История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.



Профессор В.И. Абаев о войне топонимов.

Из  неопубликованной статьи В.И.Абаева "Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида" (часть 3).
Василий Иванович Абаев (1900-2001) – лингвист, филолог, историк с мировым именем, автор более трехсот научных трудов, получивших мировое признание. Об этом свидетельствует избрание его членом многих европейских академий, в частности, действительным членом Азиатского Королевского общества Великобритании и Северной Ирландии, членом-корреспондентом Финно-угорской академии в Хельсинки и др.

Более 50 лет ученый проработал в Институте языкознания Российской академии наук. Он является создателем уникальных, не имеющих аналогов, словарей - историко-этимологического словаря осетинского языка в 5-ти томах, русско-осетинского в 2-х томах и др. Кроме того, В. И. Абаев занимался редчайшей областью фольклористики – нартоведением.

Война топонимов

        В своей зоологической злобе грузинские шовинисты доходят до таких абсурдных утверждений, что становится за них стыдно. Оказывается, никакой Южной Осетии вообще не существует. Если Южная Осетия упоминается, то обязательно в кавычках и с эпитетом «так называемая». Оказывается, грузинский народ слыхом не слыхал про Южную Осетию. Он знает эту область только под названием «Шида Картли» или «Самачабло». Трудно сказать на кого рассчитано это беспардонное вранье, должно быть на совершенно безграмотных «боевиков». Стыдно полемизировать на этом уровне. Но приходится.

      В грузинской (и русской) печати XIX века название «Южная Осетия» встречается сотни раз (см. газету «Советская Осетия» от 8 марта 1991 г.). Если бы не было Южной Осетии, теряло бы всякий смысл и название «Северная Осетия» (Чрдило Осети). В популярнейшей книге Якоба Гогебашвили «Бунебис Кари», первое издание которой вышло в свет в 1912 г. и по которой миллионы грузинских ребят учились начаткам географии и природоведения, в числе регионов Грузии названа и Южная Осетия. (Самхрет Осети). Берем авторитетный «Толковый словарь грузинского языка» под редакцией А.С.Чикобава. В 6-ом томе, на странице 738 находим «Самхрет Осети» т.е. «Южная Осетия». Академик Чикобава составлял словари не для политических манипуляций, а как строго научный лексикографический справочник. И его интересовало только одно: бытует данное слово в грузинском языке или нет. И он вносил в словарь только то, что бытует. Оказывается «Самхрет Осети» в грузинском языке существует. Если бы он считал, что «Самхрет Осети» имеет синоним «Самачабло», он обязательно дал бы отсылку к этому термину. Но нет у него такой отсылки. Более того, нет вообще в 8-ми томном словаре никакого «Самачабло». Откуда же взялось это название? Оно известно фашизированной лженаукой из мусорной свалки феодальных времен, когда феодальные владения назывались по фамилии князей-помещиков. («Самачабло» - от фамилии князей Мачабели). Но ведь феодализм господствовал по всей Грузии. Почему же для других регионов не воскрешают из мертвых феодальные названия, скажем «Саэриставо», «Сацеретело» и т.д., а называют настоящими именами: «Кахетия», «Хевсурети», «Сванетия», «Имеретия» и т.д. и только Осетию называют не по населению осетин, а по фамилии бывшего помещика - «Самачабло». Ясно для чего. Для того чтобы оскорбить осетин. Для того чтобы уничтожить их «топонимически» с тем, чтобы затем уничтожить физически. Гамсахурдиа грозит привести двухсоттысячную армию, чтобы ни одного осетина не осталось на земле «Самачабло» («Комсомольская правда», 15 января 1991 г.). Что ж, если Новая Грузия будет строить свои отношения с национальными меньшинствами на принципах оскорбить, уничтожить, то международное сообщество и общественное мнение всех стран дадут этому надлежащую оценку.

       Несколько слов еще о топониме «Шида Картли», который, якобы, тоже является названием Южной Осетии. Термин «Шида Картли» действительно встречается многократно в «Картлис Цховреба» («Хроника Грузии») и других источниках.

      Но он никогда не был названием Южной Осетии. В «Хрониках» читаем: «Царь Фарнаваз... оставил (здесь) одного военачальника и дал ему область от Тбилиси и Арагви до Таспскари, которая (область) есть «Шида Картли» («Картлис Цховреба» под ред. Каухчишвили, Тбилиси, 1942, с. 17-18). Стало быть «Шида Картли» (буквально «Внутренняя Грузия») было названием не Южной Осетии, а всей средней Грузии от Арагви и Тбилиси до Сурамского перевала всей той области, которая ныне называется Карталинией. Утверждение, что этот термин применяется или когда-то применялся специально к Южной Осетии - обыкновенная фальшивка.

