История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Чэнь Цзыди

 

 Лексическая группа «Животные» в структуре микротопонимии Воронежской области

 

Проблемы региональной микротопонимики как особой отрасли топонимики остаются недостаточно разработанными: в частности, очень мало специальных исследований, посвященных детальному рассмотрению номинации микротопонимов Воронежской области.

Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, медведь, волк, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. И почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.

Таким образом, данное исследование должно быть актуальным, поскольку оно выражает картину мира жителей Воронежской области, формирует представления о языковой специфике региона, знакомит с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона и воспитывает интерес и уважение к «малой родине».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЖИВОТНЫЕ» В СТРУКТУРЕ МИКРОТОПОНИМИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Животные – объект мифологизации и символизации в народной зоологии. Славяне верили, что все люди наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях-медведях, оленях, соколах и т.д.

Образы животных выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении - верным и справедливым.

Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, волк, медведь, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа существует своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. Почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.

В нашем исследовании микротопонимии Воронежской области мы изучили         наименования, связанные с названиями животных.

Материалом по микротопонимии для данного доклада послужил двухтомный «Словарь микротопонимии Воронежской области» Г.Ф. Ковалева [2].

Как свидетельствует материал, в Воронежской области живут или жили в основном такие дикие животные, как бобр, волк, еж, заяц, змея, лиса, лягушка, медведь, олень, черепаха и различные птицы, рыбы:

Бобр – пушной зверь, в народных представлениях обладающий преимущественно эротической и брачной символикой. Брачная символика бобра ярко представлена в свадебном фольклоре. В севернорусских приговорах дружки говорится, что свадьба едет «на конях, на бобрах, на городецких санях» [1]. Название встречается в микрогидронимах, названных по данному животному:

Бобриное (Бобри'нъе) – озеро у с. Бродовое Аннинского р-на. Озеро так названо потому, что здесь действительно живут бобры.

Бобровое (Бабро'въе) – озеро у с. Воскресеновка Борисоглебского р-на.

Бобров (Бобро'ф) – ерик, протока в Хоперском заповеднике.

Лес и урочище с названием «бобр» остались лишь по одному:

Бобров (Бабро'в) – лес (горельник) к востоку от с. Гороховка Верхнемамонского р-на.

Боброво (Бабро'во) – урочище в Верхнемамонском р-не.

Упоминая бобров, мы чаще всего вспоминаем самый драгоценный их великолепный и прочный мех. В некоторых странах этого ценного пушного зверя даже стали разводить на зверофермах.

Кроме того, бобровая струя является одним из четырех животных благовоний в мире (амбра кашалота, мускус кабарги, и струя циветты). Она не только считается благовониями, но и является возбуждающим средством в медицине.

Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Это символ плодородия, здоровья, силы. Он нередко наделяется главенствующей ролью среди лесных зверей. Его образ представлен ярче и разнообразнее всего у восточных славян. [3]

Это самый крупный хищник на земле. Медведь появился на планете около 6 миллионов лет назад и всегда был символом мощи и силы.

В Воронежской области есть несколько оврагов, наименованных медвежьими:

Медвежья Вершина (Мядве'жья Вяршына) – овраг при р. Хаве возле села Сухие Гаи (Новопокровское Верхнехавского р-на), отмеченный на карте КГМ XVIII в.

Медвежий Яр (Медве'жий яр) – овраг. “До заселения этих мест здесь встречались медведи”, по оврагу названо с. Медвежье Калачеевского р-на [4].

Это просто лес, пруд и ручей с названиями данного животного:

Медвежий (Мидве'жый) – лес в вершине Медвежанского Яра в Калачеевском р-не. По лесу было названо с. Медвежье.

Медвежий (Мидве'жый) - пруд в с. Пески Поворинского р-на.

Медвежий Колодезь (Мидве'жый кало'дезь) – ручей. “Колодезь (ручей, вытекающий из родника) свое имя получил от встречавшихся в этих местах медведей”, по ручью названо с. Медвежье Семилукского р-на [4].

Кроме диких животных, в Воронежской области люди заводят в основном таких домашних животных, как, например, быка, козу, коня, корову, кошку и собаку.

Конь, кобыла, лошадь – в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Этот образ связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Среди воронежских микротопонимов могут быть названия улицы и хутора, связанные с конём:

Конькова (Канько'ва) – ул. в с. Красносёловка Петропавловского р-на. Улица выходила на ближайший хутор Коньков.

Коньков (Канько'ф) – хутор возле с. Красносёловка Петропавловского р-на. Назван так из-за бывшей там когда-то конюшни.

Это может быть место водопоя, родник или озеро, где обычно поили и купали лошадей:

Лошадиная Голова (Лашади'ная Галава') – родник у с. Андреевка Нижнедевицкого района. Назван по форме, напоминающей лошадиную голову. По второй версии, в связи с угрозой размывания дамбы родником, его пытались заткнуть черепом лошади.

Лошадиная Речка (Лашади'ная Ре'чка) – озеро, образовавшееся на месте старого русла р. Икорец у с. Никольское Бобровского р-на. Здесь обычно поили и купали лошадей.

В жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади – она стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне.

Коза, козел – наиболее легкие животные в отношении прокорма, в народных представлениях и обрядах они являют собой символ и стимулятор плодородия. В то же время козёл считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее.

Связанными с козлом или козой могут быть названия улицы и хутора:

Козловка (Казло'фкъ) – ул. и часть с. Меловатка Семилукского р-на.

Козиновка (Кази'нъфка, Козы'нивка) – хутор у с. Постояловка Ольховатского р-на. По местной легенде, первый поселенец этого хутора приехал с козами.

А это природные места под козьими названиями, где пасутся козы:

Козий Лог (Ко'зий Лог) - овраг у с. Медвежье Семилукского р-на. Здесь обычно пасутся козы. Там ышо' лох, называ'ють Ко'зий.

Козловка (Казло'фка) – поляна в Новохоперском заповеднике [Марченко 2001, с.6]. Вероятно, название указывает на особенность фауны – на поляне пасутся козы. ВРВ. Н.-Хоп.

Таким образом, у русских животные играли особую роль в жизни. Они выражают картину мира жителей Воронежской области и формируют представления о языковой специфике региона, знакомят с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона, воспитывают интерес и уважение к «малой родине».

 

Библиографический список

 

  1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 2002.
  2. Ковалев Г.Ф. Словарь микротопонимии Воронежской области. В 2-х т. – Воронеж: «Наука-Пресс», 2017.
  3. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. – М.: Междунар. отношения, 1995, т.1-4.
  4. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж: Центр.-Черн

 

Автор: Чэнь Цзыди, аспирант кафедры славянской филологии, 3 курс, филологический факультет, Воронежский государственный университет

Научный руководитель: Ковалёв Геннадий Филиппович, профессор, доктор филологических наук

 

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра 2 и 3 апреля

   Дорогие друзья! В субботу 2-го апреля наш центр работать не будет. Приносим свои извинения. Но мы всё наверстаем в воскресенье: 3-го числа работаем с 12.00. Поэтому, если у вас срочный заказ, смело оформляйте заявку: в воскресенье мы созвонимся, и в понедельник 4-го апреля наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

2022! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с новым, 2022 годом и Рождеством Христовым! Желаем вам мира и добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней!

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.