Чэнь Цзыди
Лексическая группа «Животные» в структуре микротопонимии Воронежской области
Проблемы региональной микротопонимики как особой отрасли топонимики остаются недостаточно разработанными: в частности, очень мало специальных исследований, посвященных детальному рассмотрению номинации микротопонимов Воронежской области.
Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, медведь, волк, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. И почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.
Таким образом, данное исследование должно быть актуальным, поскольку оно выражает картину мира жителей Воронежской области, формирует представления о языковой специфике региона, знакомит с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона и воспитывает интерес и уважение к «малой родине».
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЖИВОТНЫЕ» В СТРУКТУРЕ МИКРОТОПОНИМИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Животные – объект мифологизации и символизации в народной зоологии. Славяне верили, что все люди наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях-медведях, оленях, соколах и т.д.
Образы животных выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении - верным и справедливым.
Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, волк, медведь, олень – это священные звери предков славян, а змея, жаба, черепаха считаются нечистыми животными. У каждого народа существует своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой. Почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д.
В нашем исследовании микротопонимии Воронежской области мы изучили наименования, связанные с названиями животных.
Материалом по микротопонимии для данного доклада послужил двухтомный «Словарь микротопонимии Воронежской области» Г.Ф. Ковалева [2].
Как свидетельствует материал, в Воронежской области живут или жили в основном такие дикие животные, как бобр, волк, еж, заяц, змея, лиса, лягушка, медведь, олень, черепаха и различные птицы, рыбы:
Бобр – пушной зверь, в народных представлениях обладающий преимущественно эротической и брачной символикой. Брачная символика бобра ярко представлена в свадебном фольклоре. В севернорусских приговорах дружки говорится, что свадьба едет «на конях, на бобрах, на городецких санях» [1]. Название встречается в микрогидронимах, названных по данному животному:
Бобриное (Бобри'нъе) – озеро у с. Бродовое Аннинского р-на. Озеро так названо потому, что здесь действительно живут бобры.
Бобровое (Бабро'въе) – озеро у с. Воскресеновка Борисоглебского р-на.
Бобров (Бобро'ф) – ерик, протока в Хоперском заповеднике.
Лес и урочище с названием «бобр» остались лишь по одному:
Бобров (Бабро'в) – лес (горельник) к востоку от с. Гороховка Верхнемамонского р-на.
Боброво (Бабро'во) – урочище в Верхнемамонском р-не.
Упоминая бобров, мы чаще всего вспоминаем самый драгоценный их великолепный и прочный мех. В некоторых странах этого ценного пушного зверя даже стали разводить на зверофермах.
Кроме того, бобровая струя является одним из четырех животных благовоний в мире (амбра кашалота, мускус кабарги, и струя циветты). Она не только считается благовониями, но и является возбуждающим средством в медицине.
Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Это символ плодородия, здоровья, силы. Он нередко наделяется главенствующей ролью среди лесных зверей. Его образ представлен ярче и разнообразнее всего у восточных славян. [3]
Это самый крупный хищник на земле. Медведь появился на планете около 6 миллионов лет назад и всегда был символом мощи и силы.
В Воронежской области есть несколько оврагов, наименованных медвежьими:
Медвежья Вершина (Мядве'жья Вяршына) – овраг при р. Хаве возле села Сухие Гаи (Новопокровское Верхнехавского р-на), отмеченный на карте КГМ XVIII в.
Медвежий Яр (Медве'жий яр) – овраг. “До заселения этих мест здесь встречались медведи”, по оврагу названо с. Медвежье Калачеевского р-на [4].
Это просто лес, пруд и ручей с названиями данного животного:
Медвежий (Мидве'жый) – лес в вершине Медвежанского Яра в Калачеевском р-не. По лесу было названо с. Медвежье.
Медвежий (Мидве'жый) - пруд в с. Пески Поворинского р-на.
Медвежий Колодезь (Мидве'жый кало'дезь) – ручей. “Колодезь (ручей, вытекающий из родника) свое имя получил от встречавшихся в этих местах медведей”, по ручью названо с. Медвежье Семилукского р-на [4].
Кроме диких животных, в Воронежской области люди заводят в основном таких домашних животных, как, например, быка, козу, коня, корову, кошку и собаку.
Конь, кобыла, лошадь – в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Этот образ связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т.п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.
Среди воронежских микротопонимов могут быть названия улицы и хутора, связанные с конём:
Конькова (Канько'ва) – ул. в с. Красносёловка Петропавловского р-на. Улица выходила на ближайший хутор Коньков.
Коньков (Канько'ф) – хутор возле с. Красносёловка Петропавловского р-на. Назван так из-за бывшей там когда-то конюшни.
Это может быть место водопоя, родник или озеро, где обычно поили и купали лошадей:
Лошадиная Голова (Лашади'ная Галава') – родник у с. Андреевка Нижнедевицкого района. Назван по форме, напоминающей лошадиную голову. По второй версии, в связи с угрозой размывания дамбы родником, его пытались заткнуть черепом лошади.
Лошадиная Речка (Лашади'ная Ре'чка) – озеро, образовавшееся на месте старого русла р. Икорец у с. Никольское Бобровского р-на. Здесь обычно поили и купали лошадей.
В жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади – она стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне.
Коза, козел – наиболее легкие животные в отношении прокорма, в народных представлениях и обрядах они являют собой символ и стимулятор плодородия. В то же время козёл считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее.
Связанными с козлом или козой могут быть названия улицы и хутора:
Козловка (Казло'фкъ) – ул. и часть с. Меловатка Семилукского р-на.
Козиновка (Кази'нъфка, Козы'нивка) – хутор у с. Постояловка Ольховатского р-на. По местной легенде, первый поселенец этого хутора приехал с козами.
А это природные места под козьими названиями, где пасутся козы:
Козий Лог (Ко'зий Лог) - овраг у с. Медвежье Семилукского р-на. Здесь обычно пасутся козы. Там ышо' лох, называ'ють Ко'зий.
Козловка (Казло'фка) – поляна в Новохоперском заповеднике [Марченко 2001, с.6]. Вероятно, название указывает на особенность фауны – на поляне пасутся козы. ВРВ. Н.-Хоп.
Таким образом, у русских животные играли особую роль в жизни. Они выражают картину мира жителей Воронежской области и формируют представления о языковой специфике региона, знакомят с наиболее яркими тенденциями в речевой практике региона, воспитывают интерес и уважение к «малой родине».
Библиографический список
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 2002.
- Ковалев Г.Ф. Словарь микротопонимии Воронежской области. В 2-х т. – Воронеж: «Наука-Пресс», 2017.
- Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. – М.: Междунар. отношения, 1995, т.1-4.
- Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж: Центр.-Черн
Автор: Чэнь Цзыди, аспирант кафедры славянской филологии, 3 курс, филологический факультет, Воронежский государственный университет
Научный руководитель: Ковалёв Геннадий Филиппович, профессор, доктор филологических наук