      Возвращаясь к названию «Самачабло» уместно отметить, что названия были разные. Бывало, например, и такое название: «Вилайети Гурзия» - «Вилайет Грузия». Так называлась Грузия, когда она была под Турецким владычеством. Это владычество было настолько прочным и основательным, что турки даже создали для этой своей провинции особый кодекс «Канунаши Гурджистан» - «Книга законов вилайета Грузия».

      И быть бы Грузии по сей день Турецким Вилайетом, если бы великая христианская держава на севере не протянула ей в трудный час руку помощи и не избавила бы ее навсегда от вражеских нашествий.

      Если мы в войну топонимов также включим «Вилайети Гурджистан», то можно в конце концов прийти к соглашению: грузины будут называть Южную Осетию «Самачабло», а осетины Грузию «Турецкий вилайет».

      Князья Мачабели никогда не владели территорией Южной Осетии, несмотря на их притязания. Вот что пишется об этом в специальном томе «СССР» Грузинской Советской энциклопедии, изданной в Тбилиси в 1981 году на странице 353: «в период первой половины XIX века в Юго-Осетии происходили массовые выступления. Особенно крупными были восстания 1804, 1810-1812, 1830, 1840 и 1850 годов. Крестьяне ущелья Большой Лиахвы отстояли свою вольность и личную свободу от притязаний помещиков. В феврале 1851 года правительственный сенат России признал незаконными притязания князей Мачабели на крепостное право над осетинами».

