языка // Тюркско – дагестанскике языковые взаимоотношения. – Махачкала, 1985. –С. 115-127.
- Гаджиахмедов Т. И. Янгикентский говор кайтагского диалекта кумыкского языка. - Махачкала, 2006. -129 с.
- Гасанова У. У. Микротопонимика села Шиляги /Дагестанская ономастика. Вып.2. –Махачкала, 1996. С. 45-48.
- Магомедов Р. М. Памятники истории и письменности даргинцев 18 века. –Махачкала, 1960.
Автор: Мугутдинова Юлдуз Камильевна, студентка 4 курса филологического факультета Дагестанского государственного университета, г.Махачкала
Научный руководитель: Гаджиахмедов Тагир Исмуллаевич, к.ф.н., доцент кафедры дагестанских языков Дагестанского государственного университета, г. Махачкала