История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Чэнь Цзыди

 

 Лексическая группа «Животные» в структуре микротопонимии Воронежской области

 

Проблемы региональной микротопонимики как особой отрасли топонимики остаются недостаточно разработанными: в частности, очень мало специальных исследований, посвященных детальному рассмотрению номинации микротопонимов Воронежской области.

Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, медведь, волк, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. И почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.

Таким образом, данное исследование должно быть актуальным, поскольку оно выражает картину мира жителей Воронежской области, формирует представления о языковой специфике региона, знакомит с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона и воспитывает интерес и уважение к «малой родине».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЖИВОТНЫЕ» В СТРУКТУРЕ МИКРОТОПОНИМИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Животные – объект мифологизации и символизации в народной зоологии. Славяне верили, что все люди наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях-медведях, оленях, соколах и т.д.

Образы животных выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении - верным и справедливым.

Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, волк, медведь, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа существует своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. Почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.

В нашем исследовании микротопонимии Воронежской области мы изучили         наименования, связанные с названиями животных.

Материалом по микротопонимии для данного доклада послужил двухтомный «Словарь микротопонимии Воронежской области» Г.Ф. Ковалева [2].

Как свидетельствует материал, в Воронежской области живут или жили в основном такие дикие животные, как бобр, волк, еж, заяц, змея, лиса, лягушка, медведь, олень, черепаха и различные птицы, рыбы:

Бобр – пушной зверь, в народных представлениях обладающий преимущественно эротической и брачной символикой. Брачная символика бобра ярко представлена в свадебном фольклоре. В севернорусских приговорах дружки говорится, что свадьба едет «на конях, на бобрах, на городецких санях» [1]. Название встречается в микрогидронимах, названных по данному животному:

Бобриное (Бобри'нъе) – озеро у с. Бродовое Аннинского р-на. Озеро так названо потому, что здесь действительно живут бобры.

Бобровое (Бабро'въе) – озеро у с. Воскресеновка Борисоглебского р-на.

Бобров (Бобро'ф) – ерик, протока в Хоперском заповеднике.

Лес и урочище с названием «бобр» остались лишь по одному:

Бобров (Бабро'в) – лес (горельник) к востоку от с. Гороховка Верхнемамонского р-на.

Боброво (Бабро'во) – урочище в Верхнемамонском р-не.

Упоминая бобров, мы чаще всего вспоминаем самый драгоценный их великолепный и прочный мех. В некоторых странах этого ценного пушного зверя даже стали разводить на зверофермах.

Кроме того, бобровая струя является одним из четырех животных благовоний в мире (амбра кашалота, мускус кабарги, и струя циветты). Она не только считается благовониями, но и является возбуждающим средством в медицине.

Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Это символ плодородия, здоровья, силы. Он нередко наделяется главенствующей ролью среди лесных зверей. Его образ представлен ярче и разнообразнее всего у восточных славян. [3]

Это самый крупный хищник на земле. Медведь появился на планете около 6 миллионов лет назад и всегда был символом мощи и силы.

В Воронежской области есть несколько оврагов, наименованных медвежьими:

Медвежья Вершина (Мядве'жья Вяршына) – овраг при р. Хаве возле села Сухие Гаи (Новопокровское Верхнехавского р-на), отмеченный на карте КГМ XVIII в.

Медвежий Яр (Медве'жий яр) – овраг. “До заселения этих мест здесь встречались медведи”, по оврагу названо с. Медвежье Калачеевского р-на [4].

Это просто лес, пруд и ручей с названиями данного животного:

Медвежий (Мидве'жый) – лес в вершине Медвежанского Яра в Калачеевском р-не. По лесу было названо с. Медвежье.

Медвежий (Мидве'жый) - пруд в с. Пески Поворинского р-на.