       История истинная и вымышленная
      Фашизм - везде, где он приходит к власти, разрушает гуманитарную науку, прежде всего - историческую. Перед наукой открыто и цинично ставится цель: не поиски и восстановление исторической правды, а безудержное этническое и расовое самовосхваление.
       В газете «Заря Востока» от 26 мая 1989 г. мне попалась статья грузинского историка Л. Тухашвили «Сколько же нам лет?» По утверждению автора, грузинскому государству 6 000 лет. Доказательства? Извольте: «Анализ национальной этнопсихологии, повышенное честолюбие, непоколебимое самолюбие, гордость». Других доказательств нет. Стало быть древность национальной государственности следует определять по уровню национального чванства. Чем больше чванства, тем древнее государственность. Таков научный уровень новейшей фашизированной грузинской историографии. Напомню, что самоназвания некоторых отсталых племен означают «настоящие люди». Вот это - гордость! Вот это - самолюбие! Таким племенам следует отвалить по меньшей мере 60 000 лет государственности.
      Перейдем от высосанных из пальца «патриотических» фантазий к реальной истории. Обращаемся к лучшим историческим атласам - немецким, французским, английским. Что же мы в них находим? До Х века нашей эры - никаких намеков на грузинское царство. Античные авторы знают в этом регионе племена иберов и колхов. О языке иберов ничего не известно. Колхида, судя по тому, что приплывшие из Греции аргонавты общались с ее жителями без помощи переводчиков, были древней греческой колонией. В соседстве с иберами и колхами известна скифская (сакская) область Сакасена (из «сака-шайана» - «обиталище саков»). О ней впервые упоминает Страбон. Грузинское царство появляется на картах только в XI веке под названием Georgisch Reich, Royaume de Georgie, Georgian Kingdom.
        До Х века если и было какое-то грузиноязычное «царство», то оно не имело никакого политического веса и значения даже в масштабах Закавказья. К тому же оно то и дело становилось добычей то сасанидского Ирана, то арабского халифата, то турок-сельджуков. Только начиная с царя Давида Строителя (1073 - 1125) грузинское государство приобретает устойчивый политический статус и, благодаря Крестовым походам, становится известным на Западе. «Грузинская хроника» в своей начальной части представляет пеструю смесь фантастики с реальностью. Там фигурирует множество «царей». Все имена - иранские. Ряд сюжетов также заимствован из Шахнамэ и из других иранских эпических циклов.
Все это установлено самими грузинскими историками, в том числе выдающимся ученым Иваном Александровичем Джавахишвили.
       От Джавахишвили - к Тухашвили! Какая позорная деградация!
       Согласно тем же историческим атласам, которые я выше упомянул, на Северном Кавказе с I века н.э., когда не было еще и намеков на грузинское царство, возникает крупное аланское племенное объединение, характеризуемое сперва чертами военной диктатуры (в понимании Энгельса), а со временем - образовавшее феодальное государство. «Алания в X веке приняла христианство. Она поддерживала тесные связи с Византией, Хазарией, Русью, Грузией. Эти связи нередко закреплялись династическими браками. Связи с Грузией, как это легко видеть по «Грузинской Хронике», были особенно тесными и оживленными. Совместные походы против общих врагов упоминаются неоднократно» (В.Миллер. «Осетинские этюды». ч.III. Москва 1887 год ст. 24). «Часть осетин (алан) с первых веков н.э. оседала в Закавказье, и грузинские летописные источники отличают закавказских осетин от северокавказских» (В.Миллер. Там же ст.36).
        В начале 20-х годов я, в то время студент Петроградского Университета, собирал материал о происхождении юго-осетинских фамилий. Столетние старики на мой вопрос о времени их переселения в Южную Осетию неизменно отвечали, что и они, и их отцы и деды, и прадеды жили в Южной Осетии и ниоткуда не переселились, они называли свою землю Фыдыб?ст? - «Родина», буквально «Страна отцов». Фамильные имена в Северной и Южной Осетии почти сплошь разные. Три наиболее распространенные фамилии - Гаглоевы, Цховребовы, Санакоевы - являются чисто юго-осетинскими. На Севере у них нет родичей. То же можно сказать о большинстве других менее распространенных фамилий. Ряд фамилий имеет грузинские фамильные окончания: Тогошвили, Хабалашвили, Валишвили, Дзугашвили (фамилия Сталина, осетина по отцу) и др.
        Глубоки и серьезны диалектные различия между северным и южным наречиями осетинского языка, в особенности в фонетике и лексике. В языке южных осетин - сотни заимствований из грузинского языка, совершенно чуждых северо-осетинским народам и говорам. Для того чтобы сформировались такие различия, требуется много столетий.
В свете всего сказанного, утверждение, что осетины появились на юге от хребта только в XVIII, XIX и даже только в XX веке лишено всякого научного основания и представляет заведомую ложь, рассчитанную на людей, совершенно безграмотных в вопросах Грузии и Осетии. «Там не просто пахнет фашизмом, там воняет им». (Рафаэль Альберти).
       Было бы кощунством искать что-то положительное в событиях Южной Осетии в 1990 годах, и все же, несомненно, они преподали один полезный урок. В этих событиях грузинская этнократическая клика разоблачила себя как организация выдержанно фашистского типа. Нет ни одного признака фашистской практики, который отсутствовал бы в этой «демократии». Тоталитаризм. Животный страх перед всяким плюрализмом. Зверское полицейское подавление всякого инакомыслия. Жестокая цензура - унификация всех средств массовой информации. Марионеточный парламент: все решения принимаются единогласно, как у Гитлера. Концепция «хозяев» и «гостей» с намеком на перспективу выселения всех «гостей». Оголтелый расизм: насаждение идеи о расовом превосходстве грузин над всеми другими народами. Доморощенное мессианство. Гитлеровцы утверждали, что все выдающееся в истории было обусловлено примесью германской («арийской») расы. Грузинские этнократы со своей провинциальной кочки не хотят отстать. Они тоже считают, что у всех великих людей обязательно должна быть грузинская кровь надо только поискать. Они уже установили, что Петр Великий был грузин или полугрузин. На очереди Юлий Цезарь, Александр Македонский и египетский фараон Хеопс... Можно только удивляться, до чего сходны приемы политических гангстеров, вообразивших себя суперменами. Гитлер врывается в Австрию и объявляет: «Никакой Австрии не существует, есть германская земля «Остмарк». Саддам Хусейн врывается в Кувейт и объявляет: «Нет никакого Кувейта, есть 12-ая провинция Ирака». Гамсахурдиа врывается в Южную Осетию и объявляет: «Никакой Южной Осетии не существует, есть грузинская земля «Самачабло». Но на голом насилии долго не продержишься. Австрия вновь стала Австрией, Кувейт - Кувейтом. Обретет вновь и Южная Осетия свой статус Южной Осетии.
       Фашистский характер этнократического режима в Грузии ни для кого уже не является секретом ни у нас, ни за рубежом. Уно Энельбрехт в газете «Генерал Анцайгер», между прочим, пишет: «3аявления и поступки Звиада Гамсахурдиа свидетельствуют о довольно странном отношении к принятым в международном плане представлениям о правах человека. То, как власти в Тбилиси обращаются с юго-осетинским меньшинством, служит предостерегающим симптомом».
      Весьма влиятельная в США газета «Балтимор Сан» так же без труда распознала коричневую окраску грузинского национализма: «Русские демократы и западные дипломаты встревожены высказываниями Гамсахурдиа против других национальностей, его акцентом на особых правах этнических грузин в Грузии, его привычкой называть своих союзников «преступниками», его отходом от демократии и свободы печати... Его позиция сродни фашизму, его заявления становятся все более и более возмутительными».
       Газета «Монд» опубликовала следующую статью Тамаза Наскидашвили: «Гамсахурдиа и его сообщники царствуют как полные хозяева. Сползание к фашизму очевидно: утрированный национализм, удушение партий, сервильная пресса, поиски козлов отпущения, руководитель, преподнесенный как посланец провидения и герой, культ которого становится мало-помалу обязательным, происходит также несомненное сползание к мафии.
      Никогда еще самый грязный «бизнес» так близко не соседствовал с правительством. И как это обычно, два этих негативных процесса сливаются. Фашизм и мафия идут рука об руку. Это наблюдалось в других местах и в другое время. В Грузии правительство не стесняется обращаться к подонкам общества, используя их как средство для маневра, и к уголовному миру для выполнения грязной работы. Это касается сейчас прежде всего Юго-Осетии, где Гамсахурдиа ведет подлинную войну на истребление. В этой работе грузинской милиции помогает параллельная милиция, которую называют там «неоформалы», представляющая собой попросту банду элементарных уголовников.
      Какая может быть демократия, когда правительство попирает права человека, когда практикуют подлинную расистскую агрессию против одного из своих национальных меньшинств? Сейчас благодаря Гамсахурдиа осетин грабят, морят голодом, избивают, похищают, пытают и убивают! И если вовремя не опомнятся, то за осетинами наступит очередь аджарцев и абхазцев, месхетинцев, курдов, греков, армян... Очередь всех тех, кто считает Грузию прекрасной и великолепной... З.Гамсахурдиа - темная личность. И нельзя не задаться вопросом, на кого он работает?». (Тамаз Наскидашвили - бывший председатель грузинского общества во Франции, бывший староста грузинской православной церкви в Париже).
      Известный правозащитник Валерий Челидзе в статье «Стоит ли менять тюрьму на отдельные камеры?» («Комсомольская правда» от 24 мая 1991 г.) дает уничтожающую характеристику режима Гамсахурдиа:
      «Во временном ослеплении народ выбрал президентом нациста... Это будет грязный, но все же лишь эпизод в грузинской истории. Народ пережил вторжение шаха Абасса, переживет и Гамсахурдиа. Переживет, но совесть свою запачкает».
Депутат съезда народных депутатов СССР С.М. Шамба дважды назвал режим Гамсахурдиа фашистским, и оба раза председательствующий А.И. Лукьянов лишил его слова. Так Кремль оберегает «честь и достоинство» того самого режима, который ежедневно поносит его последними словами.
      В самой Грузии раздаются трезвые голоса. Х. Иванов-Смоленский в газете «Известия» приводит слова одного грузинского журналиста: «Самая большая трагедия сегодня в том, что национальная идея задавила в Грузии все остальное - права человека, экономические свободы, прочие самоценные вещи».
      З.Гамсахурдиа недоволен, когда его называют фашистом. «Почему я фашист? Разве у меня есть газовая камера?» Оказывается, фашизм - это газовые камеры. Если их нет, то это - демократия. Стало быть Саддам Хусейн - это демократия, африканский император Бокасса - это демократия.
      Националистический психоз в некоторых регионах Советского Союза - явление эпигонское, и, стало быть, его надо рассматривать как анахронизм. Время фашистских режимов во всем цивилизованном мире безвозвратно миновало. Эти режимы потерпели полный крах в Италии, Германии, Испании, Португалии, Греции, Чили, Аргентине, Парагвае. И сейчас четко определилась закономерность: чем культурнее страна, тем ничтожнее влияние фашистских партий. Их людоедская идеология и практика вызывают отвращение у всех порядочных людей. Во всем мире появляется множество мелких, но воинственных гитлерят. Они рвутся к власти. Но времена не те, и им удается захватить власть только там, где планка политической культуры стоит на нулевом уровне: в некоторых африканских и арабских странах, в Грузии. В передовых демократических странах они влачат жалкое существование. Им едва удается протащить в парламент несколько депутатов...
       Хочется верить, что грузинский народ освободится скоро от националистического угара, что и для него настанет час просветления и покаяния, и он будет вспоминать о режиме Гамсахурдиа с таким же отвращением, как парагвайцы о режиме Стресснера.
Если этого не случится, то я могу сказать одно: грузинский народ, который я знаю, среди которого я вырос, и к которому отношусь с большим уважением и любовью, народ великого гуманиста Руставели, заслуживает лучшей участи.
       Международная общественность стала все внимательнее присматриваться к тому, что происходит в Южной Осетии.
      На глазах всего цивилизованного человечества совершается чудовищный геноцид против малого народа. Совесть нации не может без конца с этим мириться. На VIII конгрессе ООН по борьбе с преступностью было признано, что борьбу против геноцида надо рассматривать как частный случай борьбы с преступностью. Следует направить полную информацию в международный Красный Крест, в Amnesty International, в ООН. Надо, чтобы весь мир убедился в античеловеческой сущности того режима, который утвердился в Грузии.
Подробнее читайте:
1, 2, 3