Медвежий Колодезь (Мидве'жый кало'дезь) – ручей. “Колодезь (ручей, вытекающий из родника) свое имя получил от встречавшихся в этих местах медведей”, по ручью названо с. Медвежье Семилукского р-на [4].

Кроме диких животных, в Воронежской области люди заводят в основном таких домашних животных, как, например, быка, козу, коня, корову, кошку и собаку.

Конь, кобыла, лошадь – в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Этот образ связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Среди воронежских микротопонимов могут быть названия улицы и хутора, связанные с конём:

Конькова (Канько'ва) – ул. в с. Красносёловка Петропавловского р-на. Улица выходила на ближайший хутор Коньков.

Коньков (Канько'ф) – хутор возле с. Красносёловка Петропавловского р-на. Назван так из-за бывшей там когда-то конюшни.

Это может быть место водопоя, родник или озеро, где обычно поили и купали лошадей:

Лошадиная Голова (Лашади'ная Галава') – родник у с. Андреевка Нижнедевицкого района. Назван по форме, напоминающей лошадиную голову. По второй версии, в связи с угрозой размывания дамбы родником, его пытались заткнуть черепом лошади.

Лошадиная Речка (Лашади'ная Ре'чка) – озеро, образовавшееся на месте старого русла р. Икорец у с. Никольское Бобровского р-на. Здесь обычно поили и купали лошадей.

В жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади – она стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне.

Коза, козел – наиболее легкие животные в отношении прокорма, в народных представлениях и обрядах они являют собой символ и стимулятор плодородия. В то же время козёл считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее.

Связанными с козлом или козой могут быть названия улицы и хутора:

Козловка (Казло'фкъ) – ул. и часть с. Меловатка Семилукского р-на.

Козиновка (Кази'нъфка, Козы'нивка) – хутор у с. Постояловка Ольховатского р-на. По местной легенде, первый поселенец этого хутора приехал с козами.

А это природные места под козьими названиями, где пасутся козы:

Козий Лог (Ко'зий Лог) - овраг у с. Медвежье Семилукского р-на. Здесь обычно пасутся козы. Там ышо' лох, называ'ють Ко'зий.

Козловка (Казло'фка) – поляна в Новохоперском заповеднике [Марченко 2001, с.6]. Вероятно, название указывает на особенность фауны – на поляне пасутся козы. ВРВ. Н.-Хоп.

Таким образом, у русских животные играли особую роль в жизни. Они выражают картину мира жителей Воронежской области и формируют представления о языковой специфике региона, знакомят с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона, воспитывают интерес и уважение к «малой родине».

 

Библиографический список

 

  1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 2002.
  2. Ковалев Г.Ф. Словарь микротопонимии Воронежской области. В 2-х т. – Воронеж: «Наука-Пресс», 2017.
  3. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. – М.: Междунар. отношения, 1995, т.1-4.
  4. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж: Центр.-Черн

 

Автор: Чэнь Цзыди, аспирант кафедры славянской филологии, 3 курс, филологический факультет, Воронежский государственный университет

Научный руководитель: Ковалёв Геннадий Филиппович, профессор, доктор филологических наук

 

Наши новости

Большой Курильской вопрос

     Приходя на новые земли, люди часто изменяли или переиначивали на свой манер названия, данные этим землям их предшественниками. И такая чехарда происходила на протяжении тысячелетий. Поэтому сегодня учёные пишут толстые топонимические словари и выдвигают порой противоположные версии о происхождении многих географических названий. И спорят, и каждый по-своему прав. В России, правда, никому в голову не приходит предложить отказаться от исторического названия на основании только того, что оно «не родное»: это же часть нашей истории и культуры. Хотя мы видим, что практически на всём постсоветском пространстве это не так.

     И вот, видя, как кто-то из соседей скачет и требует подарить ему часть российской территории, военный человек говорит: «Если придется отстаивать остров, как, например, некогда бились за Даманский, то пусть лучше это будет остров Дерзкий, чем Шикотан». Неожиданно, да?