ОБ ЭТОЙ СТАТЬЕ:

 Предисловие

             Мало кто, наверное, будет спорить, что среди осетин наших современников никто не пользуется таким почитанием и поклонением как Василий Иванович Абаев. Вся жизнь этого всемирно известного ученого является образцом служения науке, отстаивания интересов своего народа. Его научное наследие потрясает своей основательностью, блеском, масштабами. Составленный им «Историко-этимологический словарь осетинского языка» является той вершиной, которая в одиночку уже не покорится никому и никогда. Даже то, что Вассо Абаев прожил до 100 лет, до последнего дня не прекращая изысканий в области языкознания, поражая коллег остротой ума и завидной памятью, многие воспринимают как элемент служения своему народу.
            То, что Вассо Абаеву удалось добиться таких успехов во многом объясняется тем, что был он человеком предельно мобилизованным, полностью сконцентрировавшим все свои силы и способности на изучении родного осетинского языка, не отвлекаясь на частности, к коим он отнес, скажем, защиту докторской диссертации, что, впрочем, не помешало ему стать членом-корреспондентом Академии наук СССР, лауреатом Государственной премии СССР, признанным во всем мире лингвистом.
        Но и он, казалось бы все и всем доказавший своими научными трудами, мировосприятием, жизненной позицией, не посчитал возможным возвысить себя над схваткой и отгородиться от всего того, что творилось в Южной Осетии в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Он инициировал обращения и воззвания к мировой общественности с призывом прекратить кровопролитие и обуздать агрессора.
            В те же годы появляются несколько публикаций, в которых Вассо Абаев не только рассказывает о фактах геноцида южных осетин в ХХ веке, но и останавливается на вопросах этногенеза осетин, их прародины. Одна из них стала причиной спора. Некоторые в Осетии восприняли слова о том, что предки осетин населяли пространство исключительно севернее Кавказского хребта чуть ли не как предательство национальных интересов. Наоборот, в Грузии это мнение восприняли с энтузиазмом и весьма односторонне. На всех уровнях стало звучать, что «самый авторитетный осетин» считает, что южные осетины в Закавказье являются пришлым элементом. Но эти разговоры скоро пришлось свернуть, поскольку все последующие публикации В.А. Абаева полностью разъясняют его позицию по данному вопросу. Им доказано, что сам грузинский элемент на территории нынешней Грузии до X века н.э. выглядит весьма условно и приводит слова академика А. Осипова: «Самое интересное начинается, когда берутся доказывать, право данной национальности на чужие территории якобы принадлежащие ей когда-то в прошлом, забывая, что вся история человечества – непрерывная череда переселений, разделения и слияния народов, что нет в мире этноса, образование которого не было бы результатом различного рода миграции и ассимиляции».
              Вассо Абаев никогда не прерывал связи с Родиной. При любой возможности он приезжал в Цхинвал, поддерживал тесные связи с представителями осетинской интеллигенции – учеными, писателями, деятелями культуры. Был среди них и Алексей Маргиев ныне известный во всей Осетии собиратель и хранитель документов и материалов по новейшей истории осетин. В свое время он передал в дар ученому несколько томов своих собраний. Они произвели на Вассо Ивановича большое впечатление и он посоветовал А. Маргиеву продолжить работу в этом направлении, сконцентрировав внимание на политике руководства Грузии в отношении Южной Осетии. «Алексей, – писал В. Абаев, – в 20-е годы у нас не оказалось никого, кто зафиксировал бы факт геноцида. У тебя есть навыки, стремление и желание собирать материалы о том, что сейчас происходит. Я прошу ничего не пропускать. Хочу ошибиться, но есть предчувствие, что события 20-х годов могут повториться в еще более страшном виде».
              Алексей Маргиев внял совету старшего товарища, но и он не мог предположить, что материалы, касающиеся грузино-осетинского противостояния не уместятся и в 120 объемистых томах. Многие из документов и материалов пересылались в Москву Вассо Абаеву. Тот отправлял в ответ свои статьи, две из них были опубликованы в периодической печати. Но вот третья – самая объемная и значимая до сих пор широкой общественности не известна. Между тем в ней разобрана природа геноцида, показана сущность грузинской «демократии», фашистская сущность гамсахурдиевского правления, рассмотрена концепция «хозяева» – «гости», показана война топонимов, дается толкование отдельных эпизодов истории осетинского и грузинского народов.
               Алексей Маргиев посчитал нужным сделать доступными всем эти интереснейшие, содержательные, глубоко аргументированные и доказательные публицистические работы Вассо Абаева. Сегодня они как никогда актуальны и остается только выразить слова благодарности составителю за то, что он взял на себя всю работу по выпуску этого сборника.
              А закончить наше короткое вступление хочется словами академика Олега Трубачева на 90-летнем юбилее Василия Ивановича Абаева: «Василий Иванович постоянно учит нас примером своей жизни не отрывать деятельность ученого от всей его нравственной личности. Такая личность украсит любую науку, и отрадно сознавать, что это личность досталась нам, которых почти убедили, что мы оскудели именно личностями».

        Батрадз Харебов.

От составителя

         В 1995 году мне посчастливилось по приглашению Василия Ивановича Абаева присутствовать в Москве на юбилейных торжествах по случаю 95-летия со дня его рождения.
    Во время встречи Василий Иванович поблагодарил меня за присланные материалы, связанные с грузинской агрессией против Южной Осетии. Он пригласил меня к себе домой и передал материалы из старых грузинских источников, которые опровергают измышления современных грузинских ученых и государственных деятелей о том, что осетины пришлый элемент в Закавказье. Многие места он сам переводил и комментировал. Вот некоторые эпизоды:
         1. «Хотя Осетия не составляет действительную часть Грузии, однако она настолько близка к нашей стране, что знакомство с ней для нас будет весьма полезным. Эта страна расположена в средней части Кавказского хребта между Хевсуретией и Сванетией. Одна часть этой страны расположена на северных склонах Кавказского хребта, а вторая часть – на южных склонах этого хребта. Ту часть называют Северной Осетией, а эту – Южной Осетией». (С.С. Робакидзе. «Описание родины». Учебник географии, издание 3-е, Кутаиси, 1917, стр. 81).
         2. «Осетины занимают срединную часть Кавказского хребта, от Хевсуретии до Сванетии. Одни из них живут по ту сторону хребта, на его северных склонах, другие на этой стороне, на южных склонах. По этой причине Осетия разделяется на две части: Северную Осетию и Южную Осетию». (Якоб Гогебашвили. «Бунебис кари» («Врата природы»), Тбилиси, 1912, стр. 540-541).
         3. «Положение исследователя истории грузинского народа еще более осложнено тем обстоятельством, что Кавказ не был первоначальной родиной грузин и остатки культуры не надо искать здесь. Но до тех пор, пока не будет восполнен вышеназванный недостаток, у специалиста истории Грузии нет другого пути, как пользоваться недостаточными фактами» (И. Джавахишвили, «История грузинского народа», том 1, Тбилиси, изд. Сил Таварткиладзе, 1928, стр. 5).
         4. О происхождении своего народа он вместе с другими историками пишет: «С древнейших времен грузины себя называют картвелами, а страну свою Сакартвело. Слово «картвели» происходит от «карду», – название страны, являющейся первой родиной грузинских племен. В истории эта страна известна под названием Халдея. Из грузинских племен, обитавших в Халдее, Месопотамии и Малой Азии, в ассирийских клинописях раньше всех упомина¬ются месхи, затем трубалы и каски или колхи и т.д. Соседом их в эту эпоху было ассирийское царство. С VI до II вв. до нашей эры шла борьба между трубо-месхо-колхами и ассирийцами. Вследствие этой борьбы грузины и их сородичи еще в древние времена были изгнаны из Малой Азии ассирийским царем Навуходоносором в Закавказье, где грузинские племена и обосновались» (БСЕ, 1930, стр. 550, авторы – И. Джавахишвили, Ф. Махарадзе, С. Какабидзе, С. Хурдадзе).
          5. Отец грузинской истории И. Джавахишвили объясняет, что в слове «картвели» «ели» есть суффикс, обозначающий «откуда мы».
         6. Продолжая эту тему Василий Иванович привел отрывок из статьи видного грузинского ученого, философа, доктора исторических наук, профессора Геронти Кикодзе: «… До сих пор не установлено, кто мы и откуда, поскольку на земле у нас нет родственных народов. Мы не знаем, куда нас несет наша судьба… Правда говорят, что мы жили на берегах Евфрата и Тигра, но и там нас не любили, не давали жить соседи, они ненавидели нас. Мы не знали, куда нам податься. Вот так мы проводили наши дни в одиночестве – словно спустились с неба. Наш язык отличается от языка других народов, отличается наше мировоззрение, наш характер, у нас есть свои особенности и традиции. Правда, мы были изгнаны из наших земель нашими соседями, они ничего не оставили нам, а аланы (предки нынешних осетин) нас пожалели и приютили, дали нам земли и приласкали, обучили нас своему военному делу, передали свою культуру, свои обычаи, защитили нас от внешних врагов» (Геронти Кикодзе, газета «Сакартвело», 1917 год).
         7. «В 1840 году грузинский священник Русишвили выкрал из Нузальской часовни (Нузал, родовое село мужа и соправителя царицы Тамар Сослана-Давида) летопись Осетии и привез в Гареджийский монастырь Грузии. Из этой летописи в своей книге поместил изображения осетинских царей и видных деятелей, в том числе Ос Багатара. Где хранится эта летопись сейчас ничего не знаю» (Закария Чичинадзе. «История Осетии по грузинским источникам», изд. Тбилиси, 1913).
         По анонимным источникам эта летопись хранится в архиве Светицховели, в городе Мцхета. Есть сведения, что вместе с другими документами она была утоплена в Куре.
         8. В конце беседы я задал вопрос Василию Ивановичу: «Василий Иванович, Грузия имела блестящих языковедов и сейчас имеет. Почему же они не составляют историко-этимологический словарь грузинского языка?» На что он ответил: «Грузинский язык полностью создан из заимствованных слов и при составлении должны указывать связь того или иного слова с другими языками и получится, что чисто грузинского языка не существует, поэтому грузинские ученые воздерживаются от составления «Историко-этимологического словаря грузинского языка».