Подробнее...

Кто, где, когда: тамбовцы или тамбовчане?

    Названия жителей разных мест и селений складывались столетиями и неоднократно изменялись. Многие из таких прозвищ сохранились в основах современных фамилий, но некоторые из привычных нам сегодня прозваний в фамилиях вы не обнаружите. Таково, например, прозвище «тамбовчанин»: Тамбовцевых в России многие тысячи, а Тамбовчаниновых просто нет (если всё же есть и такие - откликнитесь). О его необычной истории и пойдёт речь.

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра накануне Дня Защитника

Дорогие друзья! Ввиду большой загруженности, возникшей из-за подготовки ко Дню Защитника, наш центр будет работать и воскресенье 21 февраля. Но - обращаем ваше внимание -23-го февраля мы не работаем. Если вы не успеваете забрать сделанный заказ до 18.00 22 февраля, пожалуйста, сообщите об этом накануне. В таком случае в понедельник 22-го наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

В Томской области открылся первый в стране Клуб реальной географии

     В рамках этого проекта предполагается создание в сельских школах клубов эколого-географической направленности для привлечения интереса школьников к родному краю, улучшения их познаний в географии и экологии.

     Важной частью тематики клуба должна стать и региональная ономастика. Изучение топонимов родного края, фамилий и имён его жителей, несомненно, привлечёт к деятельности клуба не только школьников, но и взрослых энтузиастов, которые помогут решить проблему сбора информации и сами станут ценными информантами. Кстати, лучшие пять клубов реальной географии получат по 30 тысяч рублей от РГО на развитие.

Подробнее...

Новости словесности

Добро пожаловать в Русский Дом!

     Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству подвело итоги конкурса "Переименуй Россотрудничество" на короткое названия для своих отделений за пределами России. В конкурсе победило словосочетание "Русский дом", оно оказалось самым популярным среди присланных вариантов.

Подробнее...

В Химках родился Елисей

     Если вы привыкли, что все новости, приходящие из ЗАГсов и посвящённые именам новорождённых, непременно состоят из списка слов, не всегда имеющих отношение к русскому именнику и к человеческому именнику вообще, то ошибаетесь. Вот, пожалуйста: в отделе №1 Межрайонного управления ЗАГС по городским округам Химки и Долгопрудный Главного управления ЗАГС Московской области зарегистрировали рождение мальчика с именем Елисей. 

     Молодым родителям, раздумывающим над именем своего наследника, рекомендуем. Красивое библейское имя Елисей означает "Бог - спасение". Именины Елисеев отмечаются дважды в год - 27 июня и 3 июля (летний праздник гарантирован!), но Церковь не препятствует выбору имени по святцам без привязки к дню рождения.   

Подробнее...

Япо-о-онский «Домострой»!

     Действующее ныне в Японии законодательство предписывает обоим супругам носить одну фамилию. Ибо сказано «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5,6). Возникает, конечно, вопрос: откуда они про это знают?

     Между тем, новый японский министр по делам Олимпиады (!) и - она же - министр по вопросам гендерного равенства (!!) не намерена разрешить замужним женщинам сохранять их девичьи фамилии.

     О нелёгкой судьбе замужних японских женщин читайте в полной боли статье токийского журналиста британской газеты "Гардиан" (The Guardian) Джастина МакКарри

Подробнее...

Год Достоевского в Будапеште

     Будапештский Русский центр отмечает Год Достоевского серией ежемесячных программ, которые с разных сторон освещают творчество писателя. Начало юбилейным мероприятиям было положено прошедшей 28–29 января международной онлайн конференцией под названием «Достоевский 200 – Восточно- и Центральноевропейские прочтения Достоевского». Участие в этой конференции приняли студенты, педагоги и представители образовательных организаций, науки и общественности России, Венгрии, Словакии, Болгарии, Румынии и других стран.

Подробнее...
История фамилии © 1996-2021.