          В конце беседы Василий Иванович спросили меня: «Алексей, в мае месяце 1991 года я тебе по почте послал материал под заголовком «Трагедия Юго-Осетии: Беспредел геноцида» для опубликования в средствах массовой информации Юго-Осетии, но с тех пор слежу, и вы этого не сделали. В чем дело?»
         «Василий Иванович, – ответил я, – Я ждал конца войны, и как будут складываться послевоенные обстоятельства. После окончания войны наступило относительное спокойствие. Были введены в зону грузино-осетинского конфликта российские миротворческие силы».
        В ответ Василий Иванович подчеркнул: «Алексей ты не должен быть наивным, тем более неплохо разбираешься в вопросах истории осетино-грузинских взаимоотношений и в вопросах геноцида осетин в 20-х годах и в 1989-1992 гг. Появится новый «ястреб» в руководстве Грузии и опять повторится то же самое, но в более худшем варианте». Какое верное предсказание Василия Ивановича. В действительности, после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили и его команды, провокационные действия против Южной Осетии с 2004 года и по сей день стали носить более акцентированный и угрожающий характер. Это и новая агрессия в июле-августе 2004 года против Южной Осетии, и обстрел грузинскими полицейскими в селе Тамарашени автомашины военнослужащих министерства обороны Республики Южная Осетия, в результате чего погибли Анатолий Кочиев, Мурат Кочиев, Гурам Джагаев и Людвиг Бязров, и обстрел 12.10.2004 г. автомашины миротворческих сил осетинского батальона у села Кирбали Горийского района грузинскими спецназовцами, в результате чего были убиты военнослужащие миротворческих сил Илья Хачиров и Иван Маргиев, и обстрел грузинскими спецназовцами автомобильного патруля МВД Республики Южной Осетии в районе села Тбет Цхинвальского района 8 сентября 2006 года, в результате чего погибли Ахмураз Джиоев, Анзор Кабисов и Гамлет Джабиев, и жестокое избиение в селе Кехви лицами грузинской национальности Ивана Маргиева, который не приходя в сознание скончался через несколько дней, и засылка 31.10.2006 г. на территорию Южной Осетии со стороны Онского района диверсионной группы из четырех человек для осуществления диверсионных актов на территории Южной Осетии в преддверии выборов Президента Республики Южная Осетия и референдума о независимости Республики Южная Осетия.    Оправдались и слова В.И. Абаева «но в более худшем варианте»: это создание т.н. альтернативного правительства, это законодательная инициатива президента Грузии М. Саакашвили «О создании т.н. временной административной единицы в Цхинвальском регионе», это намерение властей Грузии провести т. н. парламентские выборы на территории указанной административной единицы. Именно по этому, ради придания «законной основы» этим т.н. выборам, в последние месяцы грузинские полицейские на участке трассы Тамарашени – Кехви останавливают граждан Южной Осетии, «сканируют» их паспорта, чтобы после «зафиксировать» будто эти граждане тоже приняли участие в планирующихся т.н. парламентских выборах. Все это – звенья одной цепи, не прекращающегося геноцида осетинского народа. Все эти провокационные акты и фактор возможного военного противостояния, беспредел, убедили меня в том, что с публикацией этой брошюры мы несколько запоздали. Но и теперь она остается предельно актуальной, и к мнению патриарха осетинской науки следует прислушиваться и сейчас, даже после его ухода из жизни.
          Несколько слов о развязывании грузинской агрессии против Южной Осетии в 1989-1992 годах. Начиная с 1988 года, в средствах массовой информации Грузии, в многочисленных выступлениях лидера грузинских фашистов Звиада Гамсахурдиа на митингах в грузинских селах Южной Осетии и в селах Горийского, Карельского, Кварельского и других районов Грузии целенаправленно создавался «образ врага» грузинского народа в лице осетин.
           То, что средства массовой информации сыграли большую роль в развязывании грузинской агрессии против Южной Осетии об этом хорошо пишет учитель сионской средней школы Марнеульского района Грузии Реваз Садунишвили в своей обширной статье под заголовком «Сказать горькую правду», опубликованной в газете «Ахалгазрда Ивериели» 5 ноября 1991 года: «…Вместо того, чтобы грузинская пресса, радио и телевидение проводили политику нейтрализации положения и его стабилизации, наши средства массовой информации, к сожалению, вовсе не справились с этой сложной и ответственной миссией, не поднялись выше эмоций, не за¬няли корректную, мирную, уравновешенную позицию, все время искали что-нибудь плохое в грузино-осетинских взаимоотношениях, умалчивая о том, что на протяжении всей истории осетины были всегда рядом с грузинами, когда им было плохо. Таким своим подходом средства массовой информации Грузии, так сказать, подливали керосин в грузино-осетинское противостояние.
         Алексей Маргиев

 ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ САЙТА:
На эту и близкие темы в Рунете в последние годы ведётся активный обмен мнениями, разгораются дискуссии. Один из примеров таких дискуссий вы можете найти здесь.

Наши новости

В. О. Максимов в программе "ОТРажение"

Интервью генерального директора ИИЦ "История фамилии" 26.11.2019 на канале ОТР. Тема: буква "Ё" и необычные названия населенных пунктов.

Подробнее...

Буква года 2019 - Ё!

Ещё одна область приняла решение привести написание названий расположенных на её территории географических объектов в соответствии с законом "О государственном языке РФ" и рекомендациями Министерства образования и науки РФ. Итак, к концу года в двух областях России - в Новгородской и Воронежской - началась активная работа по исправлению написания на дорожных знаках, сайтах органов власти, в служебных, уставных и других документах географических названий, в которых имеется буква «ё», а также дефис или прописные буквы.

Подробнее...

54-я Научная студенческая конференция по топонимике

Конференция откроется в среду 27 марта 2019 г. в 12 час. в конференц-зале Института географии Российской академии наук по адресу: Москва, Старомонетный переулок, 29 (станции метро - "Полянка", "Третьяковская").

Подробнее...

2019! Поздравляем с Новым годом!

Дорогие друзья! 

Мы рады поздравить вас с наступающим Новым годом! Искренне желаем каждому исполнения тех желаний, которые он загадает накануне этого замечательного праздника. Счастья, здоровья и - главное - мира!

Подробнее...

Мобильная версия сайта ИИЦ "История фамилии"

   Дорогие друзья! Если для просмотра нашего сайта вы используете смартфон, то рекомендуем перейти на новый сайт нашего центра familii.su. Он адаптирован под мобильные устройства.

Подробнее...

Новости ономастики

Почему американские евреи меняли фамилии

В 1932 году некий Макс Гринбергер подал в городской суд Нью Йорка ходатайство о том, чтобы ему и двум из его четверых детей разрешили сменить фамилию на «Грин». Среди перечисленных им оснований было и такое: «фамилия “Гринбергер” напоминает иностранную и потому не благоприятствует приисканию хорошей работы для музыкантов» — а с музыкой хотела связать свою жизнь его дочь Огаста. Были и другие причины.

Подробнее...

Ё-моё и всё-всё-всё

Самая молодая и самая весёлая буква Буква Ёрусского алфавита это "ё". Про неё сочинено анекдотов больше, чем про букву "х". Впервые всерьёз о ней заговорили 29 ноября 1783 года на заседании Петербургской академии наук. А ведь в каких-то случаях без буквы "ё" невозможно понять, о чём идёт речь. Например, фразу "В ближайшие дни регион передохнет от жары" можно понято по-разному. То ли жара спадёт, то ли все умрут.

Подробнее...

Удивительная жизнь Онегина Гаджикасимова

«Льет ли теплый дождь, падает Онегин Гаджикасимовли снег - Я в подъезде против дома твоего стою...». 

Знакомые строчки? А вы знаете, кто их написал? Поэт Онегин Гаджикасимов. Человек большого таланта, необычного имени и удивительной судьбы.

Подробнее...

Фамильные истории: турецкие фамилии Ататюрк и Корутюрк

Закон об обязательном наличии фамилий у граждан Турции был принят лишь 21 июня 1934 года. Причём, согласно этому закону, фамилии можно было выбирать на свой вкус. Например, первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль получил свою фамилию 24 ноября того же года. Фамилия была присвоена решением парламента и отражала его социальный статус - Ататюрк, что означает «отец турок». Таким же образом, с опорой на фантазию - свою или чужую - офамиливались и другие граждане этой страны. Например, шестой президент Турции - Фахри Сабит Корутюрк (1903-1987) - получил свою фамилию от Ататюрка почти как подарок.

Подробнее...

Кемеровская область - Кузбасс

Кемеровская область официально получила второе название – Кузбасс. Указ президента Владимира Путина об этом опубликован на портале правовой информации.

Подробнее...
История фамилии © 1996-2019.